Адаева Айша

   

 От телефонного звонка проснулась малышка.  Прижимая к себе плачущего ребенка , Сауле  подняла трубку  телефона.  Она никак не могла разобрать, что говорит  жена младшего брата. Кто-то кого-то украл.  Какой-то Рыжик  украл девушку. Сноха  давала имена всем  родственникам  мужа по- своему, поэтому нужно было еще  догадаться, о ком идет речь. Вспомнила, « Рыжиком»  она называла   близкого родственника, проживающего в другом городе.

« Значит,  будет свадьба. Жаль, что  родители уехали отдыхать»- промелькнула у нее в голове.

- Подожди, успокою дочку, перезвоню.            

Только вчера Сауле была в родительском доме. Приехавший в отпуск старший  брат  занимался уборкой подвала большого дома: выносил запчасти автомашины,  обтирал их, обмазывал и укладывал в ящики, приводил в порядок полки. Сноха развешивала выстиранные занавески в  саду.  Другой  брат складывал ковры на крышу гаража.  Весь двор, защищенный виноградником от палящего солнца,  был заставлен  коробками с посудой, столами и стульями. Кухонные шкафы были аккуратно расставлены вдоль палисадника. Тихо  звучала  музыка из магнитофона. Готовились к ежегодному  ремонту дома, который начинался с кухни.

- Да , келин, что звонила? Какие новости?

- Апа, Рыжик украл невесту и привез ее к нам!

- Как к нам?! 

-  Не знаю, апа,  что делать, вы же видели в каком состоянии дом. Не то, что невесту привезти в такой дом, даже знакомых пригласить некуда . Все вынесли, подготовились к ремонту,  как будто переезжаем.

- А где девушка? Она знает, что ее украли?

- Нет,  не знает, сидит и рассматривает альбом. Она проходила в поликлинике  медосмотр для трудоустройства. Рыжик встретился с ней, сказал, что приехал брат,  ее бывший однокурсник,  и пригласил к нам.

-Дай этому «жениху»  трубку!

 После некоторой паузы  раздалось приветствие Рыжика.

- Ты сказал ей, что ты украл ее?  Привез с намерением жениться?

- Нет.

-Ты нормальный или ненормальный?  Скажи, что ты пошутил с  нами. Пока девушка не догадывается ни о чем, ничего не говори ей, проводи ее домой! 

- Я приехал за ней. Я на ней женюсь. Я это твердо решил.

-  А она как  к тебе относится?

- Не знаю.

 Сауле положила трубку .  «Что делать? К родителям не дозвониться. Пока дождешься  телефонных переговоров -  будет поздно, пройдет день. Ведь все же засмеют Рыжика,  если  она  уйдет, да и девушке не нужна сомнительная репутация. Нельзя в такой ситуации звонить к родственникам за советом.  Это будет лавинный процесс распространения вести, который уже не остановить,  не урегулировать. Последствия этого события непредсказуемы. Как отреагируют  ее родители, братья и дяди ?  Приедут,  и всех моих братьев отдубасят  за такую попытку Рыжика  создать семью.  А  если бы я сама оказалась  на ее месте?»,- так думала она, собирая сумку со сладостями и тканями разных расцветок, не зная, чем все это закончится. При любом исходе события придут любопытствующие или поздравляющие женщины, и ткани пригодятся для обмена.

Заехавший  за  документами муж сказал: «Что думать!? Надо поддержать парня. Женить -и все! Молодец !!!  Мужчина!!!»

Сауле одела  нарядно свою дочку   и поехала с ней в  родной дом.

Сноха  протирала наспех полы,   братья  уже  расстилали  ковры в комнатах.   Все делалось  в авральном режиме.  Возле бани за столом с горой посуды  стоял Рыжик, красный, как вареный рак, и старательно мыл посуду в огромной кастрюле с горячей водой.

 И только украденная девушка сидела, не подозревая ни о чем,   рассматривала студенческие фотографии.

 Сауле  достала из шкафа ритуальный шымылдык,  в виде занавеса из дорогой ткани, расшитый белыми лебедями и кольцами, украшенный серебряными старинными монетами, а также белый большой платок с длинными кистями, которым покрывают невесту. Она подошла к  Рыжику и сказала: « Иди, предлагай замуж, раз украл! »

Приведя себя в порядок, он решительно вошел в комнату, где сидела девушка и , после долгого разговора с ней,    вышел   с  пунцовым лицом  от волнения.  

 Молодая женщина позвала свою сноху, чтобы вместе войти в комнату будущей невестки.  Обе очень волновались,  предстоящую  миссию они выполняли впервые.

 Увидев вошедших женщин с ритуальными вещами,  девушка заплакала.  Она поняла, что не готова к такому повороту судьбы, но не может противостоять ходу событий.

Дипломатическая миссия  требовала   взвешенных слов и действий.   Сауле  говорила о достоинствах  Рыжика, об ответственности его , о хорошем  характере. Раскрыв белый свадебный  платок,  она накинула его на плечи девушки. Это был знак, что с этого момента ее признают невестой Рыжика, «невесткой этого дома», порог которого она переступила  впервые.

Больше всех суинши-подарок  полагалось  младшему брату Сауле за радостную весть, которую он сообщал родственникам по телефону. Отовсюду звонили с поздравлениями. Стали съезжаться гости.

     Многочисленные родственники,  подходя к дому   кидали шашу – конфеты, игрушки, орехи- в честь невесты, приводя в восторг маленьких детей и вызывая  улыбки взрослых. Парни   строили большую палатку возле дома. Удивленные соседи тоже помогали в подготовке проведения торжества.

 Уже укрепили шымылдык- атрибут тоя через всю комнату невесты.   Аксакалы уехали к родителям девушки, чтобы торжественно заявить: « Ваша дочь у нас». Предстояло встретиться со старейшинами рода невесты и держать ответ за поступок Рыжика,  договориться о датах предстоящих торжеств- тоев. « Сватья на тысячу лет» сядут за стол переговоров.

Кипели пузатые блестящие самовары, их растапливали мальчишки. В глубине двора  разделывали туши  барановВыставили большие казаны для варки мяса.  В других, по- меньше  размерами,   жарили баурсаки - пышки и    мясо - куурдак.

Дом наполнялся весельем.  Отовсюду  звучала  музыка  разных инструментов, играли на домбре,  на гитаре. Свадебные песни звучали из магнитофона  в палатке.

 Одни молодые снохи  накрывали  столы  в  свободных  комнатах,  другие  наливали чай за дастарханом.  Гости пели казахские старинные песни, которыми завершали свои тосты. Молодые женщины  суетились на кухне. Девушки украшали свадебными лентами и шарами  двор, палатку.   

 Многочисленные подруги невесты- кудашалар приехали на специальном автобусе.Они собрались за шымылдыком, наряжались. Кое-кто из них оторвал себе ниточку из кистей платка невесты,   примету удачного замужества. Бойкие девчата, соревнуясь в острословии, знакомились с женихом и его друзьями. Маленькие девочки с радостью сопровождали  повсюду келин- невесту в красивом платье и камзоле , в ее косах звенели маленькие серебряные колокольчики –шашбау. Старинный шашбау - украшение, хранившее  столько женских чувств: любовь , боль разлуки с любимым, радость замужества,  вспыхнувшую страсть,  покорность судьбе,воле родителей, теперь принадлежал ей.

Молодежь веселилась ,  отырмак  продолжался до утра.
Рано утром украшенные  машины двинулись в путь, в родной дом Рыжика, где пройдет основное торжество бракосочетания - свадьба. Все еще впереди.

« Светлой дороги! Будьте счастливы!»- желали  вслед провожающие.

Эти слова повторяла и маленькая девочка, размахивая   шарами и лентами вместе со своей  мамой Сауле.

 


Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться
  • Гость - 'Гость'

    Ждем новых рассказов!

  • Гость - 'Гость'

    Ох,Айша, Айша, какая Вы упрямая, однако. Не на то Вы тратите свои усилия и время.
    У русского народа есть поговорка: \"Взялся за гуж, не говори, что не дюж\".
    Уж коли Вы решили стать писателем - учитесь,прислушивйтесь к мнениям читателей. Они искренне желают Вам добра.
    Вспомните наказ поэта Николая Заболоцкого:

    Не позволяй душе лениться!
    Чтоб воду в ступе не толочь,
    Душа обязана трудиться
    И день, и ночь, и день, и ночь!

    С пожеданием успехов на Вашем трудном поприще
    тётя КЛАРА

    P.S. Только умоляю Вас не огрызаться и не обвинять читателей, что Вас не понимают.

  • Гость - 'Гость'

    Увеличивать за счет собственных комментов число кликов на рассказ г-жи Адаевой на собираюсь в свяи с отсутствием желания и нехваткой времени. Да и проку в этом никакого нет.
    Так что, уважаемая Айша,накручивайте счетчик откликов собственными силами. Но лучше было бы, если это время посвятили бы работе над рассказом. Полезней - и для Вас и для читателей.
    С этим я и распрощаюсь с Вами.
    Не поминайте лихом,
    Николай Модестов

  • Гость - 'Гость'

    Девятнадцать коментов написала г. Адаева.
    Это почти третья часть всех коментов.
    И в каждом попытка переубедить комментаторов в том, что они ещё не всё понимают в жизни и попытка объяснить то, что кроме самой Адаевой никому не понятно.
    И комментаторы перепрыгивая друг друга, и не соблюдая очереди, донесли до народу всю мораль рассказа.
    А теперь, такое чувство, что автору стало скучно, и она решила подуть на погасший костёр в надежде, что разгорится пламя.
    Последний комент тому свидетель.
    «…Не достойная я литературы, и ничего литература не потеряет если я уйду».
    Тогда возникает вопрос- зачем вы пишите? Зачем забираете наше время? Вашим временем вы сами распоряжайтесь, а наше нам жаль.
    Вас никто не оскорбил. Вас приняли на острове, как родную.
    У вас 44 коментов от читателей и друзей + 19 ваших коментов = итого 63.
    У многих такого нет.
    В общем, вам, ув. автор без Модестова Николая будет трудно дойти до ста коментов.

  • Гость - 'Гость'

    Число просмотров - не показатель качества произведения. Сколько раз вы, уважаемая Айша, кликали на свое имя на ленте, чтобы ознакомиться с комментариями? Уверена, что не меньше 10 раз в день, а то и больше, особенно поначалу, а также нажимали мышку и те, кто хотел ответить вам или просто прочесть комментарии, не читая очерк И все так делают, а счетчик считает.
    Что касается коммента Н.Модестова, то тут вы совсем не правы. Читатели никому не дают полномочий говорить за себя, однако каждый говорит и от имени сайта, своих одноклубников, тем более, что он прав по логике вещей.
    С уважением, АделаИда

  • ИЗ ВАШЕГО КОММЕНТА \"Специально перечитал свой комментарий и даже намека не нашел на то, что \"говорю от всех\".
    ПРИВОЖУ, ЕСЛИ НЕ НАШЛИ, что написали
    \"Тогда снимутся многие вопросы и претензии читателей.\"
    ВСЕ ЧИТАТЕЛИ ВАМ не дали этих полномочий. Посмотрите число просмотров. С уважением Айша

  • На пирамиде талантов не каждому из творящих быть ПУШКИНЫМ, ДОСТОЕВСКИМ и др.
    Вечный вопрос: Моцарт и Сальери- для потомков.
    Надеюсь. что с этим Вы согласитесь.

  • Гость - 'Гость'

    А для меня поразительно,уважаемая Айша, что Вы решили, что я говорю \"от всех\".
    Специально перечитал свой комментарий и даже намека не нашел на то, что \"говорю от всех\".
    Я искренне и заинтересованно высказал Вам СОБСТВЕННОЕ мнение, закончив коммент следующей фразой:
    \"Вы человек способный, и я уверен, что серьезный труд на поприще литературы поднимет Ваше мастерство
    Успехов Вам\".
    Жаль, очень жаль, что у Вас такая низкая самооценка и пессимизм в перспективах собственного творчества, когда Вы заявляете: \"Даже , если не поднимется мое мастерство, то ЛИТЕРАТУРА ничего не потеряет. УВЕРЯЮ ВАС\".
    Обидно. Но при такой собственной позиции, возможно, Вы и правы.
    С уважением,
    Николай Модестов

  • Уважаемый Николай Модестов. Поразительно, что Вы говорите от всех.
    Даже , если не поднимется мое мастерство, то ЛИТЕРАТУРА ничего не потеряет. УВЕРЯЮ ВАС.
    С уважением Айша.

  • Гость - 'Гость'

    Уважаемая Айша!
    В следующий раз предварите Ваш рассказ авторским пояснением: какова идея Вашего рассказа, каков авторский замысел, кто есть кто из персонажей, как читатель должен понимать написанное Вами.
    Тогда снимутся многие вопросы и претензии читателей.
    Но, конечно, лучше, если бы САМ РАССКАЗ, его художественный текст нес в себе ответы.
    Ведь Вы представляете читателям свое произведение как РАССКАЗ, т.е. художественное литературное произведение. Значит, и требования к нему должны быть по самым высоким литературным меркам. Скидок здесь, увы, никаких не существует.
    Вы человек способный, и я уверен, что серьезный труд на поприще литературы поднимет Ваше мастерство
    Успехов Вам.
    Николай

  • Я , думала дать ему настоящее имя, но будет непонятно кто Рыжик, кто другой. В отличие от татарского тоя, основной той казахский, где пройдет бракосочетание, а могут и позвать муллу ( что редко и необязательно) проходит в доме родителей, в другом городе ( в данном случае). Пока она невестка, может еще и передумать. Так что все впереди. Это только предыстория.
    С уважением Айша

  • Наконец-то. Уважаемая Ляля! Учту Ваши замечания. Исправлюсь. Буду стараться. Не знаю почему, не хочу возвращаться и перечитывать. У Вас бывает такое. Это у меня третья вещь и никак не могу привыкнуть к тому. что все время это держит. В моей профессии объяснил, проконтролировал, и все, а здесь постоянный процесс. Что-то труднее и труднее. Спасибо огромное. Как урву время, сяду. С уважением Айша.

  • Многоуважаемый Вячеслав Демидов! Вам непонятен мой упрек?
    Для кандидата не технических наук, а философских наук сказать, что мой рассказ о похищение невесты – это картина мракобесия ислама- это невежество. Ислам всегда был и есть против похищения невесты. Почитайте для общего кругозора
    АС_САЛАМ, №18(295) сентябрь 2007 г « Похищение невесты в Исламе».
    Моя бабушка, бригадир докеров, во время Великой Отечественной войны грузила огромные мешки и ящики на военные корабли, вложила свою лепту в Победу над мракобесием фашизма, чтобы Европа сейчас стала свободной. Работала без паранджи. Казашки никогда не носили ее , и до 1917 года тоже, совсем другой уклад жизни. ( К сведению ув. М.В!.).
    Я бы Вас поняла, если бы Вы написали « воспитанные на европейской культуре», но когда « в европейских традициях свободомыслия и свободного поведения», то невольно вспоминается и ИНКВИЗИЦИЯ, и ФАШИЗМ, и ПОГРОМЫ и т.д.
    Кто написал, что это высокочтимые традиции- такой случай умыкание невесты в моем рассказе? Я не буду Вам все пересказывать, как делают некоторые авторы..
    Встречающиеся у немцев обряд закрывание вуалью лица невесты от сглаза, или ношение оберегов ( трав) между помолвкой и свадьбой, и другие традиции – это тоже мракобесие католичества или лютеранства?. Или выборочно? Так и будем в зависимости от вероисповеданий обзываться –мракобесие иудаизма, буддизма и т.д?
    Что значит « взойти на социальный уровень равенства полов». У нас, в республиках тоже было объявлено о равенство полов, если вы жили в Советском Союзе. Да и женщины во многих сферах не чувствовали себя ущемленными.
    (Кстати, « реликты» по Гумилеву -«этнос»., а западная часть Казахстана(полностью Атырауская область, часть Актюбинской области) входит в Европу- там тоже живут европейцы.)

    Извините, Вячеслав Демидов, совершенно не хотела знать, как Вы женились. Но, я думала, что это естественно со стороны парня приложить максимум усилий, чтобы обратить на себя внимание девушки и пожениться. Вам повезло, если « прилепилась».
    Да, представьте себе, что у русских ,вопреки Вашему « как и положено людям европейской цивилизации», например у казаков донских и др, все традиции сохранилось.
    С уважением Айша

  • Уважаемая Ирина, \" Ласковое слово и кошке приятно\" Мне радостно. Спасибо. Читая Ваши рассказы, думала : \" Хорошо написано, интересно.\" А писать , не писала. Понимаю теперь. каждое мнение ценно! Успехов.
    Айша

  • Спасибо за Ваш комментарий. Думаю, что это проблема всех больших городов!
    С уважением Айша

  • При всех своих достоинствах и интересных описаниях традиционных обрядов, рассказ грешит многими ошибками и неточностями. Я бы, на месте автора, прочитала его абзац за обзацем, внимательно вчитываясь в каждое слово.
    Погрешности стилистические, типа: \"Из магнитофона спокойно лилась музыка\" или \"Выставили казаны, в малых двух жарили баурсаки и куурдак\" можно легко выловить при чтении вслух.
    Погрешности типа \"ружье в первом акте\" найти труднее. Например, \"думала она, собирая сумку со сладостями и тканями разных расцветок, не зная, чем все это закончится.\" - вот и мы не знаем, зачем понадобились ткани разных расцветок.
    Этнические языковые вставки не всегда понятны. Например, почему Сауле называет свою невестку келин, когда в рассказе то слово объясняется как \"невеста\"? Куда поехали жених с невестой после отырмак? К ней или к нему? Они уже муж и жена ли только нареченные? По-татарскому обычаю он должен был остаться ночевать, а потом уехать к себе и ждать, чтобы невесту привезли к нему ее родные. Непонятно, был ли мулла, ведь он читает, что положно на первом тое.
    Досадные ошибки: \"Больше всех суинши-подарок(подарков?) полагалось младшему брату Сауле\" (Может быть так : Сиунши - традиционный подарок вестнику принесшему счатливую новость, полагался младшему брату Сауле, который обзванивал родственников, сообщая о готовящейся свадьбе.)
    И последнее. Может быть не стоит все время называть героя рассказа Рыжиком? Это прозвище делает его очень несерьезным, малолетним, безответственным, что ли. Что если, вспомнить о прозвище в начале рассказа, а потом все-таки представить героя, дать ему имя? И невеста его, девушка без имени.
    Айша, я бы доработала рассказ, придала ему больше подробностей тоя, исправила бы ошибки и поработала на стилем.
    С уважением,
    Ляля

  • Гость - 'Гость'

    Вот и г. Демидов из рассказа ув.Айши создал научную работу.АТОМНЫЕ подводные лодки бороздят подмостки большого театра.
    г. Демидов, вы забыли в этот раз марсиан.
    Ведь и на Марсе похищают -воруют женщин.

    Когда я был маленький, у меня была бабушка. Время было тяжёлое, голодное, и бабушка могла "из ничего" приготовить очень много и вкусно. Но нет, её не похитили, не волнуйтесь! Она нас выкормила и выходила, и нас тоже никто не похитил, поэтому я и пишу этот коммент.

    Г-н Демидов, начали Вы с 1917 года. А вот, что было до 1917 года, вы нам не рассказали.
    И вообще, почему женщины должны нести паранджу. Это дискриминация. Тогда и мужчины должны нести паранджу. Почему женщины должны носить бюстгальтеры, а мужчины нет?
    Неужели мужская грудь для женщины не является таким же заветным желанием, как женская для мужчин? Равенство должно быть во всём, пусть и мужчины наденут платки и лифчики! Или пусть женщины их снимут с себя!

    А пока- Всё это несправедливо. Пользуясь своей силой, мужчины придумали выгодные для себя законы и УГНЕТАЮТ женщин.
    А женщины забыли, что такое свобода. И чем больше они кричат о том, что платки носят по своей воле, что никто их не заставляет, что это они сами..., тем дальше они от свободы и демократии.
    Я не против платков, может, это красиво? Но с религией это ничего общего не имеет. Особенно, если женщина в платке курит, носит кеды, футболку «Lewis» и т.д.

    Г.Демидов, я рад, что вам понравился этнический рассказ . Но можно ли пренебрегать в этническом произведении стилистикой и т.д. и т.п.
    С уважением,
    Миша В.

  • Ваш упрек непонятен.

    Мы, европейцы, точнее - люди, воспитанные в европейских традициях свободомыслия и свободного поведения,- конечно же, соперничаем с другими самцами за право обладания женщиной, вызывающей у нес сильное сексуальное чувство (\"любовь с первого взгляда\"). Но это не значит, что мы ее похищаем, запираем на ключ и приставляем к ним евнухов. Слов нет, соперничество оборачивается порой поножовщиной и прочими прелестями \"свободного волеизъявления\". Но эти всплески не являются \"обычаями\" и уж тем более не являются \"высокочтимыми традициями\".

    Во многих современных нам с Вами обществах, которым еще не удалось, как европейцам, взойти на социальный уровень равенства полов, сохраняются многовековые предбрачные и брачные обычаи - этакие этнографические реликты. Не буду их описывать - посмотрите рассказ о нравах разных народов хотя бы у Гердера в его толстенной и очень умной книге \"Идеи к философии истории человечества\" (стр. 214 и далее).

    Преинтереснейшие и презабавные обычаи были в древности у русских, - их на 600 почти страницах описал Костомаров в книге \"Русские нравы\". Кстати, русские крестьянки должны были даже в 19-м веке появляться на улице только в головном платке (а горожанки - в шляпке). Выйти \"опростоволосившись\", т.е. без головного убора, считалось безнравственным. А если кто-то на улице имел наглось сорвать у женщины с головы платок, - это считалось чудовищным оскорблением не только потерпевшей, а и всего ее рода, и могло кончиться кровной местью. Сейчас, конечно, у русских, как и положено людям европейской цивилизации, ничего этого нет (хотя в крестьянской глубинке, возможно, эти реликты и сохранились).

    Силовые попытки \"отменить\" традиционно-этнографические обычаи кончаются, как правило, полным провалом, чему пример хотя бы продолжавшиеся с 1917 года попытки большевиков превратить народы СССР поголовно в атеистов. Сегодня уже бывшие большевики и гэбисты (которые, впрочем, бывшими не бывают) ходят в церковь, неумело крестятся и подходят под благословение батюшки, - а священники кропят святой водой спускаемые на воду АТОМНЫЕ подводные лодки (не знаю, кропят ли вывозимые с заводов атомные боеголовки и балистические ракеты...).

    А что касательно моей семейной жизни, то я не \"завоевывал\" жену силовым методом. Она \"прилепилась\" ко мне, как она говорила, потому, что почувствовала: со мной ей будет весело, - и прожили мы так в любви уже 57 лет...

    Спасибо, дорогая Айша, за внимание к моему мнению. Желаю Вам больших творческих успехов не только на этнографическом поприще.

    Вячеслав Демидов

  • В моем рассказе есть все составляющие , которые перечислила Ирина Лейшгольд и даже мораль!
    Прочитайте повнимательней.
    Для подсказки- главное действующее лицо -САУЛЕ.
    С уважением ко всем читающим. Айша

  • Гость - 'Гость'

    АЙША АЙДАЕВА: \"В какой форме написан рассказ, его структура, цель, действующие лица-это для специалистов\".

    ЗАМЕЧАНИЕ ИРИНЫ ЛЕЙШГОЛЬД: \"Вообще-то это для авторов и тех,кто хочет писать\".

    Полностью согласен с мнением ИРИНЫ ЛЕЙШГОЛЬД.
    Н.МОДЕСТОВ

  • Рассказ мне понравился. Написан с любовью и уважением к традициям больших семей и дружных кланов.

  • \"В какой форме написан рассказ, его структура, цель, действующие лица-это для специалистов\".

    Вообще-то это для авторов и тех,кто хочет писать.

  • Уважаю мнение всех и каждого. Мне приятно, что мой рассказ вызывает обсуждение. Кто-то думает, кто-то прочитал и пишет и т.д. Разве этого не достаточно для меня? Вполне.
    В какой форме написан рассказ, его структура, цель, действующие лица-это для специалистов. Спасибо всем.

  • И еще.Поймите, дорогая Айша,никто не хочет вас лично обидеть. То,что вы познакомили нас с одним из обычаев казахского народа - свадебным, вполне интересно, а если бы вы разъяснениями,данными вами в комментариях, расширили и обогатили свой очерк, он был бы полнее, понятнее и еще интереснее. Речь идет о форме написания.
    С уважением, Ирина

  • Уважаемая Айша!
    Я ведь в моем комментарии не писала о моральной сути вашего обычая,а имела в виду ТОЛЬКО чисто литературный аспект. С литературной (литературоведческой) точки зрения то,что вы написали, - не художественное произведение, не рассказ,так как в нем нет идеи, которую следует раскрыть, нет образа героини,ее характера, нет собственно интриги и ее развития. Много и языковых огрехов.
    Кроме того, совершенно противоположны по смыслу сам очерк и ваши разъяснения, то есть, оказывается, написано совсем не то,что вы хотели сказать.Об этом-то я и писала выше.
    И не стоит почти в каждом комменте переходить на личности. Мы говорим о Литературе и ее значении, в конечном смысле. И.Л.

  • Гость - 'Гость'

    Уважаемая Айша!
    Действительно, Ваше произведение имеет скорее этническую ценность, чем литературную.
    Иначе исправили бы стилистику и ляпы, которые имеют место быть в тексте.
    Вы дали достоверную сцену из жизни с традициями Вашей страны. А потом при обсуждении в комментах стали обелять неприглядные стороны действительности. Но мы читаем про ислам и смотрим ТВ и знаем, что он более агрессивен и лицемерен, чем др.религии. Вспомним про убийство Тео Ван Гога в Амстердаме турком- фанатом за то, что режиссер снял фильм с интервью женщин- мусульманок, живших на положении рабынь. Их унижали, били и т.д. Этот фильм есть в интернете. За то, что режиссер хотел рассказать правду о женщинах ислама, его убили.

    А Вы что-то пытаетесь оправдать и что-то доказать.
    Зачем?
    Что нового я узнал?
    Что- "Восток дело тонкое"?
    И такой избитый штамп я должен принять, как нечто новое?
    А в реальности:
    -Под страхом смерти женщин заставляют в Азербайджане и в Азии носить платки и длинные юбки.
    -Кадыров хочет разрешить многожёнство. Обалдеть!
    -Женщин в Иране не пускают на стадионы. Обливают серной кислотой. И.т.д.
    И подобного -пруд пруди.

    В общем, наверное, я зря поставил коммент?
    А у НАС в роду, в этом вы правы, женщина Царица. Она правит. Она корона на голове мужа.

    У нас женщин не похищаюи, не воруют. У нас и разводов по сравнению с другими этническими группами меньше.

    И из двенадцати, недавно награждённых Нобелевской премиий семеро наших. Но это не так уж и важно.

    Важно, что из всех наших, я единственный дурак, который написал вам комент- шутку, а Вы его перевернули так, как вам выгодно.
    Спиной чувствовал, что шуток и случайностей на Востоке не бывает. Жаль, что не был понят.
    Но остаюсь с неизменным уважением,
    М.В.

  • Гость - 'Гость'

    Уважаемая Айша, мне показалось, что это написано с некоторой обидой: \"Догадаться об атрибутах, о которых идет разъяснение в тексте можно. В конце концов, Интернет под рукой. Когда вы беседуете С Марком о Ваших обычаях в комментариях, все понятно и без словаря\".
    Никакого повода для обиды я лично не вижу. Вы правильно отметили, что я в комменте, обращаясь к Ирине (Ирине от Марка), не считаю нужным давать разъяснения, т.к уверен. что ей эти названия известны. Поскольку коммент доступен для чтения всем, то те, кто их не знает, действительно, могут обратиться к помощи Интернета. Другое дело рассказ, изначально обращенный самым разным людям, которых Вы не можете знать.

  • Уважаемая Ирина ! Ну, за всех Вы не можете говорить. Когда Вам делали предложение выйти замуж, а потом началась свадьба, я думаю-это были два разных по восприятию события.
    Стихи об осени- это тоже по Вашему стихи о прогнозе погоды? А что, Вы забыли , что есть рассказы на сайте без всяких имен, называемые рассказами? Кроме, Сауле и Рыжика, я напоминаю Вам, других имен нет, хотя там есть еще братья. Догадаться об атрибутах, о которых идет разъяснение в тексте можно. В конце концов, Интернет под рукой. Когда вы беседуете С Марком о Ваших обычаях в комментариях, все понятно и без словаря. С уважением Айша.

  • Уважаемая Айша! Прочтя вашу фразу: \"Увидев вошедших женщин с ритуальными вещами, девушка заплакала. Она поняла, что не готова к такому повороту судьбы, но не может противостоять ходу событий\", большинство читателей увидело в вашем повествовании трагедию, причем данный частный случай трактовали,как неизбежность и безысходность ситуации, жестокость традиции для всех казашек.Тем более, что у всех действующих лиц есть имена, а у девушки, вроде бы главной героини, его нет.
    Ваши же разъяснения говорят совсем о другом смысле написанного вами. Это не рассказ, а, повторюсь, этнографический очерк. Да и название не отвечает его сущности.
    Рассказа как художественного произведения здесь нет. Просто описание обычая и ,как правильно отметил кто-то из комментаторов, без разъяснения названий незнакомых большей части читателей атрибутов.
    Ирина Лейшгольд, с пожеланием удачи

  • Уважаемая Наталья! Казахский свадебный шашбау передается кому угодно:золовке, соседке, сестре и т.д. Это украшение как эстафета. Хочешь храни как память, хочешь передай. Это уже твоя собственность. По-разному выходят замуж: сватают или сама девушка убегает с парнем, даже ,если родители согласны, чтобы избежать лишних расходов, договариваются с парнем о своем же хищение, выдают замуж за выгодного жениха и т.д. Т.е . вариантов много. Этот случай такой. В первую очередь решают парень и девушка. Если девушка скажет: \" Нет!\", то никто ее не будет удерживать. Это очень ответственно. За ней стоят тысяча и тысяча родственников близких, даже не дальних. У нее право выбора. Это она сейчас решает , что будет дальше, поэтому Сауле со снохой ждут результаты переговоров. А так как она дала согласие, не возмущалась, не выбегала , узнав о намерении Рыжика, то механизм традиции начал действовать.

  • Гость - 'Гость'

    Верник пошутил, он пишет -\"Шутка!\" а Вам отказало чувство юмора. Не надо шутки брать всерьёз.
    Читатель.

  • \"А женщин издавна похищали, воровали, забирали, отбивали задолго до, до, до… в общем ещё первобытные люди этим занимались. И что интересно, никто не говорил о любви. (Любовь придумали русские, чтобы денег не платить, как говорится во французском анекдоте.Шутка!)\"
    Любовь - это чувства, за что можно жить и умереть. Оно может быть даровано не каждому.
    Они не могли передать нам музыку своей души.
    Первобытные люди - это не обезьяны. С уважением Айша.

  • А где Человек? Личность? Из любой ситуации женщина, если она такова, выходит достойно и никакие предрассудки не смогут остановить или очернить ее. Время все раставляет на свои места. Вы хотите спорить о равноправие? Вы же не будете спорить кто ВАм дороже : отец или мать? У каждого свое место в Вашей жизни. Я уверена, что среди Ваших родных найдется мудрейшая женщина, к советам которым многие прислушиваются. Так и у нас. \" Сильный забирал слабого\"- смешно. Если в футбол не играть, в хоккей тоже, ну и так и обратно можно перечислять, то только в этом случае соблюдают заповеди предков? \"Даже НОбелевскую премию не получают( почти)\"- ну, если так рассуждать, то наверное и Ваши родные не получили ЕЕ , то по Вашей логике, только Вам соблюдать все обычаи. Кстати, Нобелевской премией награждают и японцев , и евреев, и многие другие народы, которые чтут свои традиции и обычаи. Стерите ШТАМПЫ О Востоке, Азии, смотрите шире. С уважением Айша.

  • Женщины вообще не должны воспринимать всё, что им хочется. И читать должны с разрешения мужчин. И по ТВ только программу о здоровой пище. А в компе читать только те сайты, на которые муж указует. И на наш Остров им лучше не заходить, здесь слишком много о равенстве говорят. А где Вы его встречали это равенство?!

    И вообще, как вам ув.Айша не знать, что должна женщина рождённая, и воспитанная в Средней Азии или на Кавказе, что ей делать, и что нет...

    Вы скажете, что мы живём в другое время и сейчас женщины равноправны? Скажите где? В какой стране? Последний пример награда лауреатов Нобелевской премии. И фотография руководителей стран Европы и Америки. 99,98% мужчины.

    Вы скажете, что воспитание детей, дом, муж важнее, чем быть канцлером Германии? Давайте проголосуем. Кстати, фрау Меркель детей не имеет.

    А женщин издавна похищали, воровали, забирали, отбивали задолго до, до, до… в общем ещё первобытные люди этим занимались. И что интересно, никто не говорил о любви. (Любовь придумали русские, чтобы денег не платить, как говорится во французском анекдоте.Шутка!)

    Сильный забирал у слабого. Представьте себе:
    Аул. Село. Или деревня.
    Молодой парень любит девушку. И парень этот - Владимир Кличко.
    И какой-то парикмахер Марик крадёт его девушку.
    Вот умора.

    Но!!!
    В чём-то вы правы.
    Кавказ дело тонкое. Азия (средняя) ещё тоньше.
    Как говорит мой дядя:-против лома нет приёма.
    Огреет Марик вечером за сараем Кличко ломом по голове и всё!
    И воруй невесту.
    Лично мне этот этнографический пример не очень-то понравился.
    Вот если бы взять кровную месть, это что-то.
    Мой дядя говорит, что на Кавказе это ещё практикуется.
    А что делать. В футбол они не играют.
    В хоккей тоже. Нобелевской премией их не награждают (почти), вот они и соблюдают заповеди предков. Око за око и т.д….
    М.В.

  • Гость - 'Гость'

    Ну, как же, г. Демидов оставил комент вторым:
    \"Дремучее варварство...
    Полезный рассказ для отрезвления горячих голов, болтающих о цивилизации.
    Отличная картинка для тех, кто не верит в мракобесие ислама.\"
    Резко для автора,но он -таки в этом случае прав.
    С.Вилкин

  • Гость - 'Гость'

    Не нашёл комента от Демидова.
    Интересно, что сказал мастер.

  • Разве может дерево расти без корней?
    Нужно не наблюдать, а жить традициями своего народа. Картинка будет ясная. Как Вы любите выражаться \" позорище из позорищ\" Ваше высказывание о мракобесии ислама.
    Сомневаюсь, что Вы не приложили максимум воли, внимания, ума и любви, чтобы жениться на любимой. Если нет, то увы..
    С уважением Вашему возрасту. Айша.

  • Уважаемая, Валерия Андерс! Во- первых хочу поздравить Вас и всех островитян с выпуском Книги Острова \"Откровение\"! Считаю, это огромный труд всех участников презентации: и поэтов, и устроителей.
    Спасибо Вам, что нашли время удостоить мой рассказ Вашим вниманием. Понимаю и принимаю Ваше отношение к похищению невесты. Однако. Восток-дело тонкое.
    Девушка местная. Вряд ли она гуляла бы с малознакомым парнем. Ее не заманили, она пришла встретиться со своим однокурсником. Наверное,в ходе событий Рыжик решил жениться. Не упустить случай.
    Традиционный ритуал так не готовится. При похищении невесты все знают заранее, все предупреждены. Да и похищение так такого сейчас без согласия девушки не случится. А каком рабстве Вы говорите? Рабстве замужества?
    Получается, что мы рабыни своих мужей? Почему даже счастливые девушки , выходя замуж плачут? Если бы Сауле слышала хоть слово возражения или возмущения! То все было бы по-другому. Это не забитая девушка. Семья похитителя сама в шоке. Сами не знают, как вести себя в такой ситуации. Все традиционные действия начинаются после того , как решили Он и Она пожениться. Остальное - это отшлифованные временем традиции и обычаи народа. И , вообше, во всех постсоветских республиках есть уголовная ответственность за похищение невест. С уважением Айша

  • Спасибо за Ваши пожелания.
    Все- таки отличается восприятие моего рассказа мужчинами и женщинами. С уважением Айша.

  • Эта традиция есть и в исламе. А на иудаизм перекинулись потому, что тема такая - традиции всех времен и народов, в том числе - иудейские.

  • Принимаю Ваше сочувствие.
    Спасибо.

  • Гость - 'Гость'

    Ах, Семен, Семен! Вам бы жить где-нибудь в другом месте, хоть бы в Америке, Канаде, еще лучше - в Австралии, но не в Израиле. Как же можно так писать: \"Но мне мерзок ортодоксальный еврей, насилующий своих детей...\". Что ждет Израиль? Ведь таких, как Вы приехало много. А уроды встречаются среди всех народов, независимо от их конфессий. Зачем же их привязывать к ортодоксальным евреям. Тем более, что Вы то имеете в виду ультраортодоксов - херидим. Да и они, уверен не без оснований, не все такие, как Вам кажутся.
    С сочувствием.

  • Гость - 'Гость'

    Все почему-то перекинулись на иудаизм, но рассказ то идет о мусульманских традициях. Раз тут упомянули про \"обрезание на людях\", которое Ирина Л. справедливо считает варварским обычаем, то объясните мне, незнающему атеисту, есть ли эта традиция также и в исламе?
    Леонид

  • Дрогой Марк, не мы, живущие с ними рядом, основываемся на отдельных случаях и примерах, а Вы, живущий на расстоянии и основывающий свои убеждения на знакомствах с приличными семьями ортодоксов (там их меньше, нежели у нас тут)и написанных более 3500 лет тому назад (?)неизменных Законах Торы...
    Сохранившие свой очаг Палестине, благодаря свой вере, замкнутости и клановости, за что им вечная наша благодарность, хотят жить и сегодня по этим же законам, мешая прогрессу, с рассовыми предрассудками, обедняя своих детей, замыкая их в гетто, противясь современному ходу истории и жизни общества....У меня масса ещё к ним претензий и ещё больше непонимания, особенно в отдельных случаях, о которых любят говорить и заглаживать, покрывать, объяснять, защищать сторонники их образа жизни, даже в случаях касающихся криминала (продажа органов, наркотики, истязания детей под видом воспитания, отказ от медицинской помощи или прибегание в этом к услугам раввинов - целителей и провидцев, стяжательства, жестокости, сексуальные преступлениям и тд и тп). При этом считать себя последователями Законов Торы, Заветам Всевышнего, регулярно молиться, зажигать свечи, посещать синагогу....
    Все эти отдельные случаи можно понять у людей живущх без веры в Бога, отвечающих за свои поступки перед законом, своей совестью, семьёй, детьми, обществом. Среди них может быть всё, а в отдельных случаях - самое страшное. Но не среди верующих! Если посчитаить удельный вес преступлений и отступлений от веры и соблюдения святости у тех и других, то я не знаю что покажет статистика отдельных случаев.
    Но мне мерзок ортодоксальный еврей, насилующий своих детей или наркоман, или вор в значительно бОльшей степени, нежели заблудший маргинал - атеист.
    Не уварен, что Ирина ответила бы Вам также, но это мой ответ.
    Это моя боль, мой стыд, моя жизнь рядом с ними...
    СТ.

  • Еще хотела добавить,дорогой Марк, что в операции \"хупа\" участвовала неоднократно, как и в церемонии \"брит-мила\" - обрезания. \"Хупа\" - свадьба - это очень красиво,мой сых женился под хупой (другого, альтернативного брака не существует,и еще с большими трудами и волокитой нужно доказать, что брачующиеся евреи), а вот обрезание на людях мне кажется варварским обычаем,хотя и полезной операцией.

  • Милый Марк ( и не менее мной уважаемый от расхождения в вопросах идеологии,в частностидарования Торы),позвольте вам заметить,что вам,как мне и Семену, не приходится жить ежедневно в уловиях торжествующих традиций Торы, узаконенных государством. Особенно по пятницам и субботам,когда не ходит транспорт и, не имея собственной машины,не можешь поехать ни к детям,ни к морю.
    Я не говорю обо всех евреях, соблюдающих традиции не агрессивно.Но в Иерусалиме,да и в других местах правят бал не они.Я бы наблюдала издалека,да это перед машиной моего сына, когда я там сидела, в субботу бросили мусорный бак,высыпав все его содержимое и потрясая кулаками,угрожали нам расправой за то,что мы,желая сократить дорогу, пытались проехать по улице Иерусалима, которую харидим считают своей.
    И.

  • Гость - 'Гость'

    Дорогие Ирина и Семен, Вы ссылаетесь на отдельные случаи, которые заканчиваются трагедиями, рассказываете об ультраортодоксах (хередим), а не о нормальных ортодоксах. При том все это, насколько понимаю, вы наблюдаете со стороны, издалека. Я же бывал в домах все соблюдающих евреев, присутствовал и на разных обрядах, включая хупу. Что касается конкретно шидуха, то поиск партнеров раввины ведут, не ограничиваясь не только одной общиной, но даже странами и континентам, в совершенстве владея всеми современными средствами связи.

    Дорогая Ирина, при всем своем уважении к Вам, вынужден указать еще на одну вашу ошибку (тоже очень распространенную): «Естественно, писаные и неписаные законы и традиции всех народов выросли из условий существования каждого и сосуществования с остальным миром и имели своей первоначальной целью выживание и благо для своей этнической общности». Законы Торы не вырастали, а были даны более 3500 лет назад и с тех пор не менялись, хотя попытки делались и продолжают делаться. Меняется лишь понимание этих законов.

  • Гость - 'Гость'

    О похищении Клары Ц, мне ничего не известно. Знаменитую Клару Ц. никто не похищал, а если бы похитил, то донёс бы до первого фонаря. Говорят не очень красивая была девушка, но идейная. Её убили, как сказал бы Путин.
    Историю с её тёзкой не знаю. Ничего сказать не могу. Сообщений из местных травмпунктов в Институ моего имени не поступало. Где это у вас Беер Шева и что это такое нам не известно. Только слышали, что там проживает некая Лейшгольд Ирина, ходившая недавно в группе паломников с вышепоименованным знатоком каракалпакского и многих других языков, кроме матерного,(только со словарём)Бизяком, в Низкие Земли за селёдкой и тюльпанами и приложиться к святым камням дом Ван Гога. Там их местные отшельники - Wijngaarden (кажется) должны были встретить? нокормить, обогреть и путь указать.
    О Цфате тоже ничего не знаем, кроме засилья ортодоксов, что то похожее на вахабитов, только местного разлива...
    Если удастся попасть на презентацию откровений, то уточним детали похмщения Клары Ц и характер её трамы.
    С почтением, Николай Склифософский.

  • Гость - 'Гость'

    В рассказе описан обычный, и в то же время, смелый поступок. На это мало кто сейчас в современных крупных городах решится. Участь женщины- быть под опекой мужчины,хранить очаг. Сколько засидевших старых дев мечтают о смелых джигитах, которые посмеют их украсть и сделать их матерями своих детей.

    С/п Мария

  • Дорогой Марк! Естественно, писаные и неписаные законы и традиции всех народов выросли из условий существования каждого и сосуществования с остальным миром и имели своей первоначальной целью выживание и благо для своей этнической общности.Это было их назначение. Времена меняются,традиции медленны, иногда стараются их приспособить к современности, чаще это не получается.
    Вы пишете о том,как ДОЛЖНО быть,а я - как это на самом деле,в жизни. Ортодоксальные общины у нас в Израиле (не считая Иерусалима и отдельных городков) в процентном отношении к остальному населению небольшие и обособленные - особые кварталы и улицы,свои автобусы, куда не должны садиться женщины или,в крайнем случае,сидеть только сзади. Недавно был суд: в одном из городов ортодоксы разделили улицу на женскую и мужскую стороны. Суд отменил это решение,но мэр не уверен, что оно не сохранится на практике. И не дай бог в субботу заехать в эти кварталы на машине - закидают камнями и мусором.Я сама была этому свидетелем. И все это рядом с бурлящей, раскрепощенной жизнью светской молодежи.
    . В ортодоксальных семьях помногу детей, родители не работают, и их стремление как можно скорее сбыть с рук лишние рты понятно. Поскольку брачные союзы заключаются только в замкнутом кругу общины, выбора для молодых пар практически нет,тем более, что власть раввина и семьи для них непререкаемый закон.
    Мом хорошая знакомая, провизор,приехавшая сюда тридцать лет назад из Молдавии и став ортодоксальной иудейкой,выдала замуж лет восемь назад именно так свою 16-тилетнюю дочь.Теперь у той уже шестеро детей, муж по-прежнему учится в ешиве (религиозное учебное заведение,где можно всю жизнь изучать Тору). Она вполне довольна жизнью, как говорит ее мать, воспитывает детей,обхаживает мужа и помогает по мере сил общине.
    Ирина

  • Вот уж не думала, что "красивый старинный обычай" с похищением девушек до сих пор имеет место быть в разных, казалось бы, цивилизованных странах!
    Судя по отзывам, на презентации в Иерусалиме сборника "Откровение" (Лирика острова Андерс) в воскресенье 24 октября соберется весь бомонд Острова во главе с Сандро Белоцким, Александром Бизяком и др.
    В условиях возможных похищений посоветуйте Коровкиной для безопасности накинуть паранджу или закутаться в шаль.
    Для контакта с ней пароль:
    «У Вас продаётся «Юмор островитян»?
    Ответ:
    «Юмор» продан, остались только «Альманахи».
    С пожеланием успехов!
    Валерия

  • Не уверен,дорогой Марк, что Вы согласились бы выбирать невесту и жениться согласно Вашему \"совершенному\" еврейскрому шидуху. О чём иам шепчуться раввины, я не знаю, но о том, что сватовство идёт не цивилизовано,а по мнению родителей, родственников, раввинов и т.п. - это точно. Счастливы те семьи, где вся эта возня совпала с чувствами молодожёнов, а потом и мужа и жены. А если это только показалосьь на основании \"авторитетных\" рекомендаций?...
    Люди то живут без радио, телевидения, замкнуто и не знают и не видят той красоты (я имею в виду девушек и юношей), которая их окружает. Протрезвление, даже случайное может привести к трагедии...Прочитайте Ишая Агнона повесть \"Простая история\". Там рассказано о таком \"счастье\" после еврейского шидуха.. Аж дух захватывает от такой несчастной судьбы в семье по сватовству ортодоксальных евреев...
    Так что лучше украсть по договору. И традицию соблюдут и по любви соединяться... Ложь во спасение!
    С уважением, не уважающий никаких способов для молодых, кроме личного контаткта и любви!
    Семён.

  • Дорогая, Айша!
    Мне Ваш рассказ напомнил семейную историю...
    Моя мама в семидесятые годы отдыхала в санатории на Кавказе. Она рассказывала, что за территорию санатория их вообще по одиночке не пускали и от корпуса к корпусу они тоже гуляли группами.Тем не менее один из местных \"поклонников\" всё таки нашёлся. Не помню всех подробностей, но однажды этот поклонник на глазах у всех исполнил перед моей мамой какой-то ритуальный танец с платочками. После чего и руководство санатория, и другие отдыхающие настойчиво твердили моей маме, что пора сматываться, а то, после эдаких танцев, точно украдут её!
    И мама собрала в этот же вечер вещички и отправилась восвояси, потеряв половину запланированного отдыха.

  • Гость - 'Гость'

    И как же вы живете там?! Переезжайте к нам в Урюпинск. У нас, правда, тоже неспокойно. Могут пристрелить за просто так.
    Но вот таких страшных похищений нет. Скорей всего потому, что похищать некого. Молодые девушки все уехали в Москву, на панельный промысел, а мы, старье пенсионерское, кому нужны?..
    Уважаемая Ирина, а что, Модестов правду написал, как умыкнули Клару Ц. и привезли ее к Вам в Беэр Шеву? Напишите. Очень интересный случай.
    С сочувствием и уважением
    ваша ЗинаИда

  • Гость - 'Гость'

    Дорогая Ирина,простите, но должен внести уточнение в ваш текст: \"У религиозных евреев-ортодоксов принято выдавать дочерей замуж, а сыновей женить, знакомя жениха с невестой перед самой свадьбой\".

    Это распространеная ошибка. На самом деле, до сих пор не существует ничего более совершенного, чем еврейский \"шидух\", когда два раввина - со стороны жениха и со стороны невесты - долго и кропотливо, хорошо зная своих \"клиентов\" подбирают пару, непрерывно советуясь друг с другом. Когда вариант готов, им устраивают встречу. Понравились друг другу, начнется подготовка к хупе, не понравились - весь процесс начнется повторно. И так может повторяться много, много раз, пока не достигнут положительного результата.

  • \"Свадебный шашбау\" я бы отнесла не к разряду художественных произведений,а скорее к этнографии.Это описание обычая,распространенного и сейчас,в наше время хай-веев, нанотехнологий и создания людей in vitro во многих южных странах.
    Автор описывает быт и уклад жизни в казахском доме, подготовку к свадьбе, наряды и предсвадебную суету,не придавая всему этому трагического значения. В данном случае, это,очевидно, вопрос воспитания - девушка могла уйти. Действительно, мусульманское убийство за честь семьи гораздо страшнее - на днях в собственной машине расстреляли по этому поводу мать пятерых детей.Это было у нас.
    Не имею чести знать г-на Модестова, но он прав: такие случаи у нас,в Израиле,имеют место быть. У религиозных евреев-ортодоксов принято выдавать дочерей замуж, а сыновей женить, знакомя жениха с невестой перед самой свадьбой. Казалось бы, демократическая страна высоких технологий, с розовыми и голубыми демонстрациями - и такое средневековье! Но сами жертвы очень редко протестуют, поскольку воспитаны в определенных традициях,а телевизор смотреть им запрещено и газеты они не читают, оставаясь в неведении, что мир другой.
    И.Л.

  • Гость - 'Гость'

    Уважаемый Николай Васильевич!
    К сожалению, с Бизяком я не знаком. Он пока не удостоил меня чести числиться в его знакомцах. Если буду на презентации в Иерусалиме, отважусь подойти к нему.
    А вот что Вы скажете о \"похищении\" Клары Ц.? Мне интересно Ваше мнение.
    С глубоким уважением,
    Николай МОДЕСТОВ

  • Гость - 'Гость'

    Очевидно, г-ну Николаю Модестову известно о \"красивом восточном обычае, типичном для Израиля, - красть невест по заготовленному заранее сценарию или без такового, но это бывают либо еврейские приколы, либо обычно - арабские традиции, имеющие место и по сей день. Конечно, - это варварские пережитки. Но и в мусульманских семьях сейчас ушлые юноши и девушки позволяют себе и особенно для пожилых родственников для красоты и соблюдения традиционного ритула разыгрывать мнимые похищения...
    Даже Ахмадинежад выступил за уменьшение калыма и краж невест (в больших количествах)...
    А уважаемой Айше я бы порекомендовал в конце подобных рассказов с национальным вкусом и терминами помещать небольшой словарик, как делают израильтяне, примешивая ивритские слова к тексту...
    А то \"шимылдык, \"куурдуа\" и всё. Откуда мне это знать. Спросил бы у Бизяка, который дока в каракалпакском, так он всё ещё занят составлением отчёта о поездке в Голландию или спича к встрече на презентации сборника \"Откровение\" в Иерусалиме... Ему некогда мне растолковывать, а я ни бельмеса не знаю...
    Склифасовский.

  • Гость - 'Гость'

    ВАЛЕРИЯ - БОРИСУ ААРОНУ:
    \"На чем основано такое легкомысленное мнение, мне не совсем понятно, может быть и у Вас в стране подобное случается так же обыденно, как это описано в рассказе?
    В.А.\".

    Уважаемая Валерия, представьте себе, что в Израиле такое случается сплошь и рядом. Привычные, обыденные случаи. Так что, когда окажитесь в Израиле,будьте осторожны. Вас тоже могут умыкнуть. Тем более, Вы женщина красивая и молодая.

    Бывают случаи, когда \"похищение девушки\" приобретает весьма неожиданные, экзотические формы.

    В Цфате (городок на Крайнем севере Израиля)в прошлом месяце умыкнули КЛАРУ Ц.
    Глубокой ночью, прямо с супружеской постели, и увезли на Крайний юг - в Беэр-Шеву.
    ИРИНА ЛЕЙШГОЛЬД, жительница Беэр-Шевы, об этом случае наверняка наслышана. Да и НАТАЛЬЯ ЛАНГЕ и АРИША ВАЙНЕР, коренные беэршевянки, могут это подтвердить.

    Ну, умыкнули, и умыкнули... Этим в Израиле никого не удивишь. Но фишка в том, что похищенная Клара уже наутро после первой брачной ночи поняла, что жестоко ошиблась в своем избраннике. Но уйти от мужа, а тем более после первой брачной ночи, согласитесь - это нонсенс. И тогда она, воспользовавшись старинным израильским обычаем, делает \"финт ушами\" (как говорят израильтяне - б/у москвичи, ленинградцы и парашинцы)- звонит в Беэр Шеву, бывшему своему хаверу (любовнику), и излагает ему сценарий задуманной аферы.
    Тот, естественно, моментально соглашается. Мчится на своей Субаре в ЦФАТ, срочно покупает у местных друзов лошадь, Субару отгоняет на дальнюю стоянку, за местной синагогой, вравыется в супружескую спальню молодоженов,буквально из-под жениха вырывает Клару, бросает ее, точно мешок с мукой, на плечо, сажает на коня и скрывается в предрассветных сумерках.
    Затем они пересаживаются в Субару, хавер давит на педали, и они - через Кармиэль, Афулу, Хайфу мчатся к югу...
    Вот такой был случай.
    Правда, подобные примеры единичны, но сам обычай умыкания невесты в Израиле весьма распространен и почитаем.

    Простите, что, может быть некстати, влез в дискуссию. Просто захотелось рассказать уважаемой ВАЛЕРИИ о нашей увлекательной и разнообразной жизни в Эрэц Исраэль.
    Еще раз извините,
    Николай МОДЕСТОВ

  • Уважаемая редколлегия мой рассказ называется \" Свадебный шашбау\"!
    Никто не похищал невесту. Похищение- действительно жестокое варварство, которому я отношусь крайне отрицательно. В данном случае история такая Она была вольна уйти, ведь она разговаривала с женихом. Таких случаев ухода девушек очень много. Ситуацию могла изменить сама девушка. Ей был предоставлен выбор. Мою подругу крали пять раз, но она вышла замуж за любимого. Прошу изменить название моего рассказа. Женских судеб очень много и много в них тайн замужества, не важно европейка она или азиатка. С уважением Айша.

  • Вообще-то, понятно, что выражение "красивый старинный обычай" принадлежит не Вам, и даже НЕ авторам сценария "Кавказской пленницы", а оно является расхожим старым выражением, как «осенний скучный дождь» или «пушистый белый снег».
    Но Вы, Борис, именно эти слова применили к рассказу г-жи Адаевой, закрыв глаза на довольно трагичную суть описанной истории с похищением девушки.
    На чем основано такое легкомысленное мнение, мне не совсем понятно, может быть и у Вас в стране подобное случается так же обыденно, как это описано в рассказе?
    В.А.

  • Гость - 'Гость'

    У нас в институте был парень, который полюбил девушку и они уже жили вместе, но вдруг приехала его нареченная невеста, которая горько рыдала на его плече. Потом сокурсник объяснил нам, что родители назвали их женихом и невестой, когда им было по шесть лет. Дети обязаны были жениться, когда вырастут, так договорились их родители... Но у 18 летней невесты, как оказалось, уже был парень, которого она полюбила, она планировала выйти замуж за того человека. Они оба плакали. Родители сокурсника устроили страшный шум, не хотели принять просьбы детей, дать им самим решать свою судьбу. Парень поссорился с родителями. Они не хотели признать его жену. родители уехали в Грузию. Его бывшая назначенная невеста считалась опозоренной, раз он отказался от нее. Нам тогда казалось, что этот обычай назначать жениха маленькому ребенку, не спрашивая девочку, пережитки прошлого... А в этом рассказе никто не спросил невесту хочет ли она жить с Рыжиком, любит ли она уже кого-то другого, нравится ли ей тот, кто украл ее... Готова ли она к замужеству, или у нее другие планы на ближайшие годы, ведь она планировала устроиться на работу, когда проходила мед.осмотр. Как теперь сложится ее судьба? Что скажут ее родители? Раз меня взволновала судьба невесты, значит рассказ написан так, чтобы зацепить наши чувства, заставить задуматься над бесправным положением женщин. Наталья Ланге.

  • Гость - 'Гость'

    Фамилия соавтора сценария не КостИковский, а КостЮковский. Но это не меняет дела. Фильм действительно отличный.
    Киноман

  • Вообще-то выражение \"красивый старинный обычай\" принадлежит не мне, а авторам сценария всеми любимой комедии \"Кавказская пленница\" Костиковскому и Слободскому ( а может это была импрвизация Гайдая или Фрунзика Мкртчана?).
    А вообще-то похищение невесты , это пол-беды, есть еще убийство \"за честь семьи\".

  • В рассказе дано описание обыденного для мусульманской страны случая - Похищение невесты. Девушку обманным путём заманили в дом, она сидит и рассматривает фотоальбом, не подозревая, что в это время готовится традиционный ритуал посвящения её в невесты. К человеку, которого она мало знает и едва ли любит. Но её мнения никто не спрашивает, она обречена на пожизненное рабство в семью мужа:
    \"Увидев вошедших женщин с ритуальными вещами, девушка заплакала. Она поняла, что не готова к такому повороту судьбы, но не может противостоять ходу событий\".
    Семья похитителя радуется, заполучили ещё одну рабыню в дом, играет музыка, приезжают гости, а что происходит в душе похищенной девушки – об этом ни слова! Это никого не волнует. Автор тоже относится к этому равнодушно, или отстрненно -видимо, дело обычное для мусульмнских стран.
    На этом примере видна разница культур Востока и Запада.
    Если на Западе похищение или обманное принуждение к замужеству считается не только безнравственным, но уголовно наказуемым преступлением, с лишением свободы за \"киднапинг\" и т.д. То на Востоке умыкнуть девушку и принудить её к замужеству - \"Красивый старинный обычай\", как выразился Борис Аарон. Но девушку безумно жаль, её покорность и обреченность поражают. Она даже не пытается сбежать и т.п.
    Похищение невесты- грязное преступление, какими бы колокольчиками, бубенчиками и рюшечками и проч. ритуальной мишурой ни припудривали бы этот дикий средневековый обычай!
    С уважением,
    Валерия

  • А какие-то кретины собираются лететь на Марс!..

    Полезный рассказ для отрезвления горячих голов, болтающих о цивилизации.

    Отличная картинка для тех, кто не верит в мракобесие ислама.

    ВД

  • С немалым любопытством прочел про старинный красивый обычай похищения невесты.
    Оказывается, это можно сделать без засовывания девушки в мешок.
    С пожеланием Айше творческий успехов,
    Борис

    :-)

Последние поступления

Календарь

Октябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3

Кто сейчас на сайте?

Андерс Валерия  

Посетители

  • Пользователей на сайте: 1
  • Пользователей не на сайте: 2,326
  • Гостей: 253