Демидович Татьяна

 

Рассказ написан под впечатлением эссе Семена Талейсника «Парусник с именем ведьмы» и реальной житейской истории...

 

                   -1-

- Нравится?

- Не то слово, - ответила я и осторожно провела рукой по черному корпусу парусника. На моей ладони остался серый след музейной пыли. А на  гладкой поверхности корабля вдруг заплясал солнечный зайчик. Через приоткрытую форточку чувствовалось сладкое дуновение весеннего ветра, и паруса невольно вздрагивали от каждого вздоха шутника-зефира. Еще секунда и, кажется, корабль расправит свои крылья, гордым лебедем поплывет  к неизвестным берегам и растает где-то там, в белизне  горизонта на глазах восхищенной публики.

- Это работа одного народного умельца, - ответила сотрудница музея. - Жаль, давно он к нам не заходит. Интересный человек. Он  покорял сердца наших девочек романтичными морскими сказками.

- Нос корабля украшает деревянная фигурка девушки,  - осторожно заметила я. - Наверное, это знаменитая Ассоль... Хотя взгляд какой-то дерзкий. Интересно, какая счастливица позировала мастеру?

- Вы не думайте. Это не Ассоль и не древнегреческая богиня. - Рассмеялась хозяйка экспозиции. - Это ведьма! Да,да... ведьма!  Коварная обольстительница из шотландских преданий. Она погубила многих моряков. По словам мастера,  дерзкую хозяйку болот любили в свое время изображать художники на  полотнах...  Кстати, Рафаэль Викторович, автор модели дивного корабля, не из наших будет. Он приезжий. Раньше он работал экскурсоводом в Крыму. Отсюда и его безграничная  любовь к морю.

- Каким же ветром мастера занесло в наши края?

- О, это совсем другая история! Не менее романтичная! Рафаэль Викторович влюбился в одну из своих экскурсанток. И, представляете, в один прекрасный день  он бросил семью, двоих детей и отправился  на поиски своей возлюбленной. А нашел он ее здесь, в нашем приграничном городке. Тут и живут они вместе, по сей день.

- Изумительная история, - улыбнулась я и достала блокнот с ручкой. - Ну, вот, кажется, я и отыскала главного героя своей новой статьи. А у вас наверняка где-нибудь записан  номер  телефона Рафаэля  Викторовича...

- Конечно, конечно! Директор нашего музея все тщательно хранит, в том числе  адреса и номера телефонов.

         Музейная работница протерла платком стекла своих старомодных очков в толстой оправе и скрылась за дверями подсобных помещений.

         У меня оставалось еще немного времени, чтобы полюбоваться красотой корабля, никогда не видавшего морских простор. Парусник, словно уставший странник, невозмутимо пришвартовывался к фантазиям случайных прохожих, искал в чужих глазах пристанища своим несбывшимся мечтам. И  запах дерева, и игра солнечных бликов на палубе подтверждали, что это не просто выразительный памятник былым воспоминаниям. Эта целая жизнь с непредсказуемым началом и долгим запутанным продолжением.

         Я вдруг представила руки мастера - сильные, грубые, выпачканные лаком и клеем. А потом мое воображение переключилось на другую картинку. Я увидела на борту корабля статного красавца-капитана. Он уверенно держал штурвал, всматриваясь в  тонкую линию далекого незнакомого берега. Он стремился туда, где живет его любимая.

-2-

-Ну, и зачем вас принесла нелегкая? - неожиданно, из темноты дверного проема появилась высокая  грузная женщина средних лет. - Ах, да... Наш Рафаэльчик журналистов к себе нынче приглашает. Совсем из ума выжил старый алкоголик.

Я с удивлением рассматривала незнакомую женщину, так не любезно встретившую меня на пороге своего дома. В потертом трико и выцветшей грязной безрукавке она была совершенно непохожа на миниатюрную корабельную скульптурку девушки. Вместо  золотого водопада локонов на макушке  недоброй хозяйки торчал скупой пучок нечесаных волос. А ее маленькие поросячьи глаза, подпертые темными мешками,  искрились неподдельной злостью.

- Вы должно быть Людмила Алексеевна? - Несмело переспросила я. - Я вас немного не так представляла.

Хозяйка тут же окатила меня ядовитым раскатистым смехом:

- Я себя тоже до сих пор другой представляю... Вот что делает с нами, с женщинами, несчастливая доля. Мой вам совет, милочка, никогда не связывайтесь с творческими людьми. Вся жизнь наперекосяк пойдет. Они ведь все лентяи. Вон, и мой думал, в кораблики всю жизнь играть будет. А кому эти кораблики тут нужны? У нас и морем не пахнет, и туристов нет. Короче, не кому  все эти цацки  «збагривать». У нас тут вкалывать надо... А вы входите раз уж пришли, входите...

         И я протиснулась в душную коридорную клетку. Квартирный полумрак добавлял в захламленность и неаккуратность  маленькой квартиры горький привкус уныния.  Делая осторожные шаги, я боялась наступить на одну из  небрежно брошенных на пол вещей. Хотя ничего ценного видимо под моими ногами и не было.

- Вот он, собственной персоной. - Торжественно, с оттенком фальшивой радости, произнесла хозяйка и театрально вытянула руку вперед. На диване, уткнувшись лицом в несвежую наволочку маленькой подушки, спал мужчина. По его  давно нестиранной куртке и потемневшим от грязи бежевым брюкам  можно было догадаться о многом - сорвался человек, не смог перестроиться на новую жизнь и оказался за бортом суровой повседневности...

         Жаль, что во время бросить спасательный круг было не кому. Одинокий романтик, в чьих руках простая деревяшка обретала красивые формы, становилась чудом, удивляла и звала в далекие фантастические путешествия,  оказался  неспособным удержать в руках штурвал своей собственной жизни.

         Я молча и долго созерцала эту печальную картину, остро чувствуя как хозяйка ждет моего решения. Я представила, как через мгновение за мной может закрыться  чужая скрипучая дверь - маленькая тропинка к чужому  непонятно- горестному миру.

- Он проснется через часа два, - наконец-то не выдержала долгой паузы хозяйка. - Ждать бессмысленно, тем более угощать мне Вас нечем. Так что не теряйте своего драгоценного времени.

- А где я потом могу найти мастера? - попыталась в последний раз  зацепиться я.

- Где, где... В подвале нашего дома... Третья дверь направо. Он там обычно пьет...

-3-

         Тонкий лучик света просачивался сквозь обветшалую, грубо сбитую из   неровных досок дверь. Я стучаться не стала - уверено потянула за ржавую ручку. Рафаэль Викторович сидел ко мне спиной. Я опять не видела его лица. Лишь по сутулым плечам да длинным курчавым волосам поняла, что не ошиблась адресом.

- Вы из музея? - тихо, но четко  произнес он.

- Да... - соврала я, с удивлением разглядывая расписанные в небольшом подвальном помещении стены. Белая пена морей со сладкими коктейльным оттенками, изумрудная глубина непокоренной водной стихии, кажется, давно поглотили холодную серость подвальных стен. И крохотные модельки кораблей, аккуратно размещенные на самодельной этажерке, на фоне этой морской идиллии выглядели гордыми красавцами.

Нет, эта подвальная комнатушка не была предназначена для веселого времяпровождения  горе-выпивохи. Скорее всего, она была убежищем для воспоминаний и сосредоточенных раздумий. Тут Рафаэль  похоронил свою мечту, и каждый день приходил сюда помянуть ее.

         Я наконец-то уловила усталый взгляд мастера. Его морщинистое лицо было затенено печалью. И в  болезненно воспаленных глазах таились подозрительность и страх.  Смутно улыбнувшись, он поманил меня сухой дрожащей рукой.

- Я давно ждал Вас... - прохрипел он, - я знал, что Вы придете... Вы наверное видели ее?

- Да, я видела... Изумительная модель. Вы большой мастер. -  дружески прикоснувшись к плечу Рафаэля Викторовича, восторженно произнесла я.

- Я не про корабль..., - упавшим голосом произнес мастер. - А про жену свою. Что она про меня говорила?

- Ничего такого...

- Не правду говорите, сударыня...  Я алкоголик... И руки у меня трясутся... И я больше не способен создавать прекрасные модели.

         К своей великой досаде, я не знала, что ему ответить.

  Внезапно ворвавшись в чужую жизнь, я словно  получила от обстоятельств завуалированный выговор, и теперь, в  замешательстве топталась на месте. Моя храбрость куда-то пропала. Я боялась, что мой взгляд покажется ему немилосердным, но и в моем сочувствии, как видимо, он не нуждался.

- Я давно ждал вас, сударыня, - опять повторил он и попытался встать. Получилось по-стариковски неуклюже. Тогда Рафаэль  Викторович болезненно вздохнул и  тяжело опустился на стул, после чего небрежно  махнул рукой в сторону самодельной ширмы:

- Уберите ее, сударыня...

Я осторожно отодвинула ситцевую вылинявшую занавеску и   замерла... Перед моими глазами находился точно такой же клипер, как в музее, только меньших размеров. От этого каждая деталь корабля казалась более утонченной. Четкость форм и сложность линий изумляли своей величавостью. И я вдруг почувствовала как мало место этому морскому великолепию в сыром подвале.

- Вы заберете его..., - с надеждой в голосе попросил Рафаэль Викторович. - Жена если найдет этот корабль, то  обязательно за копейку продаст... А он ведь бесценный... Очень хотелось бы, чтобы моя последняя работа была у всех на виду, а не где-то там, на полках  богатых коллекционеров... 

         Глубокие страдальческие морщины на лице мастера задрожали, и под  гнетом чужого скорбного взгляда я отвела глаза в сторону.  Мне не хотелось обманывать Рафаэля Викторовича, и в то же время я не могла  отказать ему. Миниатюрный клипер должен был выйти из длительного заточения и, кажется, только я могла теперь помочь ему покинуть остров печали и одиночества...

 - Я забираю клипер и обещаю Вам, что ваше творение увидят многие, - твердо сказала я  и взяла в руки модель корабля.

- Спасибо, - коротко и сухо ответил мастер и тут же зашелся в кашле.

         ...Навсегда покидая этот причал уныния, я думала о том, как редко мы замечаем муки чужого отчаяния, и равнодушно проплываем мимо, торопясь и надеясь на тепло и уют своих далеких пристанищ.

 В моих руках палуба клипера залилась блеском  озорных лучей, и белыми бабочками ожили на ветру паруса. Прохожие, не скрывая восхищения, смотрели на мою необычную ношу. На фоне  мелькавших в толпе тяжелых авосек  игрушечный кораблик был  жемчужиной. И я чувствовала гордость и радость от того, что плыву вместе с ним в людском суетливом потоке.

Прошло много лет, а модель корабля по-прежнему стоит на подоконнике в моем кабинете. Широкое окно одноэтажного старого здания  не смутишь взглядами случайных зевак. И все-таки так приятно, что среди тысяч затененных гардинами окон любопытный взгляд выбирает мое, приютившее творение чьих-то талантливых рук.

 


Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться

Люди, участвующие в этой беседе

  • Гость - Вайнер Ирина

    Спасибо, Танюша, за прекрасный рассказ, за прекрасный язык, которым вы владеете в совершенстве. Счастья вам и успехов!
    С любовью - Ариша.

  • Гость - Смирнов Владимир

    Уважаемая Татьяна !
    Полностью разделяю Ваше мнение, что \"литература 18- 19 века не ушла безвозвратно в прошлое. Классические произведения являются и для читателя, и для литератора фундаментом в познании творчества\".
    Все знают, что Шекспира, Пушкина, Гоголя, Золя , Гюго, и др.классиков переиздают во всём мире, их читают, ставят спектакли. По ним учатся в школах. А модные пятидневки циничных бойких авторов начала нашего века едва ли войдут в золотой фонд литературы. Время покажет. Жаль только, мы не узнаем, чьи имена перейдут в следующее столетие.
    Но буду мечтать, Татьяна, и молиться за Вас, чтобы и Ваше имя оказалось среди достойных, вошедших в Золотой фонд! Считаю Вас одаренным от Бога. Желаю успехов, пишите свои добрые рассказы.
    Владимир.

  • Гость - 'Гость'

    Уважаемый Валерий,
    я с Вами согласен, что такие работы, как великого русского философа В.Розанова хочется читать и перечитывать! Я тоже его почитываю на сон грядущий, как и статьи Иванова, Бердяева, Гиппиус и др. его современников.
    И хотя с тех пор, как он писал уже больше века минуло, но «так много в его статьях актуального и ныне».
    Поэтому смешно, когда пишут, как в следующем комменте:
    \"то, что было хорошо для читателя 100-150 лет назад - уже не устраивает читателей сейчас.\"
    Если читателю нужно что-то новое, то НЕ пошлость, глупость и поучающее самодовольство, как у некоторых комментаторов и авторов, несущих всё подряд без отсева. Лучше подумать, как советуют в школе, что ты оставляешь на бумаге или в интернете, прежде, чем садиться за сочинение или за письмо.
    Владимир С.

  • Гость - Хаустов Андрей

    Таня, я не говорю, что произведения устарели, я говорю о том, что продолжать писать в том же духе сейчас - не актуально, \"утопично\", ибо изменился и язык, и выражения, и техника, и появился набор новых приёмов и композиций;
    и поднялся общий градус \"жёсткости\" в среде, массовой среде читателя. Особенно в среде немного уставших от жизни женщин лет за 35... Обще благополучных, и считающих себя на \"высокой летнице\", но бесконечно уставших от ежедневной, иногда, бессмысленной \"борьбы\" за ещё лучшее место под солнцем. Или же просто неудачниц, предъявляющих бездну требований к другим, и не замечающим недостатков в себе и своём отношении к окружающему миру.

    Я говорю о том, что если писатель сейчас откровенно слизывает стиль и манеру давно ушедших мастеров, значит он сам никогда таким не станет. Хоть и говорят, \"что новое - это хорошо забытое старое\"...

    Вообще-то, это я и близко - не про твой рассказ. Более того, я считаю его взрослым рассказом, и определённым твоим достижением. Поэтому всё сказанное ни коим боком к тебе и к товоему нынешнему рассказу не относится.
    Да ты это и сама знаешь, ведь я о рассказе плохого слова не сказал.

    Что же касается актуальности описанного авторами прошлого, то я, конечно же согласен.
    Шекспир (Ф.Бэкон?) и сейчас остаётся Шекспиром.
    Да Винчи - и сейчас Да Винчи. А Пушкин - остаётся Пушкиным, А Есенин - Есениным, Хем - Хэмингуэем, а малоизвестный выходец из России, парижанин Марк Леви (М. Агеев) - Марком Агеевым.
    Когда я прочёл его гениальный Роман с Кокаином (и дважды был на одноимённом спектакле в Москве), тогда я понял, что описываемые им образы, ситуации, подачи характеров и исторической правды 1916-1920-х гг. - это и есть ТО, что называется актуальностью на все времена. И в наше время. И через 100 лет после нас будет оставаться таким. Те же мучительные проблемы морального выбора. Те же пороки и то же счастье, и те же слёзы и те же предательства друзей и тд.
    И неожиданная помощь от тех, от кого её меньше всего ждёшь.
    Потому что Настоящая Литература - она вне времени.
    Поэтому, я всегда говорил своим друзьям в Москве, и не только,: все люди одни и те же во все времена. Меняются лишь технологий, язык, привычки, обычаи, житейские мелочи, но люди как были, скажем, 800 лет назад с теми же личными проблемами и проблемами Выбора, такими они и остаются сейчас.
    Все те же соблазны, страхи, желания, амбиции, пороки, благодетели; всё та же жажда власти, всё та же совесть и Выбор...

    НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ.


    Капитан.

  • Гость - Демидович Татьяна

    Литература 18 - 19 века не ушла безвозвратно в прошлое. Классические произведения являются и для читателя и для литератора фундаментом в познании творчества. Почему же произведения устарели? Многие сюжеты актуальны и сегодня, а многие герои так похожи на современников. К тому же из прошлого до нас дошло самое лучшее, выбранное, оцененное. Есть чему поучиться и у кого поучиться.
    Конечно, глупо засыпать современные произведения архаичными словами, дух новой эпохи возьмет в любом случае свое. Как предшественники мы писать в любом случае не будем, но параллели можно будет проводить всегда. Ведь все повторяется – сюжеты, характеры, то же небо, та же природа и даже постаревшие города в новом обличье узнаваемы.

  • Гость - Демидович Татьяна

    Конечно, я не против. Даже рада, что дискуссия под моим рассказом заканчивается выдержками из трактата великого философа.
    Спасибо

  • Гость - Кравченко Валерий

    Уважаемая Таня, Ваш \"ненужный\" Рафаэль Викторович, так меня взволновал(потряс), что я решил рискнуть разместить под Вашим рассказом выдержки из философского трактата В.В. Розанова(1856 -1919) о «ненужности».
    Если Вы сочтете эту мою вольность неуместной - уберите ее без раздумий.
    С уважением, Валерий.

    ***

    В.В.Розанов
    АПОКАЛИПСИС НАШЕГО ВРЕМЕНИ

    …Русь слиняла в два дня. Самое большее — в три. Даже “Новое Время” нельзя было закрыть так скоро, как закрылась Русь. Поразительно, что она разом рассыпалась вся, до подробностей, до частностей. И собственно, подобного потрясения никогда не бывало, не исключая “Великого переселения народов”. Там была — эпоха, “два или три века”. Здесь — три дня, кажется даже два. Не осталось Царства, не осталось Церкви, не осталось войска, и не осталось рабочего класса. Чтó же осталось-то? Странным образом — буквально ничего.
    Остался подлый народ, из коих вот один, старик лет 60 “и такой серьезный”, Новгородской губернии, выразился: “Из бывшего царя надо бы кожу по одному ремню тянуть”. Т. е. не сразу сорвать кожу, как индейцы скальп, но надо по-русски вырезывать из его кожи ленточка за ленточкой.
    И чтó ему царь сделал, этому “серьезному мужичку”.
    Вот и Достоевский...
    Вот тебе и Толстой, и Алпатыч, и “Война и мир”.
    …Что же, в сущности, произошло? Мы все шалили. Мы шалили под солнцем и на земле, не думая, что солнце видит и земля слушает. Серьезен никто не был, и, в сущности, цари были серьезнее всех, так как даже Павел, при его способностях, еще “трудился” и был рыцарь. И, как это нередко случается, — “жертвою пал невинный”. Вечная история, и все сводится к Израилю и его тайнам. Но оставим Израиля, сегодня дело до Руси. Мы, в сущности, играли в литературе. “Так хорошо написал”. И все дело было в том, что “хорошо написал”, а чтó “написал” — до этого никому дела не было. По содержанию литература русская есть такая мерзость, — такая мерзость бесстыдства и наглости, — как ни единая литература. В большом Царстве, с большою силою, при народе трудолюбивом, смышленом, покорном, что она сделала? Она не выучила и не внушила выучить — чтобы этот народ хотя бы научили гвоздь выковывать, серп исполнить, косу для косьбы сделать (“вывозим косы из Австрии”,— география). Народ рос совершенно первобытно с Петра Великого, а литература занималась только, “как они любили” и “о чем разговаривали”. И все “разговаривали” и только “разговаривали”, и только “любили” и еще “любили”.
    Никто не занялся тем (и я не читал в журналах ни одной статьи — и в газетах тоже ни одной статьи), что в России нет ни одного аптекарского магазина, т. е. сделанного и торгуемого русским человеком, — что мы не умеем из морских трав извлекать иоду, а горчишники у нас “французские”, потому что русские всечеловеки не умеют даже намазать горчицы разведенной на бумаге с закреплением ее “крепости”, “духа”. Что же мы умеем? А вот, видите ли, мы умеем “любить”, как Вронский Анну, и Литвинов Ирину, и Лежнев Лизу, и Обломов Ольгу. Боже, но любить нужно в семье; но в семье мы, кажется, не особенно любили, и, пожалуй, тут тоже вмешался чертов бракоразводный процесс (“люби по долгу, а не по любви”). И вот церковь-то первая и развалилась, и, ей-ей, это кстати, и “по закону”...

    КАК МЫ УМИРАЕМ?

    Ну что же: пришла смерть, и, значит, пришло время смерти.
    Смерть, могила для 1/6 части земной суши. “Простое этнографическое существование для былого Русского Царства и империи”, о котором уже поговаривают, читают лекции, о котором могут думать, с которым, в сущности, мирятся. Какие-то “полабские славяне”, в которых преобразуется былая Русь.
    “Былая Русь”... Как это выговорить? А уже выговаривается.
    Печаль не в смерти.

    “Человек умирает не когда он созрел, а когда он доспел”.

    Т. е. когда жизненные соки его пришли к состоянию, при котором смерть становится необходима и неизбежна.
    Если нет смерти человека “без воли Божией”, то как мы могли бы допустить, могли бы подумать, что может настать смерть народная, царственная “без воли Божией”? И в этом весь вопрос. Значит, Бог не захотел более быть Руси. Он гонит ее из-под солнца. “Уйдите, ненужные люди”…
    Почему мы “ненужные”?
    Да уж давно мы писали в “золотой своей литературе”: “Дневник лишнего человека”, “Записки ненужного человека”. Тоже — “праздного человека”. Выдумали “подполья” всякие... Мы как-то прятались от света солнечного, точно стыдясь за себя.
    Человек, который стыдится себя? — разве от него не застыдится солнце? — Солнышко и человек — в связи.
    Значит, мы “не нужны” в подсолнечной и уходим в какую-то ночь. Ночь. Небытие. Могила.
    Мы умираем как фанфароны, как актеры. “Ни креста, ни молитвы”. Уж если при смерти чьей нет креста и молитвы — то это у русских. И странно. Всю жизнь крестились, богомолились: вдруг смерть — и мы сбросили крест. “Просто, как православным человеком русский никогда не живал”. Переход в социализм и, значит, в полный атеизм совершился у мужиков, у солдат до того легко, точно “в баню сходили и окатились новой водой”. Это — совершенно точно, это действительность, а не дикий кошмар.
    Собственно, отчего мы умираем? Нет, в самом деле,— как выразить в одном слове, собрать в одну точку? Мы умираем от единственной и основательной причины: неуважения себя. Мы, собственно, самоубиваемся. Не столько “солнышко нас гонит”, сколько мы сами гоним себя. “Уйди ты, черт”.
    Нигилизм... Это и есть нигилизм, — имя, которым давно окрестил себя русский человек, или, вернее, — имя, в которое он раскрестился.
    — Ты кто? блуждающий в подсолнечной?
    — Я нигилист.
    — Я только делал вид, что молился.
    — Я только делал вид, что живу в царстве.
    — На самом деле — я сам себе свой человек.
    — Я рабочий трубочного завода, а до остального мне дела нет.
    — Мне бы поменьше работать.
    — Мне бы побольше гулять.
    — А мне бы не воевать.
    И солдат бросает ружье. Рабочий уходит от станка.
    — Земля — она должна сама родить. И уходит от земли.
    — Известно, земля Божия. Она всем поровну.
    Да, но не Божий ты человек. И земля, на которую ты надеешься, ничего тебе не даст. И за то, что она не даст тебе, ты обагришь ее кровью.
    Земля есть Каинова, и земля есть Авелева. И твоя, русский, земля есть Каинова. Ты проклял свою землю, и земля прокляла тебя. Вот нигилизм и его формула.
    И солнышко не светит на черного человека. Черный человек ему не нужен…

    ***

    ..Да почему “должны победить”? Победа создается не на войне, а в мирное время. А мы в мирное время ничего не делали, и уж если что мы знали хорошо, то это — то, что равно ничего не делаем…

    ***

    …Окаянна была жизнь его, окаянна и смерть…

    ***

    …Как 1000 лет существовать, прожить княжества, прожить царство, империю, со всеми прийти в связь, надеть плюмажи, шляпу, сделать богомольный вид: выручаться, собственно, — выручать самого себя “нигилистом” (потому что по-нормальному это ведь есть ругательство) и умереть.
    Россия похожа на ложного генерала, над которым какой-то ложный поп поет панихиду. “На самом же деле это был беглый актер из провинциального театра”…

    * * *

    …Да, уж если что “скучное дело”, то это — “падение Руси”.
    Задуло свечку. Да это и не Бог,
    а ... шла пьяная баба, спотыкнулась и растянулась. Глупо. Мерзко.
    “Ты нам трагедий не играй, а подавай водевиль”…

    ***

    …Не будем даже вспоминать слова Бисмарка, что “побежденному победитель оставляет только глаза, чтобы было чем плакать”…

    ***

    …Ленин и социалисты оттого и мужественны, что знают, что их некому будет судить, что судьи будут отсутствовать, так как они будут съедены… (Октябрь.)

    ***

    …Не довольно ли писать о нашей вонючей Революции, — и о прогнившем насквозь Царстве, — которые воистину стоят друг друга. И — вернуться к временам стройным, к временам ответственным, к временам страшным...

    ***

    …Им были даны чудные песни всем людям. И сказания его о своей жизни — как никакие. И имя его было священно, как и судьбы его — тоже священны для всех народов.
    Потом что-то случилось... О, чтó же, чтó же случилось?..
    . . . . . . . . . . . .
    Нельзя понять...
    . . . . . . . . . . . .
    Ни один народ не может. Никто из человечества...
    . . . . . . . . . . . .
    Ни мудрец, ни ученый, ни историк.
    И стал он поругаемым народом, имя которого обозначает хулу. И имя которого, национальное имя, стало у каждого племени ругательным названием всякого человека, к кому оно приложится в этом чужом племени.
    О, что же случилось?..?..

    ***

    …Русские в странном обольщении утверждали, что они “и восточный, и западный народ”, — соединяют “и Европу, и Азию в себе”, не замечая вовсе того, что скорее они и не западный, и не восточный народ, ибо что же они принесли Азии, и какую роль сыграли в Европе? На востоке они ободрали и споили бурят, черемисов, киргиз-кайсаков, ободрали Армению и Грузию, запретив даже (сам слушал обедню) слушать свою православную обедню по-грузински. О, о, о... Сам слушал, сам слушал в Тифлисе. В Европе явились как Герцен и Бакунин и “внесли социализм”, которого “вот именно не хватало Европе”. Между Европой и Азией мы явились именно “межеумками”, т. е. именно нигилистами, не понимая ни Европы, ни Азии.
    Только пьянство, муть и грязь внесли.
    Это действительно “внесли”. Страхов мне говорил с печалью и отчасти с восхищением: “Европейцы, видя во множестве у себя русских туристов, поражаются талантливостью русских и утонченным их развратом”. Вот это — так. Но принесли ли мы семью? добрые начала нравов? Трудоспособность? Ни-ни-ни. Теперь, Господи, как страшно сказать... Тогда как мы “и не восточный, и не западный народ”, а просто ерунда, — ерунда с художеством, — евреи являются на самом деле не только первенствующим народом Азии, давшим уже не “кое-что”, а весь свет Азии, весь смысл ее, но они гигантскими усилиями, неутомимой деятельностью становятся мало-помалу и первым народом Европы. Вот! Вот! Вот! Этого-то и не сказал никто о них, т. е. “о соединительной их роли между Востоком и Западом, Европою и Азиею”. И — пусть. О, пусть... Это — да, да, да.
    Посмотрите, встрепенитесь, опомнитесь: несмотря на побои, как они часто любят русских и жалеют их пороки, и никогда “по-гоголевски” не издеваются над ними. Над пороком нельзя смеяться, это — преступно, зверски. И своею и нравственною, и культурною душою они никогда этого и не делают Я за всю жизнь никогда не видел еврея, посмеявшегося над пьяным или над ленивым русским. Это что-нибудь значит среди оглушительного хохота самих русских над своими пороками. Среди наших очаровательных: “Фон-Визин, Грибоедов, Гоголь, Щедрин, Островский”. А вот слова, которые я слышал: “Послушайте, как вы смотрите на русского священника?” — “При всех его недостатках, я все-таки люблю его”.— “Люблю? Это — мало: можно ли не чтить его: он получает корку хлеба, т. е. сельский священник, а сколько труда, сколько труда он несет”. Это доктор Розенблюм, в Луге, в 1910 г. Я думал, он — немец. Расспросил — еврей. Когда разбиралось дело Панченко (“Де-Ласси и Панченко”), пришлось при экспертизе опросить какого-то врача-еврея, и он сказал серьезно: “Я вообще привык думать, что русский врач есть достойное и нравственное лицо”. Я так был поражен обобщенностью вывода и твердостью тона. И за всю жизнь я был поражаем, что несмотря на побои (“погромы”), взгляд евреев на русских, на душу русскую, на самый даже несносный характер русских, — уважителен, серьезен.
    Я долго (многие годы) приписывал это тому, что “евреи хотят еще больше развратиться русским”: но покоряет дело истине своей, и я, в конце концов,

    вижу, что это — не так.

    Что стояло безумное оклеветание в душе моей, а на самом деле евреи уважительно, любяще и трогательно относятся к русским, даже со странным против европейцев предпочтением. И на это есть причина: среди “свинства” русских есть, правда, одно дорогое качество — интимность, задушевность. Евреи — то же. И вот этою чертою они ужасно связываются с русскими. Только русский есть пьяный задушевный человек, а еврей есть трезвый задушевный человек…

    ***

    …“Русские — общечеловеки”. А когда дело дошло до Армении, — один министр иностранных дел (и недавний) сказал: “Нам (России) нужна Армения, а вовсе нé нужно армян”. Это — деловым, строгим образом. На конце тысячелетия существования России. Т. е. не как восклицание, гнев, а (у министра) почти как программа... Но ведь это значит: “согнал бы и стер с лица земли армян, всех этих стариков и детей, гимназистов и гимназисток, если бы не было неприлично и не показалось некультурно”. Это тот же Герцен и тот же социализм. Это вообще русский нигилизм, очевидно вековечный…

    ***

  • Гость - Хаустов Андрей

    Таня, зацепил фрагмент из твоего ответа:

    \"А предложений, которые можно конкретно сократить, типа \"делая осторожные шаги\" очень много. Если мы будем упрощать нашу речь, то в итоге перейдем на телеграммы и смс-сообщения.
    Конечно,до совершенства мне далеко, но я пытаюсь воспользоваться всем богатством языка и буду стремиться и дальше писать красиво и правильно\".

    Не пойму, Таня, это Вы мне или к кому?
    Может быть, они адресованы любителям и приверженцам супер-короткой прозы, коих на всех островах хватает? ;-)
    Или тем авторам, кто уже начал писать в стиле \"наскок\" - в стиле телефонограмм или смс? ;-)

    Лично мне такие не по душе.
    Да и Вам тоже.

    А про \"несовершенство\", заметьте, не я сказал, а Вы. И кто-то ещё из... ну да ладно, не будем, а то ещё надуются и обидятся, как всегда. )))
    А рассказ мне приглянулся.
    Что-то убирать или СОКРАЩАТЬ я не берусь советовать Вам, ибо это решает ТОЛЬКО автор, а не комментаторы, которые однажды разделались с моим рыжим Котом (мол, резать! резать по-живому, пока от рассказа полстранички не останется).

    И ещё.
    Извини, но я не согласен с той частью твоего коммента, где ты говоришь о восхищении литературой 18-19 вв.
    Я вот о чём.
    Конечно, это красиво, это искусство, это классика, НО!
    Нельзя забывать, то, что было хорошо для читателя 100-150 лет назад - уже не устраивает читателей сейчас.

    Сейчас так не выражаются и не пишут, и не описывают, как, хотя бы ещё и 90-100 лет назад.
    Поэтому такой язык, стиль УЖЕ НЕАКТУАЛЬНЫ и маловостребованы.
    Это надо хорошо понимать.
    Можно зачитываться античными и средневековыми авторами, авторами 17-19 вв., но ПИСАТЬ ТАК - это, простите, будет полный атас.
    Как максимум - новодел, как новоделы \"старинных монет\", \"янтарной комнаты\" или \"Самсона\".

    И почему те авторы (минувших эпох) стали классиками?
    Помимо мастерства и мудрости, они ОБЛАДАЛИ способностью ТВОРИТЬ НОВОЕ для своего нынешнего времени. Поэтому их запомнили.
    Я немного разбираюсь в архитектуре, и скажу Вам, почему после гениальных проектов Расстрелли, Кваренги, Неелова и др., архитектура вдруг резко повернула в сторону упрощения?

    Да потому что авторы барокко настолько наполнили этот изящный стиль, настолько довели его до совершенства, что дальше просто не было никакой возможности этот стиль усовершенствоать или превратить в немного новый, но ПОХОЖИЙ. А это была бы \"утопия\".
    Стиль барокко был доработан до совершенства и дальше пути развития у него не было. Он стал \"пересыщенным\" и как следствие, уже неакуален для новых поколений архитекторов.
    Нужна была \"встряска\" или НОВЫЙ ПОИСК.
    И такие авторы нашлись.
    Например, Кваренги, почти современник Растрелли.
    И на смену пришёл сдержанный классицизм, но уже в новой интересной форме, а затем, спустя десятилетия, уже и пёстрый модерн.

    То же самое происходило и происходит - и живописи, и в музыке, и в литературе.


    с теплом,
    Андрей.

    Продолжение следует.

  • Гость - Кравченко Валерий

    Часто читаю Василия Васильевича Розанова(1856 – 1919) – великого российского философа, публициста и писателя. И вчитываюсь. И хотя уже больше века минуло с тех пор, как он писал, и не все им написанное – безупречно, и музы его не особо вдохновляли, а скорее – наоборот…, но так много в его «Апокалипсисе нашего времени», в «Уединенном», «Опавших листьях», «Семейном вопросе в России»…, «Сумерках просвещения»… - актуального и ныне. Жаль, что Розанов так и остался не прочитанным.
    И так хотелось бы, что бы Ваши глубоко философские рассказы достучались до читателя. С уважением, Валерий.

  • Гость - Демидович Татьяна

    Уважаемый,Валерий !
    Спасибо за понимание и яркий жизненный пример. Люди искусства, да впрочем, и все мы - ранимые, беспомощные перед жизненной стихией. Страшно, когда уходит муза, Превращается из прекрасной леди в ведьму и ты остаешься один на один в океане жизненных проблем. И страшно, когда любимый человек тебя предает в трудную минуту.

  • Гость - Кравченко Валерий

    - Вы из музея? - тихо, но четко произнес он.
    - Я давно ждал Вас... - прохрипел он, - я знал, что Вы придете... Вы наверное видели ее?
    - Да, я видела... Изумительная модель. Вы большой мастер, - восторженно произнесла я.
    - Я не про корабль..., - упавшим голосом произнес мастер. - А про жену свою...

  • Гость - Кравченко Валерий

    Плыл, плыл Мастер по беспокойному жизненному морю и приплыл в конечном итоге не к своему берегу… И слышит, поэтому с утра до вечера -
    «И дурачина ты и простофиля ты.
    И где глаза мои были, когда я за тебя выходила – выбирала?
    И почему ты такой бедный, если такой умелый?
    И почему ты не ……, если такой умный - разумный?
    И нет таким упрекам конца и краю...
    И нет этим претензиям никогда удовлетворения…
    Вот и моего товарища – доктора физмат наук, физика – теоретика, и ведущего научного сотрудника академического института, родственники жены в девяностые годы растоптали-унизили, можно сказать. - Убедили, что он - полный недееспособный «никчема» и не заработал совершенно права иметь жену-домохозяйку и ребенка… И на полном серьезе советовали ему пойти в торговом зале замызганного гастронома делать копии на заграничном «Ксероксе»… Это было время, когда это чудо заграничной копировальной техники было у нас еще в большом дефиците…
    А в начале 2000- ых, стали настаивать родственники моего товарища, чтобы тот бросил работу в академическом институте и пошел служить профессором в вуз. И совершенно их не волновало, что зарплата ведущего научного сотрудника – ну никак не меньше ставки вузовского профессора… А перспектива иметь взятки на естественнонаучном факультете равна нулю. И учить теоретической физике студентов, не получивших в подавляющем своем большинстве среднего образования, - занятие, надо сказать, далеко не из приятных…
    Поэтому не удивлюсь я теперь, если узнаю вдруг, что мой товарищ сейчас зарабатывает деньги на прокорм семьи изготовлением физико-математических диссертаций. Если, конечно, на них спрос имеется… Хотя сомневаюсь в этом очень … А официальная прибавка к месячному жалованью за каждого аспиранта-соискателя ныне, уверен, заметно меньше стоимости килограмма поганенькой колбасы…

    Хороший рассказ Таня написала! Актуальный, нужный! - И про \"ненужных\" мастеров, и про \"ненужные\" музеи, и про творческих людей, и про людей с поросячьими (козлиными) глазами и куриными мозгами... Коротко и ясно написала Таня Демидович \"НА ЧУЖИХ БЕРЕГАХ\"!


    Валерий.

  • Гость - Демидович Татьяна

    Дорогой, Андрей!
    \"Хлопки\" по плечу я уже изменила.
    Сегодня просмотрела большое количество литературы 18 -19 века.Как сложно, витиевато, но в тоже время красиво во многих произведениях выстроены фразы...
    А предложений, которые можно конкретно сократить, типа \"делая осторожные шаги\" очень много. Если мы будем упрощать нашу речь, то в итоге перейдем на телеграммы и смс-сообщения.
    Конечно,до совершенства мне далеко, но я пытаюсь воспользоваться всем богатством языка и буду стремиться и дальше писать красиво и правильно.
    Пока по тексту замечание Валерии для меня самое дельное!Все остальное - спорно!


    С уважением,Татьяна

  • Гость - Хаустов Андрей

    Согласен пока только с одним (здравым и наблюдательным) замечанием от Валерии:

    \" Но одна фраза показалась мне спорной:
    \"Вы большой мастер. - дружелюбно похлопав по плечу Рафаэля Викторовича, восторженно произнесла я.\"
    Похлопать по плечу можно приятеля, но не человека, которого встречаешь впервые. А тем более, когда относишься к нему \"восторженно\".
    Пока, вроде, всё.
    Всё остальное, Таня, не бери в голову.

    Пошёл читать рассказ по второму кругу, но уже критически.

    Хаустов.

  • Гость - Демидович Татьяна

    Я же говорю, что рассказ НАПИСАН в определенном стиле. Подчеркиваю,весь рассказ!
    \"захламленность и неаккуратность\" - разные вещи,
    \"захламленность\" - большое количество ненужных вещей, \"неаккуратность\" - грязь. Тут нет тавтологии.
    За блины - спасибо! :-)

  • Гость - 'Гость'

    Танечка, мне понравилась тема, её изложение. Но ... ! Служительница музея, Рафаэль Викторович, Людмила Алексеевна говорят Вашим языком, уважаемая автор! У всех ВАС одинаково красивый слог ))! Спотыкаются глаза на лишних словам, читателю пожевать совсем не даёте шанса )). \"Делая осторожные шаги\" - Ваши слова. А можно проще, осторожно ступая. Или ... . \"Захламлённость и неаккуратность в квартире\". Первого слова хватает вполне, что бы понять обстановку в жилище. ... Танечка, пеку блины сейчас, будете со мной? )))

    За сим Аксёнов Алексей

  • Гость - Демидович Татьяна

    Спасибо за понимание и добрые слова!

  • Гость - Демидович Татьяна

    Спасибо за дельное замечание. Рассказ выношу на суд читателей впервые.Отсюда огрехи. Я почему-то подумала, что отношение к пожилым людям, детям и всем тем, кто слабее должно содержать оттенок дружелюбия. Что бы расположить такую категорию людей к себе надо им дать понять, что ты \"свой парень\". А получилось фамильярно.

  • Гость - Демидович Татьяна

    Рассказ намерено написан в таком ренессансном стиле. И имя художника, и обращение \"сударыня\", и, соответственно, стиль написания говорит об этом.
    В любом художественном произведении существует гипербализация. Как вы уже заметили, к такому методу прибегают даже журналисты.

  • Гость - Макарченко Владимир

    Ваш рассказ замечателен именно тем, что наполнен женским, лирично-сказочным пересказом событий. Очень понравился.
    С уважением, Владимир

  • Гость - Талейсник Семен

    Милая Танечка! Не буду кривить душой, умолчав, что мне не лестно вспомнить о \"Паруснике с именем ведьмы\", подтолкнувшем Вас на этот прекрасный рассказ или (скорее)новеллу. Хоть это и не \"Алые паруса\" А. Грина, вдохновлявшие многих, тем более, что у него - прекрасная и нежная Ассоль, а в моём эссе - ведьма (но тоже красивая!).
    Рассказ написан женской рукой, уважаемый Владимир,может быть поэтому он Вам показался..., не буду повторять выбранное Вами слово, а напишу - нежным, мягким. И со словом \"сударыня\", повторенным алкашом (ибо они становятся слащавыми, действительно)я соглашусь с автором. А вот вместо \"похлопав дружески по плечу\", поддержу Валерию, и заменил бы его словами: -\"прикоснувшись дружески или нежно к плечу\" (сочувственно, жалостливо, по-женски). Нет, не утащила к себе посетительница Рафаэля Викторовича модель парусника, и правильно (обосновав убедительно причину)сделала, что не отдала в музей, а выставила в окне своего рабочего кабинета на первом этаже (хоть бы не украли, действительно!), отдёрнув гардины для удобного обозрения и любования творениями рук талантливого человека...

  • Гость - Андерс Валерия

    Уважаемая Татьяна,
    Спасибо за новый рассказ!
    Меня в нем заинтересовало то, что Вы смогли раскрыть тему творчества в жизни человека, судьба которого сложилась не совсем удачно.
    Он разочаровался в любимой девушке и, видимо, из-за этого пристрастился к алкоголю. Но даже больной деградирующий человек остался верен мечте о прекрасном и продолжал творить лучшее, на что он был способен.
    И ещё,
    особенно приятно, что рассказ одного нашего автора –Семёна Талейсника, «Парусник с именем ведьмы» вдохновил Вас на создание нового рассказа, в который вошла житейская история. И этот случай о мастере написан живо и оставляет запоминающуюся картину о его мастерской, творчестве и последней работе.
    Про вопрос Киры Фёдоровой: я сама как-то не заметила подоплеки в эпизоде с обещанием героини. И Ваш ответ о том, что героиня выполнила последнюю волю мастера, показался мне убедительным.
    Но на будущее сделаем вывод: Читатель не дремлет!
    Про замечание Владимира Борисова:
    многократно повторяемое слово"сударыня".
    Мне оно не показалось инородным, автор описал подчеркнутую вежливость пожилого мастера, с оттенком старомодности. Я тоже встречала людей такого склада.
    Но одна фраза показалась мне спорной:
    "Вы большой мастер. - дружелюбно похлопав по плечу Рафаэля Викторовича, восторженно произнесла я."
    Похлопать по плечу можно приятеля, но не человека, которого встречаешь впервые. А тем более, когда относишься к нему "восторженно".
    Но это личное мнение, не столь, видимо, важное.
    С наилучшими пожеланиями,
    Валерия

  • Гость - Борисов Владимир

    Я не критик, но вот та часть,где происходит передача корабля и ниже, по-моему перебор...Был такой автор,Вадим Шефнер, в его рассказе \"Круглая тайна\",описывается страдания молодого журналиста, ему постоянно попадались темы,на которых трудно сделать приличную статью:например один гусь вернул бухгалтеру портфель с деньгами...Ну как здесь написать что-то захватывающее? Вот журналист и начинает лить патоку...Нечто подобное мне показалось и у вас,особенно в третьей части...И это многократно повторяемое слово\"сударыня\"...

  • Гость - Демидович Татьяна

    Спасибо за внимательное прочтение рассказа и вопрос!
    В музей, как рассказывают художники, пристроить работу почти нереально.Ведь это современное искусство. Становятся экспонатами лишь единичные работы художников.В крайнем случае,работа попадает в фонды.( Специальное хранилище, где она может пылиться десятилетиями.)
    Да и, вообще, по местным музеям в маленьких городах никто сейчас не ходит.
    У моей героини корабль находится на рабочем месте, в редакции на окне.Его видят и те, кто приходит в редакцию, и те, кто прогуливается по оживленной улице.
    В принципе, корабль моя героиня не присвоила себе, не продала, не спрятала, и, главное, выполнила волю художника.
    Может она была и не совсем права...Но все мы люди, и однозначно оценить очень многие наши поступки трудно. Это только в мыльных сериалах так бывает - либо герой положительный со всех сторон, либо отрицательный.
    С глубоким уважением, Татьяна

  • Гость - Андерс Валерия

    Уважаемая Татьяна!
    Пересылаю отзыв от читательницы Киры Федоровой, у неё пока нет русской клавиатуры.В.А.
    "Уважаемая Татьяна!
    Ваш рассказ привлекает своей искренностью, он показался мне правдоподобным.
    Случаев такого рода, когда большие мастера попадают в зависимость от алкоголя, к сожалению, премного.
    Но, одно возражение или вопрос.
    Создаётся впечатление, что героиня рассказа завладела предметом искусства обманным путём.
    У Вас написано:
    «- Вы из музея? - тихо, но четко произнес он.
    - Да... - соврала я...
    ... - Вы заберете его..., - с надеждой в голосе попросил Рафаэль Викторович. - Жена если найдет этот корабль, то обязательно за копейку продаст... А он ведь бесценный... Очень хотелось бы, чтобы моя последняя работа была у всех на виду, а не где-то там, на полках богатых коллекционеров...»
    Из текста следует, что Мастер думал о Музее.
    А работа оказалась -в частной коллекции.
    Неужели в окне героини его работу увидит больше прохожих, чем посетителей в музее?
    Но главное, что обман, это коробит.
    С уважением,
    Кира Ф., читательница."

  • Гость - Демидович Татьяна

    Уважаемый, Владимир!
    Спасибо за мнение.История действительно реальная.
    Немного не понимаю,в чем заключается слащавость и где я, как говорится, перегнула палку.

  • Гость - Борисов Владимир

    Прошу прощенья дорогая Татьяна, но отчего-то рассказ мне показался несколько слащавым,надуманным что ли,хотя сказанно, что герой взят из реальной жизни...С уважением Владимир.

Последние поступления

Календарь

Август 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Кто сейчас на сайте?

Самойлов Борис  

Посетители

  • Пользователей на сайте: 1
  • Пользователей не на сайте: 2,342
  • Гостей: 320