Аарон Борис

   От АВТОРА

Недавно, когда мы обсуждали материалы, связанные с Холокостом, я вспомнил свой рассказ «Хася», опубликованный на Острове в далеком уже 2008 году

Мою героиню в рассказе, как и ее прототип, зовут Хася.

История, описанная в рассказе, основана на реальных событиях. 

Хася и ее семья сумели избежать газовой камеры,  расстрельного рва, но война прошла по ним смертельным катком.

В семье из 4 х человек выжила она одна.

И вот что произошло дальше: человек, прошедший через круги ада, оказался беспомощным перед комфортом и достатком.
Предлагаю рассказ «Хася»  из архива сайта, вниманию уважаемых читателей, а выводы — дело индивидуальное.

11.02.2021

   *  *  *

Эта квартира понравилась мне сразу. Наконец-то, после всех чердаков и коммуналок я могу снять что-то приличное. Просторная, с большим балконом, с видом на гору Кармель, на черепичные крыши, украшенные солнечными бойлерами, на равнодушное Средиземное море.

Что еще надо?

И хозяйка понравилась: моложавая, невысокая, подтянутая, по-европейски элегантная, не скрывающая седину, но  явно гордящаяся ею.

« Наверно, мамина ровесница» - подумал я и, как выяснилось, в дальнейшем, не ошибся.

- Меня зовут Хася, -представилась хозяйка.

- Очень приятно, Борис. Представляете, мою бабушку тоже звали Хася.

Переговоры об условиях аренды : сколько платить, когда и как, где, кто работает и т.д. продвигались успешно, как вдруг натолкнулись на непредвиденное препятствие.

- И еще я хочу 10 тысяч долларов залог, как бы между делом, заявила Хася.

- ??!!! Хася, но почему так много?!

- Но ведь я вас совсем не знаю, а должна доверить недвижимость, стоящую 200 тысяч долларов. У нас нет даже общих знакомых, кто бы мог за вас поручиться. Кто такой Амоц, ваш бывший шеф? Его я тоже не знаю.

- Ну наверняка у нас есть общие знакомые, -я уцепился за соломинку. Все люди на земле знакомы друг с другом через по цепочке максимум из 6 человек.

- Это как так?

- Ну например, сколько, по - вашему, человек между мной и президентом Клинтоном?

- Не знаю, наверно, очень много.

- Отнюдь. Я был знаком с Нудельманом, тогда еще не депутатом, Нудельман знаком с Нетаниягу, Нетаниягу с Клинтоном. Всего 2. А до Сталина, например, вообще один человек, мой бывший директор завода.

- И правда, а ведь я в молодости, в армии, была знакома с Рабиным, тогда он еще был простой офицер. Значит, у меня с Клинтоном есть общие знакомые?

- Ну, вот видите, раз есть общие знакомые с Клинтоном, наверняка, если копнуть, найдутся и со мной.

Долго копать не пришлось.

- Раанан? Конечно, я его хорошо знаю. Учился сначала у него на курсах IBM, теперь все время встречаю его в бассейне. Как-то даже вместе ходили на курсы испанского.

- Раанан друг детства моего сына, Лиора. Лиор тоже как-то учился на тех же курсах.  Лиор делал докторат по физике, надо было найти работу  на что-нибудь на пол-ставки,  и Раанан  помог ему найти работу. Кстати, эта квартира Лиора, а не моя.

- А где Лиор сейчас?

- Он с семьей живет в Ванкувере, преподает в университете.

Заступничество Раанана «скостило» залог ровно вдвое.

*****

Первое время Хася лично приходила ежемесячно за чеком, дабы удостовериться, что недвижимость ценой в 200 тысячи долларов в полном порядке, затем сменила гнев на милость и стала приглашать к себе, совмещая приятное с полезным, получение чека с беседами за чашкой кофе, благо жила в соседнем доме.

Оказалось, что она вполне прилично понимала и изъяснялась по-русски.

- Хася, вы давно в Израиле?

- Давно, еще с 47  года, моя семья родом из Кракова.

- А русский откуда знаете?

- Перед войной нам удалось убежать в Россию, и мы все войну жили в Казахстане, в маленьком городке. Это все папа. У него всегда было много друзей, и один поляк, он разводил свиней, представляете, помог нам уехать. В таком маленьком грузовичке, где он возил корм. А в Казахстане нас спас другой папин друг, он был из русских немцев. Нас поселили в такой барак,  очень холодный, ничего не было, даже печки. И этот немец где-то раздобыл для нас маленькую буржуйскую печь.

- «Буржуйку»?

- Да, ее так называли. И топили чем придется: то обрезками досок, то верблюжьей какашкой. Очень тяжело было, я не все помню, мне тогда только 10 лет было. Если бы не папа, мы бы все погибли. Папа говорил по-польски, по-немецки очень хорошо, лучше того немца, по-русски, на идиш, конечно. И всегда у него были друзья. И мы все в Казахстане выжили. И даже школа была. Маленькая, но очень хорошие учителя. Было так интересно учиться...

- Наверно, ссыльные?

- Наверно. Я не все знаю. Но, дай Б-г, чтобы у моих внуков в Канаде были бы такие учителя.

А после войны вернулись в Польшу и мама с братиком вскоре умерли. И мы с папой уехали в Эрец Исраэль. До войны за Независимость.

Мы еще на Кипре в каких-то лагерях жили. Англичане не пускали, но папа опять нашел друзей, и нам помогли. Мы сначала в кибуце Дан поселились. Знаете, где это?

- Конечно, я жил в Дафне, это рядом. Близко до Голанских высот, там очень красиво.

- Да. Там очень красиво. Мы работали на плантациях, а сирийцы иногда стреляли.

А когда началась война, в 48 году, папа умер, а я пошла в армию. Вот посмотрите это фото.

На старой фотографии были изображены совсем молодые ребята, парни и девушки. Лицо одного офицера показалось знакомым.

- Да, это Рабин. Ицхак, еще совсем молодой. А это я, вот с краю, с большим ружьем. Не узнали?

- Да, если присмотреться...А что, вам дали русскую винтовку системы Мосина?

- Ой, уж не припомню. Были самые разные ружья,  русские и чешские,  немецкие  и английские. Своих ружей еще не было. Мне дали это большое ружье, каждый раз надо было дергать за такую ручку. Но я так и не научилась. Даже в мишень ни разу не попала.

- А что вы в армии делали?

- Что придется, и варила, и санитарам помогала. А стрелять совсем не умею.

- Да, и вооружены были как придется, и стрелять толком не умели. А ведь все равно победили.

- Пришлось, очень хотели, не было выбора.

(По телевизору как раз показывали, как под улюлюканье арабов выходил из Ливана вооруженный до коренных зубов ЦАХАЛ. Припав к проволочным заграждениям, какая-то женщина из движения «Четырех матерей» истерически кричала на английском с характерным израильским акцентом :

"We want peace with you, we want peace" , "peace", "peace" ...С другой стороны забора,  на английском,  тоже лишенном оксфордского изящества, раздавалось: "We kill you all ! We fuck you all !")

- Хотите еще посмотреть этот эти альбомы?

- Да, конечно, очень интересно.

- Это мой муж, благословенна память его. Я вышла замуж после войны и уехала из кибуца в Хайфу. Мой муж работал в Электрической Компании, он закончил Технион еще до войны и был инженером. И я всю жизнь до пенсии проработала в Электрической компании.

- Вы тоже электрик?

- Нет, я была просто служащей, принимала платежи. А это вот мой тесть.

- Свекор, Хася. «Тесть» у мужчины, у женщины «свекор»

- Этот ваш русский. Зачем два слова? В иврите одно и то же слово , и папа мужа, и папа жены.

- Не расстраивайтесь, я тоже «деверя» с «шуриным» путаю.

- Это вот мой, свекор, он тоже в Электрической Компании работал. Вот он тут с самим Рутенбергом, нашим первым директором. Слышали про Рутенберга?

- А как же,  Пинхас Рутенберг, он же Петр при более близком рассмотрении. Бывший путиловский инженер, эсер, участник революции 1905 года, убийца попа Гапона. Конечно, слышал. Очень интересная личность.

- А это мы уже с двумя детьми. Это Лиор маленький, а это вторая дочка, Далия, еще в коляске. Я хотела назвать сына в честь папы, Брониславом, но муж сказал, что никаких «славов», только ивритские имена.

- А где сейчас Далия?

- В Оттаве, летом у нее уже третий ребенок родился, девочка. У нее квартира в Тель Авиве, сейчас там тоже живут «олим», они из Украины, большая семья. Совсем плохо говорят на иврите. Это я с ними разговорилась, а то совсем русский забыла. Мой муж очень радовался, когда приезжали новые «олим». Он был настоящим сионистом,...

- А тут Лиор в армии, на войне Судного Дня. Он был десантник, офицер, его сам Рафуль (*)  знал и уважал....

*****

Идиллию наших с Хасей отношений прервал звонок из банка. Прокуренный голос банковской служащей сообщил мне, что пора жить по-экономней.

Прощай балкон с видом на черепичные крыши и море!

Хасю как подменили. Перспектива, что снова придется искать надежную кандидатуру на пользование недвижимостью стоимостью в 200 тысяч долларов, ее явно расстроила.

Придирчиво рассматривая сделанный мною собственноручно ремонт «за выездом», Хася вдруг побледнела от ужаса. Мне даже показалось, что ей привиделся то ли эсесовец с «парабеллумом» на изготовку, то ли нквдешник с «ТТ».

- Формайка! Тут отошла формайка! - трясущимися губами пробормотала Хася, глядя на стенной шкаф.

- Хася! Но ведь этому шкафу сорок лет в обед. И потом, за эти два года я вам заплатил больше 100 тысяч шекелей. Неужели это не покрывает такой убыток?

- Ничего не знаю! Пока не почините шкаф, залог не верну.

Ремонт дверцы обошелся мне в арабской столярке в 30 «шакалов». Хасю я больше не видел.

*****

Несколько лет спустя я сауне я встретил Раанана.

Сидя в предбаннике, он вещал хорошо поставленным голосом. « Акции Тева - вот что нужно покупать! Я купил совсем небольшой пакет, всего 60 тысяч шекелей, а через два месяца продал за 96 тысяч!» Затем , не сменив передачу и даже не притормозив, Раанан перешел к другой сделке. «Моей жене дали на работе купоны на скидку в ресторан «Ютвата».  Такой завтрак, омлет,три салата, сыр , кофе, круассоны, - всего заплатили по 10 шекелей!»

Увидев меня, Раанан снова сменил тему, и даже язык

- Hola! Que tal?

- Hola! Todo es bueno. Que nuevo?

Исчерпав запасы испанского, Раанан вернулся к ивриту.

- Как раз хотел тебя спросить, что такое по - русски «Копмобо»?

- «Копмобо»? Нет такого слова. Где ты его взял?

- Я был с семьей на острове Родос, и мы плавали там на необыкновенном корабле. Он не плывет, а как будто летит над водой. И салон похож на самолетный. А сбоку я видел табличку, почему-то на русском. Я не умею читать по - русски, но буквы похожи на английские, и все время было слово «Копмобо».

- Сам ты «Копмобо»! Сормово! Вот что там было написано. Сормовский судостроительный завод.

- Сормово? А это где?

- На Волге. Это река такая.  Город Нижний Новгород или Горький,  слышал ?

- Город? Нет, не знаю, а про реку, наверно, слышал. Это в России? Это что, там делают такие корабли?

- А где, ты думал, их делают?

- В Америке, конечно. Да, ты знаешь, что Хася умерла?

- Нет, а когда?

- В конце прошлого года. С ней случился инсульт и она целый год лежала парализованной.

- Кошмар какой! И как же она была весь этот год? Она ведь жила совсем одна?

- Ну, тут все было в порядке. Лиор и Далия наняли двух филиппинок.- с гордостью за друзей сказал Раанан.

- Как такое с ней случилось, она ведь так за собой следила?

- Она вложила два с половиной миллиона шекелей в облигации, привязанные к доллару. А доллар упал. Когда пришел отчет, тут ей и стало плохо. Ты представляешь, какие это убытки?! Понимаешь?! 

Я не понял.. Наверное,  мы говорили на разных языках. 

---------------------------------------------------------------------------- 

(*) Рафуль -  Рафаэль Эйтан, 1929 - 2004, выдающийся израильский военоначальник  и политический деятель.

         

 DSC_0750.JPG

                  /Фото из сети- Хайфа, вид с горы Кармель/

                                                          *  *  *

 

 


Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться
  • Прошу прощенья я перепутал дату. Очки оставил на втором этаже и вот такой конфуз...

  • ...Вот сейчас узнал, что один из наших авторов, который к сожалению по тем или иным причинам не прижился на нашем сайте, недавно умер. Анатолий Пойлов. Вот так, как-то...Прошу прощения у автора.

  • Володя, Толик Пойлов "Одиноков" умер 15 февраля 2015 года. А то, что на сайте промелькнул Неизвестный Гений, это мое глубокое личное мнение.

  • Ещё раз спасибо всем за отзывы. Как я уже говорил, спустя много лет я по-новому взглянул на этот рассказ, написанный на основе реальных фактах. Можно ли считать Хасю "выжившей в Холокосте?". А тот немец из Казахстана? Разве он не рисковал, помогая Хасиной семье? Очередной донос "этот Фриц якшается с какими-то поляками...", И Казахстан сменится Магаданом...Тогда зачем? Поговорить на родном языке. По человечески, это ведь так может быть важно. Есть и много других вопросов, на которые мне хотелось бы дать ответ себе самому.

    Комментарий последний раз редактировался в Четверг, 18 Фев 2021 - 21:13:47 Аарон Борис
  • Дорогой Борис! Прошло 25 лет как я в Израиле и 12 лет после появления "Хаси". Много разного произошло в жизни уже ушедшей от нас Хаси, что вы так интересно и худолжествекнно описали, но и мало что изменилось. Продолжаю жить на съёмной квартире, так как приехал в пенсинном возраста, а привезенные доллары от продажи своего имущества (квартиры, машины и гаража) хватило на первые взносы детей... Социального жилья на всех приезжающих олимов не было, нет и не предвидиться. Много иных забот у выживающего в нелёгких условиях страны -террор, войны, рост антисемитизма с санкциями, растущие цены на недвижимость тех, кто скупил на корню квартиы и наживается почти бесконтрольно...(Даже властьимущие министры вроде Ольметра, Дери, Барака...).
    Хозяева квартир благороднее и менее бабы Хаси ведут себя по-разному, учитывая или не замечая поломки формаек, придерживаясь законов капитализма и порой удивляя приверженцеев почившего социализма с человеческим лицом. Кстати, нередко сорхраняя его достоинства и естество. Залоги подменяются нередко гарантийными письмами близких.
    Разнообразныем образцыам хозяев съёмного жилья ещё долго предстоит помогать государству решать квартирный вопрос, который "всегда портил людей" по Булгакову, а их индивидуальность оставтлять предметом описания в аналогичных рассказах. Реальных и непреходящих, вызывая благодарность читателей.

    Комментарий последний раз редактировался в Вторник, 16 Фев 2021 - 10:54:29 Талейсник Семен
  • Дорогой Семён! Спасибо за отзыв и внимательное прочтение. Но вовсе не о съемной квартире, а о психологии я хотел бы поговорить...Ведь , казалось бы неадекватная реакция Хаси на ерундовую поломку это результат одиночества и , по большому счету, жизненного краха. Не все ведь измеряется деньгами...

    Комментарий последний раз редактировался в Четверг, 18 Фев 2021 - 21:21:02 Аарон Борис
  • Еще раз с большим удовольствием прочитал Борисову Хасю из неблизкого уже 2008 года и комментарии под ней. Вспомнил незабвенного Мишу Верника. А потом просветил себя 17 – минутной рекламой фирмы «Формайка - Formica Group» - https://youtu.be/hXDc-VfDozA , более ста лет тому назад приступившей к выпуску упомянутых Борисом «формаек» - покрытий на основе формальдегида (муравьиного альдегида – от от лат. formīca — «муравей»). – В.К.

  • Уважаемый Валерий!, Я тоже часто вспоминаю Мишу Вероника, и с удовольствием знакомлю друзей с его творчеством. "Пусть будет ША!". Валерия, кстати, это намек...

  • Знаю, ты молодая и гладкая,
    И готовишь сациви и плов,
    Только так, как с тобой, моя сладкая,
    Я с любою другою готов.

    Ты подружкой моей не останешься
    (У меня уже есть один друг).
    Навсегда ты со мною расстанешься,
    Мне сейчас недосуг. Не до сук.

    Одни вышивают крестами рубахи
     И бегают по росе,
     Находят пути и уходят в монахи.
     Другие – живут как все.
    Где чье? Мое? Чужое? Наше?
    И про сегодняшний закат
    Похожий на закат вчерашний
    Воскликнуть можно: плагиат!

    Смотрю на зимнее светило,
    Сложив ладошку козырьком -
    Ребята, это тоже было,
    И этот автор вам знаком!
    Татьяна Молчанова
    С уважением, Юрий Тубольцев

  • Плов и сациви, это вкусно.

  • Уважаемый Борис!
    Спасибо за Вашу героиню с несколько нетипичной судьбой, которая, испытала неимоверные трудности и получила по сути неизлечимую болезнь. С инсультом, кстати, можно проваляться не один год. Я однажды видел в молодости старика, своего родственника, который страшно мучился, буквально криком кричал третий уже год, не переставая. Это кому как не повезет. С инфарктом - тоже не жилец. А ведь у некоторых и по три, и даже больше инфарктов встречается. Короче, тема невесёлая.
    Тем не менее до тех пор, пока с человеком случаются подобные инциденты, нужно верить, что жизнь прекрасна до умопомрачения и надеяться, что за нами прилетят ангелы и на лёгких крыльях унесут на небеса, как в комфортабельном такси.
    Н.Б.

  • Уважаемый Николай, меньше всего я хотел сделать акцент на медицинской теме, но многих привлекла именно она. Видимо, это актуально.

  • Уважаемый Борис! Спасибо за прекрасный рассказ из прошлого, который актуален во все времена. О приоритетах и ценностях человека, коммерческой жилке, моральном и материальном крахе. Детство и молодость Хаси не были лёгкими, постоянное движение, остутствие стабильности и определённости, вечная борьба за выживание. Вполне понятно, что достигнув финансового благополучия, Хася проявляла достаточную строгость, скупость к своим арендаторам. Коммерческие отношение не предполагают дружбы. Есть деньги - плати, нет - ищи другое жильё, но при этом выполни все прописанные требования. В суровом прагматичном 21 веке вполне понятны требования Хаси.
    Но во второй части мы узнаём, что бедная Хася из-за неудачной сделки лишается здоровья и жизни. У нас появляется возможность со стороны взглянуть на жизнь человека, который из-за жажды накопления пропускает самое важное в своей жизни... Превращает свою жизнь в собирание бумажек, в то время, как мог бы, довольствуясь малым, наполнить своё существование яркими цветами и быть счастливым. В теории так, а на практике в каждом из нас сидит вот такая же Хася, со своими желаниями подкопить деньжат, удачно провернуть сделку, вложиться в какую-нибудь лотерею в надежде получить сверхприбыль.
    И, конечно, улыбнул психологический приём с родственными душами от главного героя! Безусловно, в этом тоже проявляется талант коммерсанта, человека, умеющего торговаться и выгодно заключать сделки.

  • Дорогая Таня, спасибо за отзыв. Это ведь действительно все люди знакомы через 6 рукопожатий. Иногда гораздо меньше. А вот могла ли она быть счастливой, оставшись в фактическом одиночестве? Хоть и при деньгах.

    Комментарий последний раз редактировался в Четверг, 18 Фев 2021 - 21:16:15 Аарон Борис
  • Уважаемый Борис, спасибо за взятый из архива сайта интересный рассказ о непростой судьбе девочки Хаси из Кракова! Как много приключений, переездов, стран, встреч выпало на её плечи!
    А последний эпизод со шкафом показывает, как люди, вышедшие из бедности в обеспеченность (из грязи -в князи) часто становятся (или остаются?) мелочными и скупыми.
    Да, в каждом человеке много всего намешано, и Ваш рассказ тому подтверждение.
    С наилучшими пожеланиями,
    Валерия

    Комментарий последний раз редактировался в Понедельник, 15 Фев 2021 - 20:21:29 Андерс Валерия
  • Уважаемая Валерия, спасибо за возвращение "Хаси" на ленту. Фактически это повторная публикация. Сейчас, по прошествии многих лет и нового жизненного опыта я иначе взглянул на эту историю. Ведь это пример того , что испытания бывают разные, но даже видимое благополучие суть испытание. И нередко весьма непростое.

  • Гость - 'Гость'

    Боря, рассказ хорош. Лаконичен. А судьбы и поколения явственно выступают. Не рассказано. а показано - вот этими диалогами, вот стречей с другим человеком. который рассказывает совсем о другом, и все вертится вокруг денег. Вот это представление детей, которым не прило в голову пожить с мамой последний год. а обеспечит за дене уход филлипинок Все видно, и сделано мастерски

  • Гость - МЯСКОВСКАЯ (АРКАДИНА) АЛЁНА

    Прочла с удовольствием. Как же все это знакомо. Борис, Вы молодец. Такую подсказочку подбросили. Буду пользоваться. И только так сбивать сумму залога.
    С уважением, Алена.

  • Гость - Непомнящий Михаил

    Спасибо Вам за вашу вполне цивилизованную реакцию на мой коммент. Собственно говоря в Вашей интеллигентности я и не сомневался.
    У меня есть двоюродный брат - Александр Непомнящий,проживающий в Кишеневе, но Вы ,я думаю, имеете в виду другого Александра.

  • Гость - Аарон Борис

    Д-ру Ефиму. Спасибо за поддержку, но Михаил высказал свое мнение, совершенно легитимное. Мне было интересно прочесть его эмоциональный и развернутый коммент.
    Анатолию Мотовилову и Владимиру Борисову-
    Спасибо за прочтение и отклики.

  • Гость - Аарон Борис

    Уважаемый Михаил!
    Спасибо за внимательное прочтение не только моего опуса, но и комментариев к нему. Смею Вас заверить, никого к столбу я приколачивать не собирался, тем более гос-во Израиль. (Хотя гвозди забивать умею). Я не коммисия по правам человека при ООН и не газата "а-Арец".
    Увы, такова жизнь, я ничего тут не придумал. Инсультов тоже хватает. Самый известный инсульт с продолжающейся более 2-х лет комой комментировать, думаю, нет необходимости.
    А сентенции Раанана в сауне я лищь "сфотографировал", с точностью до цифр, благо память хорошая, профессиональная.
    Как государство Израиль умудрилось "с таким менталитетом" выстоять? - В том-то и беда, что менталитет изменился. С менталитетом образца 1948 года побеждали с мосинскими (или аналогичными) винтовками, а с менталитетом образца 2000-го драпали на "Меркавах".
    С уважением, Борис
    P.S. Александр Непомнящий, случайно, не ваш родственник?

  • Гость - Непомнящий Михаил

    Врачу, исцелися сам.
    Меня, кстати, Михаилом зовут.

  • Гость - Умеренко Ефим

    Борис, суши сухари! Тебя обвинили в антисемитизме!
    Скоро придут заметать с поличным, с рассказом «Хася» !

    Уважаемый Михаил,
    из Вашего коммента следует, что Борис
    «пригвоздил к позорному столбу» не только «алчную старуху, но и все госудрство Израиль»! Ха-ха-ха! Ещё надо бы было добавить : «А сало Хайфское едим!», в лучших совковых традициях.
    Почему за Гобсека не обвинили Бальзака в антифранцузских настроениях?
    Патриоты, старающиеся быть святее Папы римского, всегда вызывают улыбку сожаления. Взгляните на рубрику «Осколки империи», где Сандро, Валерия и Миша Этельзон на осколки разбивают империю зла. Как патриоты правового государства, до которого России ещё плыть и плыть. Но по-вашему, Россию, Украину, США и др.страны можно критиковать, чтобы увидать отрицательные качества. А вот Израиль –только хвалить! Ура! Израиль-родина индийского слона!
    Скучно и даже не смешно. Вызывает сожаление и сочувтвие.
    Получается, что другие отзывы –блеф? Примеры:
    «достоверно и качественно, как твои фото.» -Мотовилов
    «рассказ - четкая фотография времени и нравов». Владимир Горкин.
    И мн.др.
    Значит, все тут "поддались" на "антисемитские" рассказы Бориса и др.авторов? Ха-ха!
    Михаил,
    заходите в Палату № 6 на релаксирующий коктейль и терапию.
    Др.Ефим, зав.Палатой № 6

  • Гость - Непомнящий Михаил

    «-Ну что Микола, понравилось

    тебе в Израиле?
    -А як же? Дюже гарная краина, тильки жидив забагато.»
    (из анекдота)

    Да уж , пригвоздили Вы алчную старуху к позорному столбу, и Раанана, и Лиора с Далией заодно, да и вообще все госудрство Израиль, менталитет которого сформирован работниками Хеврат Хашмаль (и как только умудрились с эдаким менталитетом выстоять во всех войнах и прочих непрекращающихся невзгодах?).
    А за что пригвоздили, спрашивается? За кусок формайки , ценой в тридцать шекелей (ой не случайная это сумма, не случайная!)? А ведь ерундовая она – сумма эта- и не только для богатенькой Песи, но и для главного героя призведения, судя по всему программиста (курсы IBM) и человека не нищего (не каждому израильтянину, тем более, репатрианту по карману снимать квартиру в районе с видом на Кармель и черепичные крыши – где это, кстати, в Дении, Рамат Эшколь, Рамат Ицхак, Рамат Голда, Ахуза?).
    И смерть изобрели ей помучительней, только для того чтобы филиппинок ввернуть в рассказ? Чтоб бездушность израилтосов показать, особенно на фоне нашей-то репатриантской духовности (ну а как же, ведь мы свекра от тестя отличить можем. и про Петра Рутенберга читали, и английский знаем, и испанский изучаем, и в бассейне тренируемся и т.д. и т.п.).
    А из-за чего помирает старушенция наша зловредная? Как и положено всяким там Гобсекам с Шейлоками и Кащеями заодно, она «над златом чахнет». Нет бы умереть чинно-благородно во время матча Аргентина-Бразилия или Спартак Москва-Динамо Киев, или лишившись новой шинели, или , в конце концов, чихнув на лысину какого-нибудь начальника, так нет - падение долара убивает бедную богатую Песю.
    А может, не за свое богатство испугалась Песя, а за детей распереживалась типичная идише маме – има полания, за детей, уехавших в Канаду и оставивших ее тут одну противостоять израильской действительности , хранить и умножать причитающиеся им в будущем капиталы?
    Хотя мне почему-то кажется , что и в данном случае, как и в подмене инфаркта инсультом всю историю с ценными бумагами, автор, как сказал бы Матвей, «выдумал из головы писателя Зощенко» , для того только, чтобы проиллюстрировать концепцию, заложником которой он стал. Конечно, на то она и литература, чтобы выдумывать, вот и Гоголь с Чеховым описывая непреглядную действительность, придумывали , видимо, своих Башмачкиных и Червяковых, тем не менее при всей иронии и сарказме ощущается в их произведениях сочувствие, сострадание авторов к своим персонажам, и вот это-то сострадание в Вашем произведении напрочь отсутствует, но дело обстоит гораздо хуже - в нем присутствоет некое скрытое злорадство – что-то вроде «так ей и надо, ведь это она вырастила таких неблагодарных детей, ведь это она сформировала менталитет государства Израиль , ведь это она обирает бедных (и не очень) репатриантов и, наконец, ведь это именно она заставила героя произведения потратиться на тридцать дополнительных сребреников».
    Вот такая вырисовывается «картина маслом», как выражался один киногерой. И если в этой картине заключалось Ваше послание мне-читателю, то оно достигло адресата и Вашу работу следует признать удавшейся, только мне почему-то кажется, что стремились Вы к другому, а в этом случае рассказ, на мой взгляд, не удался.
    Впрочем, всегда, конечно, можно сделать поправку на непонятливого читателя, каковым я, вполне возможно, и являюсь.



    С искренним уважением.
    Михаил

  • Гость - 'Гость'

    Таки да, нужно жить, тратить, ездить и вообще...

  • Гость - 'Гость'

    Боря, прими поздравления.
    Очень честно, достоверно и качественно, как твои фото. Жму пять. Мотя.

  • Гость - Аарон Борис

    Уважаемый Семен, с Вашим медицинским комментарием по поводу различия в клинике инсульта и инфаркта полноситью согласен. Но это же не документальный очерк, а рассказ с элементами домысла. Именно ради фразы о "двух филиппинках", иллюстрирующей человеческие взаимоотношения, я и поменял диагноз.
    По поводу ментальности. Конечно, за 60 лет не принять ментальность страны трудно. Но разве не "Хаси" эту ментальность во многом сформировали?

  • Гость - Талейсник Семен

    Уважаемая Любаша! "...ОТПРАВЛЯТЬ наши отношения" мы сумеем (если сумеем, так как я не знаю, что Вы подразумеваете под словом "ОТПРАВЛЯТЬ") только при появлении Вашей страницы, так как при присоединению к числу авторов сайта, я принял обет иметь отношения только с женщинами этого сайта. Проверенными в палате №6, соблюдающими правила сайта и пишущими комментарии от своего имени, а не анонимно, и отвечающими на них по существу. Так что подождём Вашего приобщения к авторам сайта и появлению Вашей странички. Там и договоримся.
    А пока продолжим беседу о Хасе, тем более,то я не согласен с мнение автора,то такие как Хася, имея за собой закалку комсомольско - партийно - советскую, всё же не получила бы такой стресс при известии о потере части сбережений. Значит она перевоспиталась и её ментальность стала соответствовать стране проживания. Мои дети за 15 + лет работы в Израиле не изменились и проживают больше,нежели копят, не отказывая себе ни в развлечениях, ни в посещениях-путешествиях, ни чём другом,а что удаётся заработать. Хотя их программные сбережения по месту работы также снизились, но трагедии они не делают, как и я от подорожания продуктов, проезда и пр. Инфаркт миокарда мог случиться и случайно , ибо её немолодой возраст и нелёгкая судьба не сохраняли сердце, а делала его легко ранимым. Она была в зоне риска. Плюс ещё такое известие. И поломанная Вами формайка... И последнее. Вы говорите,что инсульт у неё был в рассказе, а в жизни инфаркт миокарда. Но инфаркт так долго не тянется. От него либо относительно быстро умирают, либо временно выздоравливают. Так что более понятен был этот длительный период умирания при инсульте, тем более Вы указываете, что была парализованной. А это симптом инсульта. Хотя это уже врачебный коммент.

  • Гость - Борисов Владимир

    Здравствуйте Борис.Получил большое удовольствие.Я не умею,да и не люблю критиковать .А здесь критиковать пожалуй и нечего.Спасибо. С уважением Владимир.

  • Гость - Аарон Борис

    "Ну, никак не могу согласиться (смириться), что такая ...Хася могла стать жертвой каких-то там валютных потрясений"-
    К сожалению, рассказ основан на реальных фактах. (Правда, в жизни был не инсульт, а инфаркт миокарда).

    "А то, что она экзамен нашему Борису устроила по полной программе и он их успешно выдержал, - характеризует и ее и Бориса с очень положительной стороны" - Вы имеете в виду сделанный собственноручно ремонт? Было дело. Так строй-отрядам сказать спасибо надо. И деду Егорычу.

  • Гость - Аарон Борис

    Слово "формайка" я знаю от Хаси (точнее, ее прототипа). "Hola! Que tal?" - знает не Хася, а Раанан. А он, как никак, преподает на курсах IBM.
    "We fuck you all" - знают все, и в первую очередь арабы. В 1947 году, до провозглашения гос-ва, в конце британского мандата, приехать было действительно непросто, англичане препятствовали, и на Кипре были организованы лагеря для перемещенных лиц.
    Но правило "имей сто друзей" работало во все времена.
    А вот что прожив много лет в Израиле кто-то "становится умнее папы римского", это для меня что-то новенькое. Я чаще наблюдаю обратное.

  • Гость - Аарон Борис

    Семену. Мне кажется, "капиталистическая" ментальность тут не причем. Это в природе человека вынести невероятные трудности, а сломаться на ерунде. Это может быть и 30-шекелевый (долларовый, рублевый...) ремонт, а может быть и прибыль в 4% годовых вместо обещанных 8%.

    Вере. Спасибо, Вера. Главное тут именно человеческие взаимоотношения, а отнюдь не колебания финансового рынка.

    Ведь о чем еще Хасе беспокоиться, кроме денег? Она чудом избежала Освенцима и выжила в казахстанской ссылке, строила эту маленькую страну под обстрелом. Воевала, не умея даже стрелять. А дети, тоже воевавшие, между прочим, и благополучно устроенные, сделали маме ручкой, и в Канаду.

  • Гость - Гутман Изабелла

    Прочитала рассказ, перечитала все комменты и сделала вывод. Ну их к черту эти доллары, облигации. нужно жить, тратить, ездить ( пока ноги носят), путешествовать и вообще любить жизнь.
    За нравоучительный рассказ - спасибо.

  • Гость - 'Гость'

    Вот тут все Хасей восторгаются. Какая бабушка, какая умница. Сначала, я ею восторгался. Но прочитав рассказ ещё раз, и ещё раз, я сказал:
    - Стоп себе думаю! Что-то ни то.
    Хася в Израиле с 1947 года. Хотя тогда ещё Израиля не было. Официально.
    Вот тут-то и заложена мина. Прожив в Израиле столько лет, человек, тем более еврей, становится умнее папы римского. Его, ни то что провести или обмануть можно, к нему подступиться нет шанса. И внук физик. Так что бабушка Хася могла дать фору Рокфеллеру, по вопросам финансов.
    Хася ещё и иностранные языки знала:
    - Hola! Que tal?
    - Hola! Todo es bueno. Que nuevo?
    - We kill you all ! We fuck you all !"
    Так что скорее всего случился нонсен. Хася дала себя обмануть. Может быть её всё надоело. И внук в Канаде. И мы вами. И тем более Аарон.
    Кстати, у меня вопрос к автору.
    Аарон, уважаемый, вы откуда это слово знаете:
    -Формайка!
    Сегодня, кроме меня, Семёна и вас,значение этого слова никто не знает. Оно является ключевым к отгадыванию названия форточки на идиш.
    Ув. Аарон. Рассказ ваш конечно не из слабых, рассказ ваш и не из сильных. Рассказ ваш просто рассказ. Что-то в нём конечно есть. Чего-то в нём конечно не хватает. И конечно, написан он рукой мастера. Вот такие дела. Пишите. Дерзайте.
    Остров в вас нуждается.

  • Гость - Аарон Борис

    А.Б. и М.В.

    Спасибо, буду фотографировать (в том числе и нравы) и дальше. В том числе Ч.Б.

    Доктору Ефиму - а почему такая уж скучная жизнь? Трудная, конечно. А финал...да, как говаривала моя бабушка, не про нас будь сказано. Но все основано на реальных фактах. Хотя это не очерк, а рассказ, но домысла тут минимум.

  • Гость - Аарон Борис

    Небольшое уточнение, для не знакомых с израильскими реалиями. Сотрудники Электрической Компании относятся к наиболее высокооплачиваемым в израильской промышленности, а по количеству льгот и привелегий, включая практически бесплатное пользование электичеством, далеко опередили 4-е управление Минздрава СССР времен академика Е.И. Чазова. Поэтому накопления в сумме 2-3 млн. шекелей (примерно 600-800 тыс. долларов) даже для рядового сотрудника, отработавшего там достаточное время, совершенно реальна. Кстати, Хася не потеряла все сбережения, а "всего-лишь" недополучила прибыль.

  • Гость - Кравченко Валерий

    Моему родному дяде Владимиру Ильичу довелось и Братскую ГЭС стоить не совсем по своей воле, и шофером-первоцелинником быть в бескрайнем Казахстане. Там у казахских немцев он весточкой с родины оказался. Земляки - немцы из Приазовья никак не хотели ему поверить, что он не немец приазовский. Уверен, он и с Хасей общих близких знакомых и близких родственников и в Приазовье, и в Польше, и в Казахстане в два счета нашел бы. Валерий.

  • Гость - Кравченко Валерий

    Ну, никак не могу согласиться (смириться), что такая замечательная, красивая и мудрая женщина, и с таким трогательным именем Хася могла стать жертвой каких-то там валютных потрясений. На ее век, уверен, и не такие тяжелые испытания выпадали.
    А то, что она экзамен нашему Борису устроила по полной программе и он их успешно выдержал, - характеризует и ее и Бориса с очень положительной стороны.
    А рассказ – замечательный!
    Валерий.

  • Гость - 'Гость'

    Уважаемый Семён!
    Наши оценки "Хаси" полностью совпали. Только я не умею так анализировать, как Вы. Но сердцем чувствую. Вот и Верник плакал и А.Б. Значит, судьба несчастной женщины, павшей жертвой валютных операций,задела всех. И в этом - заслуга автора Бориса Аарона.
    Уважаемый Семен, Вы мне не ответили - на какой страничке сайта мы можем с Вами контактировать. У меня своей странички нет. Еще не заслужила. Может, будем на какой-нибудь Вашщей страничке отправлять наши отношения?
    А фотку я пришлю Вам. Ждите.
    Не обессудьте за чрезмерную назойливость. Вы должны понять меня.
    ЛЮБАША.

  • Гость - Талейсник Семен

    Когда читаешь такую простую историю об обычной женщине, но напрочь повязанной капиталистическим менталитетом в отношении своей собственности - недвижимости и накоплений, то начинаешь успокаивать себя, что тебя это всё миновало. И что причиной твоего возможного инсульта (дай бог не длительного а скоропостижного) будут не проблемы денег, привязки их к доллару. сложных отношений с квартиросъёмщиками, ибо сам доживаешь на съёмной квартире.. Плевать тебе на все возможные кризисы в этом смысле, хотя даже этот, при отсутствии у меня счёта и недвижимости, заставляет меня огрничивать свои гурманские замашки и наполнять свою корзину всё меньшим количеством изысков... А поесть я всё ещё люблю...И мои дети с внуками не озабочены потерей моих несуществующих капиталов и капиталовложений в акции, заводы, фабрики, магазины и т.п.Нет у меня для них наследства, как и не было у моих родителей для меня. Спасибо бывшей родине, лишившей меня способностей и возможностей составить себе запасы и передать оставшееся по наследству. Это, конечно, неправильно, но я ведь жил в "самой счастливой стране, победившего развитого социализма с не...человеческим лицом" (извините за добавку отрицания...)И работал там на высокооплачиваемой должности... Хасю понять трудно нам, таким,но можно и нужно. Она прожила нелёгкую жизнь, и не она виновата в том, что за "формайку" пришлось расплачиваться временным жильцам. Я уже не раз чинил за свои пенсионные внутренности хозяйских квартир и заренее подсчитываю во что обойдётся выездной ремонт...Мне или детям - гарантам, от которых не доллары потребовались, как от Бориса, а чеки ...на всякий пожарный случай..
    Так что Вам должно быть понятно, уважаемый Борис, насколько реален, актуален и правдив, а, следовательно, бесценен Ваш рассказ о Хасе для таких как я.

  • Гость - Стремковская Вера

    Уважаемый Борис, с удовольствием прочла Ваш рассказ. столь живописно характеризующий нравы и переживания современности, через отношения людей. Спасибо. Творческих успехов Вам. Вера

  • Гость - 'Гость'

    Табличка на калитке
    "Осторожно, во дворе злой попугай!".
    Мужик прочитал, подумал - ерунда.
    Зашел.
    Раздался голос попугая:
    "Рекс, фас!"

  • Гость - 'Гость'

    Ну уж если ВЕРНИК плачет!!!... Значит, рассказ действительно хороший. Для меня его реакция - самый главный показатель.
    Я вот прочитал коммент Верника и тоже плачу. И у меня, как и у М.В - тоже утро за окном. Надо же, а вроде бы живем в разных поясах. И это тоже о многом говорит... Пояса-то разные, а мировосприятие и чувства с М.И. - одни.
    Эх, и растревожили вы, А.А. и М.В.,мою душу, эх, как растревожили...
    ШАБАТ ШАЛОМ, иудеи,христиане, мусульмане!
    Читайте Б.ААРОНА!

  • Гость - 'Гость'

    Да встал я, встал. Вот сижу читаю рассказ о женщине по имени Хася. Кстати, а кто написал рассказ? Не знаете?
    Так вот, рассказ действительно странный. И коменты к нему странные. Ничего серьёзного. И Семён ещё не написал. И Мотя. И другие товарищи проигнорировали. И это не хорошо, подумал я. Потом я ещё раз подумал и понял, а что говорить?
    Рассказ то сложный. И здесь дело не в шекелях и долларах. А в Хасе. Само имя женщины ХАСЯ, уже требует разборки. Хася, от слова Хаис. Это слово перевести очень трудно. Она настолько приятно звучит и в нём кроется много тепла и загадки Хаис. Я часто говорю внучке, ты мой хаес. Но когда это слово ты произносишь к женщине, то оно звучит особенно тепло. Например я так тихо, на ушко прошепчу:- ты моя хаес, ты счастье моё, ты подарок мой... ноги становятся ватными, коленки дрожат. Х-А-Е-С!
    Говорят что это слово можно перевести и как дикий зверь. Тоже романтично. Я говорю ей:- ты мой ласковый и тихий зверь. Сделай мне больно.
    Ув. А.Бама, скажите Магазинычу, чтобы взял лишнюю бутылку шампанского. Сегодня шабат. Сегодня я скажу моим женщинам, а их у меня пять, что они мои хаис. И что без них, жить мне было бы трудно.Ув. Аарон, вы написали хороший рассказ. И имя у бабушки хорошее - Хася. А вот жизнь у неё... кстати, а как она жила вообще? Я имею до того, вы меня понимаете. Ведь она когда-то была молода и, наверно, любила. А её любили?
    Хася, неужели человек с таким именем мог прожить жизнь в одиночестве?
    Ув.Аарон, грустный у вас рассказ. Вот сижу я, утро за окном, а я плачу. Хася, хасечка, солнышко моё, иди ко мне...
    Эх растревожили вы А.А. и А.Б. мою душу, эх, как растревожили...

  • Гость - 'Гость'

    Мишель,да проснись же ты, письменник! Уже пять утра. Я тут занял очередь в обменник. На тебя тоже застолбил.(С тебя бутылка шнапса!). В одни руки меняют не больше 3-х лимонов. Я укладываюсь шекель в шекель. Еще н на пиво остаётся, а как с тобой-то быть? У тебя же больше трёшки.
    Я слыхал, ты загнал свою книжку по выгодной цене, слупил по 130 сумов за экземпляр. Тут мы с хавером подсчитали и поняли,что ты нонче олигарх. А счас вторую книжку добиваешь (или третью?). Меняй бабло,пока не поздно. Не гноби в матраце. Дело говорю. Вспомни тётю Хасю. Жадность фраершу сгубила.
    Говорят,у вас там кризис? Так что срочно прилетай. Тут стоять в обменник еще часа четыре. Аккурат поспеешь. Не окажется билетов в кассе, не жмись - расчехли свой Боинг. А то,у Ромки Абрамовича возьми. Он, чукча, - парень добрый. Возьми с собой Флорису. В твои натруженные руки - три лимона, да в ее напедикюренные - еще три цитруса. Итого, по-каракалпакски - восемь. Если нужно, подключим Аарона. У него сегодня хофеш. Вот тебе дополнительно еще две руки. Верней, одна. Вторую занял фотокамерой.

    Решайся.
    Ты спрашиваешь, кто такой А.Б. Думаю - А.б.ама. Хоть и президент, а всё туда же - в обменник лезет. Ты у себя слыхал в Берлине, что он -преемник Буша? А ведь он - этнический каракалпак.Значит, умный.

    Ну бладно, будя языком чесать.Бегу проверить очередь. Я там за себя Магазиныча оставил. Как бы не придавили мужика. Сам знаешь, народ в Израиле горячий.
    Всё, Мишель, пока. Вставай,чаю выпей и - дуй сюда.До встречи. Жду.
    Шабат шалом!
    АбдуразаДов.

  • Гость - 'Гость'

    Поётся на мотив "Рыбачка Соня как-то в мае,"

    Сиротка Хася как-то в мае,
    Причалив в Новости баркас,
    Сказала, я сто тысч теряяяа-ю!
    Настал, видать, последний час !

  • Гость - 'Гость'

    Так! Сценарий рассказа резко меняется. Старушка жила за счёт процентов, обдирала рабочих и кибуцников.
    Интересно. Что будет дальше?
    Неужели она была ещё китайской шпионкой?
    Господа! Рассказ Аарона, его рассказ. И если он против различных сценариев, то это его право. Давайте послушаем, что он скажет.

  • Гость - 'Гость'

    Старушка жила совсем одна и выколачивала деньги из бедных постояльцев. А потом на вырученные деньги накупила ценные бумаги - облигации, а они в одночасье обесценились. Доллар упал и старушка инсультнула.
    Слушайте Членов РСПЗД и покупайте облигации, привязанные не к доллару, а к шекелю. Или рублю. Это самые шаткие вылюты. Рухнет -так не будет жалко, и инсульта не случится! А если выиграет- то сразу мульон, как в рулетке! И тогда опять опасность -получить инсульт от радости! Но тут из 2х зол -меньшее.
    Юрий Ю.

  • Гость - 'Гость'

    Согласен с коментами Ефима! Два комента. Два раза согласен.
    С коментом Горкина согласен на половину. Так как многое мне не знакомы.
    С коментом А.Б, кстати, кто это, согласен на 45%.
    Ох, этот проклятый доллар!...
    Рассказ Аарона прочитал. Теперь подожду, что напишут критики нашего острова.
    А потом, что напишут гости. А потом, напишу и я.
    Аарон я вам сегодня сказал, я теперь больше не критикую. Из критика, по просьбе старших товарищей, я стал читателем, да и только. Жизнь стала спокойней. Никто домой не звонит и не угрожает набить мне лицо.
    Так что уважаемый Аарон фотографии у вас получились хорошие. И даже очень. Чёткие. Красочные. И даже чёрно-белые. Доллар жаль. И старушку тоже. Она ведь жила совсем одна?

  • Гость - 'Гость'

    Уж если и решусь поменять свои два с половиной миллона шекелей, то только на каракалпаксие сумы.
    Прислушайтесь к моему совету. Валюта твердая и конвертируемая в любой стране. Во всяком случае, у нас в Израиле меняют. Член РСПЗД плохого не подскажет.

  • Гость - 'Гость'

    Если рассказ -"фотография нравов", то черно-белая.
    Скучная серая жизнь без просветов и радостей.
    И как финал - от инсульта смерть долгая, трудная.
    Доллар упал, и она, героиня, не вынесла.
    Кризис всемирный и в частную жизнь тихо врезался.
    Др.Ефим, Палата № 6

  • Гость - 'Гость'

    Согласен с Владимиром: "Рассказ - четкая фотография времени и нравов".
    Хочу только добавить, что фотография не только чёткая, но и ХУДОЖЕСВЕННАЯ.
    А старушку Хасю жаль... Умереть из-за каких-то двух с половиной миллионов шекелей?..
    Ох, этот проклятый доллар!...
    Лично я никогда и ни за что не буду менять шекели на доллары.
    Шабат шалом!

  • Гость - Горкин Владимир

    Прочёл с интересом и с удовольствием.
    Как это всё знакомо! Как всё намешано
    в человеке! И как всё уживается вместе! Заключительная фраза сказала
    мне то, о чем я и сам подумал. Твой
    рассказ - четкая фотография времени и нравов. Владимир.

Последние поступления

Кто сейчас на сайте?

Шашков Андрей  

Посетители

  • Пользователей на сайте: 1
  • Пользователей не на сайте: 2,322
  • Гостей: 389