Адаева Айша

Было жаркое прикаспийское бабье лето.  Воздух  наполнился запахом моря, разогретого асфальта,  переработанной рыбы, спелых арбузов, дынь,винограда. С утра  солнце ярко светило со стороны балкона. На широком балконе третьего этажа высокого «сталинского» дома молодая женщина в белом платье с красивыми цветами аккуратно расчесывала кудряшки своей шестилетней дочери Даны.  Девочка  все время вертелась:   то  водила пальцем   по   красивой розе на платье мамы,  то заглядывала в альбом  брата, который рисовал рядом за столиком, то роняла свою измятую тетрадь, то поворачивала голову и улыбалась на  чириканье птиц под крышей балкона.  

Мама  Даны  вплела ленточку в маленькую косичку на макушке  и завязала бантик, так завязанные банты редко  терялись у дочки. Переболевший ветрянкой  сын , Жантемир -Тимка , увлеченно рисовал « войнушку», воздушный бой советских и фашистских самолетов, при   этом он  озвучивал их падение.  Дана  не пошла в детский сад.  Поздно вечером у нее  разболелся зуб. «Это от сладкого болят зубы»,- говорили взрослые. Она любила все сладкое, особенно  большой комковой сахар. Родители  говорили, что нельзя так много  грызть его и что  в чае и в компоте тоже есть сахар. Но Дана  хотела видеть этот сахар.  Каждое утро она  брала сахар в детский сад,  завернутый   в  глянцевую бумагу, чтобы пить вприкуску чай.

- Не крутись, Даночка, будь умницей! Мой зайчик, смотри за братом. Я отдам  документы на работе и приду, затем пойдем к зубному. К воде не подходи.  Брата тоже не пускай, ему нельзя!

Дана огорченно вздохнула. Ванна, наполненная всегда водой из-за перебоев снабжения, была ее любимым местом: можно было купаться в любимой  резиновой шапочке.

- Мам, принесешь нам лимонад?  А конфеты? А яблоко на палочке в сахарной глазури?

– Конечно, доченька. Играйся с братом, он младше тебя. Ты же большая, уже перешла в подготовительную группу, порисуйте вместе. Возьми  карандаш и в своей тетрадке обведи клетки, получатся  квадратики. Хорошо, Дана?

 Верхняя часть балкона была обита тонкой железной сеточкой, а в  нижней деревянной  части , на уровне  роста Даны, был вырезан небольшой  квадрат. Девочка  видела, как ее мама прошла через двор.

-Мама, пока, приходи скорей, я хочу на улицу!- громко  просила Дана.

Снизу раздался знакомый голос Кадырбека: « Пончик- мотогонщик, пончик-мотогонщик, пончик-мотогонщик!».

Это ее обзывал  первоклашка за свой проигрыш. Она тяжелым красивым альчиком метко выбивала из круга поставленные  на кон костяшки с  большого расстояния. Многие дворовые мальчики проигрывали ей. Выигранные альчики Дана меняла  на фото артистов или на красивые фантики шоколадных конфет, иногда им же, мальчишкам,   продавала. Деньги  тратились  на кукурузные хлопья или  петушки,которыми она делилась со своими многочисленными подружками.

Мальчик  обзывал ее- это было  противно.

Девочка побежала  за шишками  маклюры, которые были спрятаны в коробке из-под обуви. Она кинула их   в сторону, где, не умолкая, обзывал ее соседский мальчишка.

- Не попала, не попала,- смеялся Кадырбек.

 Потом стало тихо.Крикун куда-то убежал.

Дана сбросила одеяла с бабушкиного сундука, который хранился на балконе.  Внутри него, среди бабушкиных вещей, пахнущих нафталином, лежали разноцветные  бумажки-облигации военных лет. Во дворе дети  часто играли  в «автобус» и в «магазин»,рассчитываясь ими. Дана, разрезав облигации на полоски,  а  затем,  отогнув две части каждой бумажки в разные стороны,  стала  кидать их с балкона.Они красиво крутились в воздухе, падая на землю.

Становилось жарко, и дети пошли на кухню пить алычовый компот. Через огромное окно кухонной комнаты был виден  высокий забор стадиона. Между домом и стадионом  была асфальтовая дорога,по которой  их мама ушла на работу. Дана дернула за ручку окна и обрадовалась, что оно распахнулось. Справа от дома, на холме возвышался маяк- железная конструкция с мощным прожектором на самой верхней площадке,высотой  в пятиэтажный дом, самое высокое сооружение города.

Кадырбек  играл внизу  на  привезенном   песке.  Дана взяла огромную кружку, зачерпнула из бака воду и облила мальчика:  от неожиданности тот  вскрикнул и поднял голову.  Девочка засмеялась, потом  стал хохотать Кадырбек.  Позже его позвали, и он ушел.

Дане захотелось спуститься с  такой высоты, как делали в кино « красные альпинисты». Казалось, это  просто. Для этого нужна была длинная веревка. Девочка взяла ножницы и срезала бельевую веревку на балконе.  Под окном кухонной комнаты на земле лежали булыжники.  Она спустила  из окна веревку, которая оказалась коротковатой и не доставала до камней.

-Надо  удлинить веревку, Тимка!

  Все пошло в ход:   папины галстуки, ремень, веревка от прыгалки,пионерский галстук сестры. Тимка быстро привязывал собранные  вещи друг к другу.   

 Они привязали конец веревки  за  водопроводную трубу, а остальную часть  скинули через подоконник вниз.  

 Дана осторожно начала спускаться с окна.  Повиснув с  подоконника с наружной стороны дома, девочка хотела ногами зацепиться  за  опору,  за выступ  окна нижнего второго этажа.  Напрасно, окно располагалось ниже. Ноги девочки скользили по стене. На этот раз  глазомер ее подвел,  не рассчитала свой рост. Она держалась за  край бетонной плиты  кончиками пальцев и никак  не могла схватить  веревку. Девочка почувствовала, что одна рука не может высвободиться. Не может она висеть только  одной рукой, а другой хватать веревку!  И неожиданно для себя она крикнула:

- Тимка, тяни, тяни!

Брат стал тянуть веревку. Мимо лица Даны, между руками, пролетали: и бельевая  веревка, и галстуки разных цветов,  ремень,  и пионерский красный галстук.

- Тимка! За руку тяни! Не за веревку, за мою руку тяни!

  Он помог  ей  вскарабкаться на подоконник...

- Тимка, возьми сразу веревку и спускайся. Помнишь, как в кино?  А то не получается. Надо держаться за веревку,  и ты по ней скатишься до земли. Понял?

Мальчик лег на живот и стал двигаться   вдоль веревки к краю подоконника, обхватив обеими руками.

  Снизу кто-то закричал, когда брат Даны был уже на краю подоконника:

- Что вы делаете?! А ну-ка, быстро уйдите оттуда! Вы разобьетесь! Закройте окно! Я позову вашу маму, она  сейчас придет и даст вам  ремня!

Тимка живо влез назад.

Дети  удивленно смотрели  на женщину, которая  ругала их, пока они не закрыли окно. Откуда она появилась?

Когда опять  открыли окно,  то  вдалеке они увидели  бегущую маму  в белой косынке  и в белом  в цветочек крепдешиновом платье. Дана быстро закрыла окно, стали с братом  развязывать узлы, разносить все по своим местам  и побежали на балкон. Она стала обводить карандашом  клетки в своей тетрадке.

Слышно было девочке:  как ее мама проворачивала ключ в дверях, как  прошла на кухню,  как щелкнул верхний шпингалет окна.

  Женщина зашла на балкон и сказала спокойно детям: « Идите,  мойте руки. Будем обедать».

У нее по щекам катились слезы. Дана не понимала: почему  мама плачет?

-Дана,  обещай мне, что ты никогда не будешь открывать окна без разрешения!

-Да,  мама, обещаю!              

--------------------------

На другой день Дана с братом ушли на маяк.

 

 

 


Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться
  • Спасибо за Ваши советы. Я обязательно их учту.
    О брате в рассказе очень мало сказано. Вы правы, когда такой факт вызовет сомнение. Надо было, больше написать о нем, что он из племени воинов младшего жуза казахов- адаец. Брат ,в свои 5 лет, всегда лазил за птицами и птенцами по высокой стене стадиона,которая была сложена из необработанных камней. Я упомянула о ней в рассказе. Часто носил воду из крана во дворе и т.д. Много факторов, которые рассеяли бы сомнения. Сильный мальчишка . В юности он был кандидатом в мастера спорта по дзю-до. Дети того времени, мне кажется были более открытые миру, исследователи, а главное физически сильными. Не сравнить: как мы играли и как и чем играют дети сейчас. С уважением Айша

  • Гость - 'Гость'

    Уважаемая Айша, если Вам действительно ценны все замечания и мнения, осмелюсь их приподнести.
    \"БЫЛО жаркое прикаспийское...\", \"Воздух БЫЛ...\"
    \" С утра...со стороны БАЛКОНА\", На широком БАЛКОНЕ...\" И \"ПОДОКОННИКИ\" у Вас устроились рядом. Повторы слов в последующих предложениях не желательны. И висящую \"на кончиках пальцев\" девочку 6 лет, мальчик 5 лет вряд ли вытянет. Боюсь, что, с таким подходом, маяк окажется последним местом их драгоценной жизни.

  • Гость - 'Гость'

    Мы все с вами соглашаемся - произведения, написанные ими( не константа), требуют все время переделки предложения или замену слова и т.д
    Только кто вам это сказал?
    Наверное, это был хороший и умный писатель. Ни все литераторы это знают, и пишут, и пишут, а могли бы заняться чем-то полезным.
    Поэтому, вернитесь к вашему рассказу через год, и тогда вспомните свои слова - для меня все замечания и мнения ценны.
    И удивитесь, почему вам никто ничего не сказал год тому назад.
    С ув. Читатель.

  • Спасибо ВСЕМ за отзывы и комментарии. Многие авторы согласятся со мной, что произведения, написанные ими( не константа), требуют все время переделки предложения или замену слова и т.д. Поэтому, для меня все замечания и мнения ценны. С уважением Айша.

  • Уважаемый, г-н Геннадий Васильевич Сорокин! Позвольте поблагодарить Вас за столь высокую оценку моей работы. Для меня это неожиданно и ответственно.
    Мне было самой интересно изложить на бумаге эту историю. Как « привет» из далекого детства. С огромной благодарностью и уважением к Вашим заслугам Айша.

  • Уважаемый Геннадий Васильевич! Я не педагог, а врач, но с Вашей преувеличенной оценкой рассказа уважаемой Айши согласиться не могу. Даже для её прользы. Ну как можно применять слово \"прекраснейший\"? Тогда как же мы с Вами оценим перечисленные Вами шедевры мировой детской классики. Сравним их или отдадим всё же предпочтение тем авторам?
    А описание происшествия на балконе, повторяю, добросовестно и с сочувствием к детишкам и маме описанные, как тогда? Архипрекраснейшие, расчудесные... Нет слов в русском языке, чтобы ставить на одну планку этот и те.
    Кроме того, Вы перечислили литературу о детях более старших, нежели являются героями повествования Айши. Включая и красных дьяволят. Там, действительно, были приключения, а здесь был случай, угрожавший жизни детей, но они, молодцы, справились сами. И в этом квинтэссенция рассказа. Смахивающего на триллер.
    Так что будучи с Вами согласным, что рассказ хороший и интересный, описательный, но не более. И не стоит спешить вводить его в образец классической литературы для детей.
    Айша, вполне возможно, ещё напишет такие рассказы, которые отнесут к \"прекраснейшим\". А пока не будем искушать молодого автора и только пожелаем ей успехов.
    Ваш СТ.

  • Гость - 'Гость'

    Уважаемый г-н С.Талейсник!
    Не будем обсуждать жанровые термины. Это сейчас в угоду растленной зарубежной моде приклоюченческие фильмы переименовали в триллеры.
    Да если даже триллер. Посудите сами: автор дает развернутый, подробнейший рассказ о том, как дети, рискуя жизнью, спускались из окна третьего этажа сталинского дома. А высота сталинских домов, сами знаете, какая. О-го-го!

    Цитирую ужасающую сцену из рассказа:

    \"Девочка взяла ножницы и срезала бельевую веревку на балконе. Под окном кухонной комнаты на земле лежали булыжники. Она спустила из окна веревку, которая оказалась коротковатой и не доставала до камней.
    -Надо удлинить веревку, Тимка!
    Все пошло в ход: папины галстуки, ремень, веревка от прыгалки,пионерский галстук сестры. Тимка быстро привязывал собранные вещи друг к другу.
    Они привязали конец веревки за водопроводную трубу, а остальную часть скинули через подоконник вниз.
    Дана осторожно начала спускаться с окна. Повиснув с подоконника с наружной стороны дома, девочка хотела ногами зацепиться за опору, за выступ окна нижнего второго этажа. Напрасно, окно располагалось ниже. Ноги девочки скользили по стене. На этот раз глазомер ее подвел, не рассчитала свой рост. Она ДЕРЖАЛАСЬ ЗА КРАЙ БЕТОННОЙ ПЛИТЫ КОНЧИКАМИ ПАЛЬЦЕВ И НИКАК НЕ МОГЛА СХВАТИТИЬ ВЕРЕВКУ (выделено мною - Г.С.). Девочка почувствовала, что одна рука не может высвободиться. НЕ МОЖЕТ ОНА ВИСЕТЬ ТОЛЬКО ОДНОЙ РУКОЙ, А ДРУГОЙ ХВАТАТЬ ВЕРЕВКУ! И неожиданно для себя она крикнула:
    - Тимка, тяни, тяни!

    Брат стал тянуть веревку. Мимо лица Даны, между руками, пролетали: и бельевая веревка, и галстуки разных цветов, ремень, и пионерский красный галстук.
    - Тимка! За руку тяни! Не за веревку, за мою руку тяни!
    Он помог ей вскарабкаться на подоконник...

    - Тимка, возьми сразу веревку и спускайся. Помнишь, как в кино? А то не получается. Надо держаться за веревку, и ты по ней скатишься до земли. Понял? Мальчик лег на живот и стал двигаться вдоль веревки к краю подоконника, обхватив обеими руками.
    Снизу кто-то закричал, когда брат Даны был уже на краю подоконника:
    - Что вы делаете?! А ну-ка, быстро уйдите оттуда! Вы разобьетесь! Закройте окно! Я позову вашу маму!\"

    Дальше продолжать не буду. По-моему, итак достаточно. Холодеет сердце.
    Ну разве это Вам не триллер?! Триллер, да еще какой!

    А что касается моей осведомленности в детской приключенской литературе, - Вы обижаете меня. Как-никак, в свое время я закончил педагогическое училище, причем,с отличием.
    Так что кое-что читал. И \"Тома Сойера читал\", и Гекельберри Финна Марка Твена, и \"Витю Малеева в школе и доме\", и \"Денискины рассказы\" Виктора Драгунского, и многое другое. И даже \"Приключения Незнайки\". Так что, простите меня за каламбур, не такой уж я незнайка!

    Но когда это было написано?!
    Сегодня, к сожалению, таких книг писатели не создают.
    И вот появляется прекраснейший рассказ Айши Адаевой \"Красные альпинисты\", написанный грамотным языком, с отлично выписанными диалогами детских персонажей и персонажей-взрослых.
    Нет, уважаемый мой оппонент, рассказ Адаевой весьма достойный, чтобы назвать его событием в сегодняшней литературе для детей!

    С глубоким к Вам уважением,
    Г.В.Сорокин

  • Что-то я не понял уважаемого зав. детской библиотекой, Заслуженного работника культуры Российской Федерации Геннадия Васильевича Сорокина в его отнесении рассказа Айши Адаевой \"Красные альпинисты\" к первым призведениям в сровременной детской прозе, \"которое после \"Красных дьяволят\" успешно продолжает приключенческую тему\"...
    А где Вы там нашли приключения, г-н Сорокин? В пределах дырки на балконе? Или дети всё же отправились на маяк?
    Это ведь чистой воды триллер, чуть не закончившийся трагедией из-за непредусмотрительности родителей...
    И никаких других книг о приключениях детишек больше не читали? А я ещё помню \"Приключеия Карика и Вали\", Незнайки и пр.
    Представляете, какой это был бы фильм! Приключенческий...
    Весьма интересное мнение.
    А рассказ я бы отнёс к рубрике ПРОИСШЕСТВИЙ с добросовестным описанием его автором. Хотя он и вызвал воспоминания о аналогичных, и тоже, слава Богу, закончившихся благополучно, воспоминаниях некоторых комментаторов или перехлестнувшихся на попутные рассуждения, далёких от темы, других.
    СТ

  • Гость - 'Гость'

    Кто не помнит знаменитый фидьм \"КРАСНЫЕ ДЬЯВОЛЯТА\"?! (1923-й год)

    В одном из украинских поселков живут двое ребят — Миша и Дуняша. Миша увлекается произведениями Фенимора Купера, а Дуняша зачитывается романом «Овод». Внезапно поселок подвергается нападению банды Махно. Ребята решают сколотить небольшой отряд. К ним присоединяется уличный акробат Том Джаксон. С этого момента начинаются героические приключения трех юных разведчиков, бойцов Первой Конной армии.

    Фильм,поставленный по одноименной повести активного участника гражданской войны, старого большевика, писателя Павла Бляхина захватывал революционно-романтическим пафосом, молодым страстным оптимизмом, пламенной верой в торжество сражающегося народа.

    Рассказ АЙШИ АДАЕВОЙ \"КРАСНЫЕ АЛЬПИНИСТЫ\",пожалуй,первое произведение в современной детской прозе, которое после \"Красных дьяволят\" успешно продолжает приключенскую тему.

    Желаю автору успехов на этой благородной ниве и жду от нее дальнейших талантливых произведений, в которых сегодня так нуждаются юные читатели.

    С уважением,
    Геннадий Васильевич Сорокин,
    зав.детской библиотекой, Заслуженный работник культуры Российской Федерации

  • Уважаемая Ирина, примите и мои искренние раскаяния и извинения. Действительно, хотя мои эмоции были направлены против чужих, но досталось на самом деле... своим.
    Очень накопилось этих эмоций в последнее время. Едва ли не каждый день приходиться сталкиваться и в сообщениях телевидении, и в печати, и на радио, и в жизни с фактами беспардонной узурпацией власти, попрании элементарных прав криминальными урками, одержавшими победу на недавних выборах в Украине не без участия Северного Старшего Брата. Особенно противно было слышать на каждом шагу их рапорты о достижениях на ниве строительства кремлевоподобной вертикали власти. Правда, после недавних событий в Кущевской Краснодарского края, когда весь мир воочию увидел, что на самом деле представляет собой эта хваленная вертикаль, - словно \"бабки отшептали\", и ни один урка, вылезающий после Кущевской на центральные каналы украинского телевидения про свои урковертикальные достижения даже не обмолвливается. Кстати, несколько кущевских мясников, вырезавших в Кущевской три семьи, включая малолетних детей и грудного ребенка, были задержаны 9 декабря в моем Бердянске. Конечно же это не случайность.
    С ув., Валерий

  • Гость - 'Гость'

    Чем не тема для серьезной лингвистической дискуссии на Сайте: \"Украинизмы в прикаспийских регионах, в Приморье, в Казахстане, в Тюмени, в Сибири и даже в кастрированной в 1932 -1933 гг. под самый корень украинской Кубани\"?

    Уважаемый ВАЛЕРИЙ КРАВЧЕНКО смело заострил проблемы, связанные с разнузданной кампанией рявкающих махровых украинофобов, урковертикальных кущёвских людожоров на Андерсвале, покусившихся на украинизмы.
    И правда, как наша земля их носит и все еще их терпит?!
    ДОКОЛЕ?!

    Зарвавшихся в своей злобе на украинизмы гонителей великого и могучего русского языка просто бесит, когда детям говорят: \"Иди, поиграйся\", \"играться\" и т.д.

    Нас радует, что в первых образцово-показательных рядах борцов за кристальную языковую чистоту стоят такие Мастера литературы и лингвистики, как АЙША АДАЕВА и ВАЛЕРИЙ КРАВЧЕНКО.

    Так встанем же все как один под знамена названных товарищей, скажем \"НЕТ\" всяким там рафинированным филологам, которые хочут показать свою ученость.

    Отдельное спасибо ИРИНЕ ЛЕЙШГОЛЬД, которая набралась мужества и благородства прилюдно, честно и открыто раскаяться в своих грехах.

    С уважением к ИРИНЕ ЛЕЙШГОЛЬД
    Карапетовы и присоедившиеся к нам (в результате обсуждения по Скайпу) АЦ, Николай Модестов, Софико и ЗинаИда

  • Уважаемый Валерий!
    Я принимаю вашу эмоциональную отповедь,которую в завуалированном виде вы дали мне по поводу неверного использования глагола \"играть\".
    Я позволила себе сделать замечание Айше,так как она пишет хорошим русским литературным языком, и, на мой взгляд как литературнрго редактора,ей в данном рассказе украинизмы не нужны. Обычно диалектизмы употребляют для характеристики персонажей.
    Вам я бы никогда не решилась что-либо отметить, так как у вас очень сочный язык, и я возьму на вооружение такие ваши литературные слова и выражения, как \"урковертикальные людожоры\", \"литературноблатной рыбий стук\",\"рявкающая человеческая сволота\" (бывает нечеловеческая?).

    С уважением и раскаянием, Ирина Лейшгольд

  • Прочитал как-то в Интернете откровения рафинированной специалистки, в языкознании познавшей толк, - «Меня просто бесит, когда детям говорят: \"Иди, поиграйся\", \"играться\" и т.д. Причем говорят это воспитатели в садике, учителя в школе! У моего малого это тоже иногда проскакивает, и мы с мужем хором рявкаем: \"Играть!»…

    - И подумалось: - Сколько, однако рявкающих махровых украинофобов, урковертикальных кущёвских людожоров наша земля носит и все еще терпит? Что загадили они безмерно человеческий язык на одной шестой части земной суши азиатскими матами и перематами их совершенно не бесит, что литературноблатной рыбий стук у рафинированных литературных гурманов особосочным литературным языком ныне считается, - их не бесит, а вот случайно уцелевшие и очень даже распространенные среди многих миллионов людей в Приморье, в Казахстане, в Тюмени, в Сибири и даже в кастрированной в 1932 -1933 гг. под самый корень украинской Кубани (…не потому ли там Кущевская стала возможной, что моих земляков там выморили в 32-33 гг., а вместо них рявкающую человеческую сволоту завезли тогда?), украинизмы - диалектизмы (от грати, гратися, погратися, пограйся, гулятися…) их бесят очень!

  • Гость - 'Гость'

    Получила большое удовольствие, как будто отведала алычового компота.
    Предлагаю отметить автора \"Золотой осичкой\"!
    ЗинаИда

  • Гость - 'Гость'

    Дорогая Айша!
    Поздравляем с оглушительным успехом Вашего литературного произведения!
    Профессионализм, как Вы правильно отметили, нарабатывается глубокими знаниями и опытом. У Вас есть в полной мере и первое и второе.
    Единственная просьба к Вам, если не секрет, конечно,- на маяке действительно для детишек все закончилось благополучно?
    Успехов Вам в дальнейшем творчестве!
    Семья Карапетовых

  • Спасибо Вам за высказывание и отзыв. С уважением Айша.

  • Как хорошо Вы пишете! Где уловить грань между вседозволенностью и самостоятельностью? Материнской любви не бывает много. Спасибо за Ваш комментарий. С уважением Айша.

  • Уважаемая Амалия! Спасибо за Ваш комментарий и разъяснения. Речь идет о городе Красноводске, имевшего во время Союза стратегическое значение. Ходили и ходят паромы между городами Баку- Красноводск, летали самолеты (пять рейсов в день). Я была в Баку. Некоторые дома очень похожи на красноводские. Я знаю, что красивый Дворец строили пленные японцы. Не могу точно сказать, кто строил « сталинские дома», но на нефтеперерабатывающем заводе, построенном во время войны, работали советские немцы, возможно, депортированные. Дорогу в аэропорт, которая идет через горы, называют «немецкой». Может, строителями этих домов были немцы. Приятно,что нас объединяет Седой Каспий. С уважением Айша.

  • Профессионализм в любом деле нарабатывается глубокими знаниями и опытом. Спасибо за коммент. С уважением Айша.

  • Спасибо Вам за комментарии. Дети пошли на маяк. Сгорели бы в высоковольтных проводах, окончилось бы смертью. Но бог хранил. Когда, будучи взрослыми, рассказывали о своих похождениях, родители, особенно, отец говорил:\" А где мы были? Не рассказывайте, у меня сердце останавливается.\" Только сейчас понимаешь их, родителей.
    С уважением Айша.

  • Да, Вы правы. У казахов есть такая емкая пословица, состоящая всего лишь из шести слов.Но, если его перевести, то получается так. Мать со всеми своими думами, переживаниями , чувствами о ребенке, а ребенок думает о своем, о пространстве, о свободе и т.д.
    Но, к сожалению, случаются несчастные случаи. Все предвидеть мать не может. Спасибо.С уважением Айша

  • Уважаемый ,Владимир, \"хоть горшком назови, только в печь не ставь\". Учту Ваши замечания. Про шишку маклюры Вы сказали правильно. А про альчиков, ошиблись. У них очень интересная история, их применяли по всему свету для гаданий, игр и т.д С уважением Айша.

  • Нет ничего увлекательнее, интереснее и живописней, чем САМА ЖИЗНЬ.
    Хорошо сделано.
    Иегуда

  • Спасибо за коммент. Любая дразнилка характеризует обладателя. \" Пончик -мотогонщик\"- значит упитанная и стремительная. Видя,что мальчик играет внизу, конечно, ей очень захотелось гулять. Пример заразителен.

  • Сочетание 11 автоматически выводит сентября.

  • Гость - 'Гость'

    Да, ув. Айша, скорее всего, события на Манежной площади (только не 11 сентября, а 11 декабря) не случайны, поскольку всех задержанных отпустили.
    И ещё, Альбац зовут - Евгения Марковна.

  • Мое мнение полностью совпадает с мнением Полины Альбац о личности и мужестве Ходорковского. Мне , кажется, что события 11 сентября на Манежной площади не случайны. Ведь, есть силы, которые манипулируют фанатами. Видимо будет ужесточение власти. Суд над Ходорковским будет скоро, и народ надо застращать. Политтехнология.
    С уважением Айша.

  • Отодвиньте, пожалуйста, уважаемый М.В. клавиши, начертите на бумаге то, что Вы написали. Если «стоять лицом к Андерсвалю» и переходить по мосту на другой берег, на левый, то Вы ,милый Михаил Верник, никогда не придете в Андерсвал. А если боком переходить, смотря на Андерсвал, который находится в речке ,то точно взорветесь на этом мосту.
    Если у такого мэтра литературы, как Вы, не часто получается «– Прочитала на одном дыхании.
    - Замечательно.
    - Поздравляем автора с хорошим рассказом.
    - Прочитал. И дал другим прочитать.
    И т.д. и т п. \" , и вышесказанные высказывания получаются после Ваших неоднократных исправлений, то, что говорить обо мне, которая за всю жизнь пишет только четвертый «непонятно что». Не стоит, право. Для меня честь, что Вы снизошли до меня.
    Кстати, « Вместо этого - попытки что-то объяснить, дополнить, и ещё одна попытка - уйти на маяк.\" - только сегодня открыла свою страницу, читаю и пишу, потому что 11 - 12 декабря была очень занята.12 декабря -день рождения моей мамы, которой нет среди нас; по традиции мы отмечаем этот день многочисленной семьей.
    «Почему читаешь и не улыбаешься? Почему читаешь и тебе не грустно?\" Мироощущение у человека с возрастом меняется. Может, по-этому.
    Теперь ,по- поводу запаха винограда. Если у Вас все нормально с обонянием, то получится. Проведите эксперимент!
    Берете 1 кг (если больше, то лучше) зрелого винограда, обязательно экологически чистого ( туркменского, конечно, трудно достать, можно молдавского или французского). Прокалываете несколько ягод ( вместо птиц ) , затем ставите в духовку при температуре 42-45 градусов ( температура воздуха в тех краях в начале осени) . Можно держать так долго, хотите месяц, можно дольше. Дыхните носом! Почувствовали?
    И еще, про клетки, которые при обведении получаются «квадратиками».( Понятие, которое закрепляется у ребенка)
    Спросите у учителя начального класса: « С чего начинается «МАТЕМАТИКА 1 класса»?» Ответ будет : \" С обведения клеток, фигур и т.д., за которые ставятся смайлики « ОТЛИЧНО», «ХОРОШО» и т.д.\" Вы , наверное, просто забыли.
    Я согласна с Вами по поводу предложения в моем рассказе. Помнится, и в Вашем рассказе было о полотенце, «висящем на животе».
    Я Вам тоже желаю успехов, дорогой М.В. (Да, и не надо больше про «мин», а то плохо спать будете). А мост.. кто пройдет, кто нет. С уважением Айша.

  • Рассказ вызвал живую дискуссию о пределах детской свободы! И это уже хорошо.
    А вообще, у меня двое маленьких детей и я не берусь осуждать маму, которая оставила своих \"альпинистов\" дома.
    Когда у меня родился первый сын, у меня началась сильнейшая депрессия. Я смотрела, как люди на работу идут, а я молодая, энергичная днями-ночами кашки-малашки варю! Жуть!
    Если бы вы знали, как тяжело разрываться между бытом и детьми! В парикмахерскую и то не сходить!
    Ну, а если честно, однажды я в три года своего сына оставила дома одного, чтобы в магазин сбегать.
    Перед этим такой жёсткий инструктаж провела, что когда вернулась долго не могла найти своего Ромку. Бедный малыш выключил везде свет и заперся в туалете в страхе, что может начаться пожар, потоп, загореться газ и т.д.
    С тех пор больше не оставляла его одного.
    Кстати, многие мои знакомые по причине своей работы оставляли и оставляют детей одних с трех лет. И ничего!Наоборот подросли, стали очень самостоятельными. Не то, что мой!

    А теперь вспомните детскую литературу. \"Простоквашино\", \"Денискины рассказы\" и т.д. В этих произведениях дети полностью свободны в своих приключениях.В \"Денинскиных рассказах\" мальчишки кашу на даче варили, оставшись там на ночь вдвоем!

  • Уважаемая , Ирина, спасибо за Ваш комментарий.
    Альчики-это игральные кости из овечьих или козьих астрагал. По всей вероятности, Дана научилась \"бизнесу\" у старших мальчиков. Вы, правы глагол \" ИГРАТЬ\". С уважением Айша.

  • Рассказ нашел широкий отклик у читателя, привел к дискуссии. Хочется надеяться, что пока многодетные отцы и брошенные матери писали свои комменты, их дети не играли в альпинистов или в смотрителей маяка.

  • Гость - 'Гость'

    Во многих городах на западе, есть места, где отказавшиеся от своих детей мамы, могут положить их в специальные окошки, нажать кнопку и убежать.
    И ребёнок не умрёт от голода и не замёрзнет.
    Его спасут. Адаптируют. И он будет жить.
    Может быть госпожа Айша положила свой рассказ в такое окошко на Андерсвале, нажала кнопку и ….
    Кто хочет адаптировать «Красных альпинистов»?
    Кто хочет стать новой мамой или папой?
    Читатель.

  • Гость - 'Гость'

    Но почему молчит \"виновница торжества\" Айша?
    Наверное, умчалась на маяк спасать проказников детей?
    Когда вернется, хорошо бы прочитать ей то, что написал М.В. И вправду, - комминще, как выразился Марк.
    Уважаемый М.В., а еще Вы говорите, что Вы не критик. Критик, да еще какой! И от меня примите БРАВО!
    НИКОЛАЙ МОДЕСТОВ

  • Комментарий М.В. - подробный и по существу.Один из весьма немногих и заслуживает внимания.
    С уважением к комментатору, И.Л.

  • Гость - 'Гость'

    Да это же не коммент, а комментище. Браво!

    А теперь у меня вопрос: \"И где же Вы пропадали, дорогой? Уж не в полицейском ли изоляторе за участие в пикетировании Российского посольства ? Встретились ли там с интересными людьми, специально приезжавшими на это мероприятие в Берлин?
    От любобытного М. Аврутина с наилучшими пожеланиями.

  • Гость - 'Гость'

    Представьте себе реку и мост через нее..
    И мне нужно на другой берег. Допустим, на левый, если стоять лицом к Андерсвалю.
    Но перед входом на мост табличка – «Осторожно, мины».
    Но мне надо на другой берег, допустим, на левый, если стоять лицом к Андерсвалю, а мост заминирован.
    Но я решаюсь, ведь совсем близко слышны крики комментаторов:- Давай, не жди, спеши!
    И я просмотрел все комменты под рассказом «Красные альпинисты».
    И, о Боже, ни одного комента, котрорый начинался бы :
    – Прочитала на одном дыхании.
    - Замечательно.
    - Поздравляем автора с хорошим рассказом.
    - Прочитал. И дал другим прочитать.
    И т.д. и т п.
    Вместо этого - попытки что-то объяснить, дополнить, и ещё одна попытка - уйти на маяк.
    Случай редкий на Острове, но бывало и похуже.
    Например, на рассказ «Идеальный муж»:
    Иудейства здесь ни метра,
    Литературы ни хрена!
    Ошарашенный читатель.

    Но ошарашенный читатель скорее всего читает выборочно и не читал рассказа о Красных альпинистах. Иначе он бы заметилл многое… очень многое.
    Например:

    Интересно, чем пахнет виноград?
    Согласен с тем, что воздух может быть пропитан (летом) запахом горячего асфальта и разрезанных ( и только) арбузов и дынь (дыни пахнут и неразрезанные). Но чтобы виноград наполнял воздух запахом... нет, вы уж, господа, извините, нет и ещё раз нет!
    Вам любой каракалпакский ребёнок скажет - виноград не пахнет.

    Или ещё один пример:
    – Конечно, доченька. Играйся с братом, он младше тебя. Ты же большая, уже перешла в подготовительную группу, порисуйте вместе. Возьми карандаш и в своей тетрадке обведи клетки, получатся квадратики. Хорошо, Дана?

    Какое сложное задание даёт мама дочке… обвести КЛЕТКИ, что бы получились квадратики.
    Вот прочитал я это предложение так:
    - Конечно, доченька. Поиграй с братиком, он младше тебя. Хорошо, любимая?
    ……………
    Я не критик. Это знают почти все. И я не собираюсь заниматься разборкой каждого слова и запятой. Это для тех, кто сидит в палате №6.
    Но я читатель. Простой читатель. И задаю вопрос автору:- Почему бы вам не сесть в вертолет и подняться над своим рассказом, над его героями и посмотреть, как они ходят и что делают на белом листике бумаги, где появляются написанные вами буквы и слова.
    Почему нет красок? Почему всё серое и смотрится только через квадрат, вырезанный в листе из картона?
    Почему читаешь и не улыбаешься? Почему читаешь и тебе не грустно?
    И откуда взялось это предложение и куда его приклеить:
    - Сейчас мальчик обзывал ее, и это было ей противно.
    ………….
    Но вот просьба разъяснить, с каких лет можно оставлять или отпускать (с 7 или с 8 или 12,) ребёнка одного, вызвало интерес аж на три комента????
    Вот я и добрался до середины моста. И теперь, только теперь я понял, куда залез.
    Но обратно идти ровно столько, сколько и вперёд. Сзади мин нет, хотя это не 100% доказано. А впереди?
    Вот я и остановился. Но долго я не выстою. Куда же мне идти? Вперёд? Но шансы дойти на другой берег 10Х90. Обратно 50%Х 50%.
    Так и рассказ уважаемой Айши. Оставить его таким, как он есть? Шансы, что он выживет, - 10Х90.
    Поправить запятые и убрать облизанные петушки на палочках? Шансы 50%Х50%.
    Что делать?
    Я бы перечитал комменты и тогда… тогда станет всё ясно и автор сам правильно выберет свой путь на мосту. Вперёд или назад.
    Желаю автору успехов.
    М.В.

  • Гость - 'Гость'

    \"Остальное можно было бы написать по-другому. Хотя давать советы автору, - вещь сложная\", - отметила в своем отклике Наталья Ковалева.
    Уважаемая Наталья, согласна с Вами, что давать советы автору - вещь сложная.
    Сложная, но для начинающего автора - весьма полезная. Тем более, от такого профессионала, как Вы.
    Другое дело, и мы неоднократно убедились в этом, любой совет Айша воспринимает как личный вызов ей, как покушение на ее неповторимость и творческое \"Я\".
    Ее ответы - агрессивны и недоброжелательны.
    Диалог с читателями, которые вызвались откликнуться на ее работы, Айша превращает в перебранку, которая ее как автора не красит.
    Опасаясь агрессивных выпадов Айши в мой адрес,и от греха подальше, подпишусь инициалами:
    А.Ц.

  • Успехов
    С уважением
    Амалия

  • Альчик не имеет никакого отношения к свинцовой бите. Это часть коленного сустава барана - асычка. Как это называется с медицинской точки зрения, я не знаю.
    Альчик можно продать, можно выменять. Иногда его окрашивают в любой цвет. Альчик подкидывают. Падая, он может лечь набок, а может стоять. От этого зависят очки( или деньги).
    В Баку, в ванну набирают воду, как в резервуар. Используют для слива туалета и для стирки белья.
    Я уезжала в 93г. Ванна была полна водой. Питьевую воду качают насосами, часа два-три в день. Иногда только ночью. Все, что можно заполняют водой, чтобы хватило на сутки.
    Если описан \"сталинский дом\", то это город, а не область. Дома такого типа очень большие, красивые, с высокими потолками и лоджиями. Я их видела в разных городах и везде они такого типа.
    У нас их строили пленные немцы.
    Я согласна с тем, что это не совсем рассказ, скорее всего зарисовка из которой можно сделать рассказ.

  • Из этого мог бы получиться отличный рассказ. Пока, как мне кажется, Валентин Дорман отметил тот момент, который мог бы сделать рассказ удачным. Остальное можно было бы написать по другому. Хотя давать советы автору, - вещь сложная.

  • Гость - 'Гость'

    Without comments. An empty knickknack.
    Charles Wilson

  • Гость - 'Гость'

    \"Отмечу наиболее удачный момент, - с моей точки зрения. Концовка: \"На другой день Дана с братом ушли на маяк\". Аж дыхание перехватило! Можно представить, что они могли учудить там\".

    Крепитесь, Валентин!

    С уважением и пониманием Ваших страхов,
    ЗинаИда

  • Гость - 'Гость'

    Ой, не скажите, дорогая!
    И от меня в прошлом годе сбёг муженёк. Второпях забыл не только галстуки, но даже и кальсоны.
    А на кой мне нужны его кальсоны?! Хотя, решила не выбрасывать. Как только дочка подрастет, скажу ей:
    - Гляди,доча, что нам твой \"отец\" оставил...
    И девочка поймет, каким иродом был ее папашша.
    Вот так-то.
    А что касается \"сталинского дома\", я так скажу Вам: пусть это будет не поселок,а посёлок ГОРОДСКОГО типа.
    Я думаю, Айша это подтвердит.

    Нина,
    растящая ребенка без отца.

    P.S. Но оставить свою дочурку без присмотра никогда бы не решилась.

  • О социально-бытовой запущенности поселка спорить не буду, потому что в Одессе даже в последние годы водой запасаются впрок, тем же способом: набирают ванну. Кроме того, не хочу дразнить любящих меня оппонентов-пожарных, дабы под вашим понятным рассказом не начинался базар.
    Отмечу наиболее удачный момент, - с моей точки зрения. Концовка: \"На другой день Дана с братом ушли на маяк\". Аж дыхание перехватило! Можно представить, что они могли учудить там.

  • Гость - 'Гость'

    Василий, вы не правы!Во-первых, это, наверное,не поселок,а город,потому что в поселках не строили \"сталинские\" дома.Но город маленький, так как маяк был с пятиэтажный дом и был самой высокой постройкой в городе. Кроме того, действие происходит вскоре после войны: мальчик рисует бой советских и фашистских самолетов.В наше время дети ничего об этом не знают.Очевидно, сказывались трудности послевоенного времени,отсюда перебои с водой.
    Во-вторых, вы не прочли, наверное, что дети для \"скалолазания\" использовали отцовские галстуки. Значит, отец был. Мужчины, когда уходят из семьи,все свои вещи перетаскивают к новой.
    Зоя, та же мать.

  • Гость - 'Гость'

    А я уверен, что во всем виновата социально-бытовая запущенность поселка.
    \"Дана огорченно вздохнула. Ванна, наполненная ВСЕГДА ВОДОЙ ИЗ-ЗА ПЕРЕБОЕВ СНАБЖЕНИЯ, была ее любимым местом: можно было купаться в любимой резиновой шапочке\".
    Бытовая неустроенность поселка, недоточёты в социальной сфере обернулись педагогической запущенностью детей. Что остается детям, как не шкодить?
    Да и потом, виновата безотцовщина. Как я понял из рассказа - отец в семье отсутствует. Где он, кто он? Автор не дает ответа.
    У меня у самого растут четверо детишек. Конечно, трудно. Но в семье должен быть отец и не пускать воспитание детей на самотек.
    Вот откуда наши беды.
    Василий, многодетный папа

  • Владимир, я тоже помню,как мальчишки играли в расшибалочку. Но здесь,очевидно,что-то другое: написано, что альчик был тяжелый и красивый.Какая красота в свинцовой бите?
    Вы правы, что рассказ стоило бы доработать. Есть отдельные неувязки.
    Я уже писала,что девочка шести лет, на мой взгляд, вряд ли умеет заниматься куплей-продажей.
    И не кажется правдоподобным, что мальчик никак не старше пяти лет (братик был моложе Даны) мог вытянуть за руку девочку тяжелее его, тем более, что она держалась только кончиками пальцев. Сцена неестественная.
    И еще: что такое \"кухонная комната\", несколько раз упоминающаяся в рассказе? Это не кухня?
    И.Л.

  • Гость - 'Гость'

    Спасибо, дорогая, что сообщили о последней фразе, которую я не заметила.
    Но лучше бы я ее и не читала. Дана с братом действительно ушли назавтра на маяк.
    Ох, Дана, Дана... Сиди теперь и нервничай, что на этот раз выкинет эта непослушная девчонка. А ведь уже большая, перешла в подготовительную группу!
    Мне очень жалко ее маму. За что же ей такое наказание? Да и Тимку жалко. Чему научит его старшая сестра?...
    Ох, дети-дети...
    Читательница

  • Гость - 'Гость'

    ...альчик- это скорее всего свинцовая бита...Во времена моего детства при помощи биты играли либо на деньги, либо в пуговицы...Я один раз срезал все пуговицы с материнского пальто... честно говоря я не ботаник,и быть может похожий на апельсин плод маклюры и называется шишкой, но мне кажется не это важное, а важное то, что эта зарисовочка,т.е. ни рассказ, ни миниатюра, а просто пока еще зарисовочка и если автор хочет, что бы она переродилась в нечто большее, с ней еще нужно работать и работать...С уважением Вл. Борисов.

  • Гость - 'Гость'

    Вы не внимательны,уважаемая читательница. Опасность остается.Вы не прочли последнюю фразу о том, что неугомонная Дана повела брата назавтра к маяку. Не дай Бог, заберутся туда!
    Более внимательная читательница

  • Гость - 'Гость'

    \" Потом стал хохотать Кадырбек. Позже его позвали, и он ушел\".
    Хотелось бы узнать у автора, каково дальнейшее участие в рассказе Кадырбека?
    А если Кадырбек так и не появился (наверное, так и остался дома сушить рубашку после того, как его облила из кружки Дана), тогда зачем вообще он нужен - с точки зрения сюжета этого произведения и авторского замысла?

    И еще: \"Девочка побежала за шишками маклюры\".
    Что такое компот из алычи, я знаю, а про маклюру не слыхала.

    А так вопросов больше нет.
    Отдельное спасибо автору за счастливую концовку рассказа.
    Будем верить, что Дана больше никогда не откроет окна без разрешенья мамы. Даже в самую страшную жару.
    Читательница

  • Гость - 'Гость'

    И все-таки, уважаемая Ирина Лейшгольд, уточните: до 8 лет или до 7? Мои знакомые, живущие в Израиле, говорили, что - до семи. А как на самом деле?

    А также вопрос к Коровкиной: сколько лет тюрьмы полагается родителям в Америке, оставляющих детей одних?

    Заранее спасибо,
    мать-одиночка ЗОЯ

  • В Англии тоже. Там нельзя оставлять одних детей до 12-ти лет. У нас, по-моему,до 8-ми.

  • Страшный рассказ. Хорошо, что все обошлось. Особенно понравилось упоминание алычового компота.
    Бытовая мелочь навеяла воспоминания.
    Этот рассказ надо переслать по интернету всем мамам, чтобы не оставляли детей дома одних. Кстати, в Америке - это уголовное преступление.

  • Гость - 'Гость'

    Уважаемые мамы, не оставляйте детишек без присмотра! Особенно в \"сталинских\" домах.

  • Гость - 'Гость'

    Уважаемая Айша, прошу прощения за то, что на вашей страничке размещаю эту информацию.
    Уважаемые дамы и господа, не так давно мы обсуждали предложение о пикетировании российских посольств с требованием свободы Ходорковскому. Вчера такое мероприятие состоялось в Берлине. Среди участников были Вл. Буковский и К. Боровой. Чиновнику российского посольства была вручена петиция.
    Желающие могут здесь познакомиться с отчетом и фото
    http://www.snob.ru/profile/blog/9069/28662

  • Гость - 'Гость'

    Что следопыты, что альпинисты, какая разница? От перемены мест заглавий сумма рассказа не изменится.

  • Прошу прощения за собственную ошибку: у Айши не \"красные следопыты\", а \"красные альпинисты\". Просто первое более знакомо.
    И.Л.

  • Айша Адаева рассказывает о двоих детях - шести лет и младше, которые в отсутствие мамы захотели поиграть в \"красных следопытов\", спустившись на веревке из окна, что чуть было не закончилось несчастным случаем. К счастью, благодаря соседке, все обошлось.
    Рассказ написан в характерной для автора обстоятельной, размеренной манере,с детальным описанием подробностей места и действия, грамотным литературным языком (за исключением некоторого излишества запятых).
    Одно грамматическое замечание: глагол ИГРАТЬ - невозвратный. Не говорят \"ИГРАЙСЯ, ИГРАЛСЯ\". Надо \"ИГРАЙ, ИГРАЛ\".
    Возможно, я не права, но у меня вызывает некоторое сомнение тот факт, что шестилетняя девочка продавала альчики мальчишкам со двора за деньги, чтобы покупать петушки и кукурузные хлопья. Не мала ли она для бизнеса?
    И,кстати,что такое АЛЬЧИКИ?
    Ирина Лейшгольд

Последние поступления

Календарь

Октябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3

Кто сейчас на сайте?

Посетители

  • Пользователей на сайте: 0
  • Пользователей не на сайте: 2,327
  • Гостей: 381