Столяров Борис

Публикуется  впервые.

Предисловие

   Гордо идущий на посадку самолет вызывает восхищение - каким образом этой «махине» удается плавно, красиво, даже непринужденно, взлетать как пушинка и точно приземляться, касаясь «ногами» полосы в определенном месте? Уму непостижимо! Как? Каким образом? Быть может, объяснение в том, что взлетает пятьсот тонн тайн, уравнений, мыслей лучших умов человечества и знаний, приобретенных за многие века...

   Кто определяет модели самолетов, ракет, вооружений, их аэродинамические характеристики, формирует предполагаемый портфель заказов и модельный ряд?

   Мир авиации - это система противостояний: Boeing vs Airbus, или, что то же самое, США vs Евросоюза, Lockheed Martin vs Boeing, ракеты агрессивных режимов против высоких технологий мировых лидеров.
   Борьба на выставках и авиасалонах, суды и пересуды, перебранки дипломатов, визиты президентов стран-продавцов к покупателям, потоки дезинформации, особенно в печати стран «третьего мира», которые свои устаревшие ракеты называют «не имеющими аналогов» - используется все... Но, если быть точными, идет настоящая драка за воздух над планетой, цена которой более триллиона долларов в год, что сопоставимо со стоимостью мирового рынка углеводородов.

   Предлагаю вашему вниманию сокращенный раздел моей книги  «Драка в воздухе», которая готовится к печати. Этот отрывок посвящен тактике возможных военных конфликтов будущего. Она направлена на сохранение жизни солдат, а ее лейтмотив - использование достижений или продуктов высоких технологий. Тем более, что они составляют наибольшую часть затрат на вооружение, а страны, производящие авионику, в первой десятке лидеров в этом рейтинге.

   Вы имеете возможность прочитать лишь ту часть главы, которая связана с применением беспилотных летательных аппаратов, или, как сокращенно они называются в романе - БЛА.

Борис Столяров
   
    К
акими будут войны будущего?

Эпизод из аналитического исследования «Драка в воздухе»
(в сокращении) 

   Каждая страна разрабатывает свою тактику поведения в военном конфликте, и у каждой страны она оригинальна. Эта тактика отражает военное прошлое страны, развитие экономики, науки и, самое важное, уровень высоких технологий. Не мудрствуя лукаво, и не имея возможности в данной публикации подробнее объяснить существующее положение дел в этой области, можно смело утверждать, что лидером в разработке тактики ведение боя будущего являются США.

   В войнах будущего предполагается, что солдат - это образованный, надежно экипированный, обеспеченный всеми средствами, включая источники энергии, самодостаточный объект, имеющий навыки работы с информацией и наделенный знаниями всех необходимых деталей. Он сам себе и штаб, и командир, и исполнитель, и контроллер исполненного. А обеспечивают это электроника и специальные, общие для его коллег по оружию, средства оптики и электроники. И важную роль на всех этапах боя будущего занимают БЛА.

   В каждый момент сражения солдат будет обеспечен информацией. Причем не в исходной форме, получаемой от источников, а в виде решения для различных сценариев продолжения боя. Количество сценариев может исчисляться десятками, но солдату выдаются команды, наиболее оптимальные, в первую очередь, для обеспечения личной безопасности. В будущем солдату не надо подниматься во весь рост из окопа, да и окопов, судя по всему, не будет - солдаты будут воевать из надежного мобильного, невидимого для оптики врага, укрытия.

   Что же входит в состав средств солдата будущего? Прежде всего - «умное» стрелковое оружие, которое не стреляет в своих, ни за что не выстрелит в самого солдата, наконец, станет «глухонемым и бесчувственным» в чужих руках. И, хотя и это оружие уже является высокотехнологичным, нас интересует еще более высокий уровень оружейного интеллекта.

   Для выполнения каждой миссии солдат будущего оснащен массой электроники - миниатюрным, встроенным в экипировку компьютером, программы которого и вырабатывают оптимальное решение, а также оптическими приборами и средствами запуска «ручных» ракет. «Поле боя», если его, конечно, в будущем можно так назвать, в прямом смысле слова, как на ладони. Солдат видит все перемещения - и противника, и своих коллег, свое местоположение относительно всевозможных средств врага, и получает предупреждения при малейшей опасности с какой-либо стороны.

   Для этого «на солдата» работает множество информационных средств - от наземной оптики до спутников, каждый из которых имеет свою специализацию. «Поле боя» контролируют один или несколько общих БЛА, в функции которых входит обеспечение «солдатской информационной сети» данными обо всех перемещениях, точнее - изменении координат всех участников сражения, а при необходимости и атака соперника установленными на БЛА ракетными системами. Но самое интересное в том, что в тактике проведения военных миссий будущих сражений в боекомплект солдата включен персональный БЛА, и даже не один. А размер такого «самолетика» в перспективе не будет превышать теннисный шарик...  

   В небе над «полем боя», на значительно большей высоте - самолет с лазерной установкой на борту. На сегодняшний день в США для этих целей приспособлен специально оборудованный Boeing 747. Его задача - уничтожение ракет противника. В зависимости от высоты полета, он «засекает» старт, как тактических снарядов, так и ракет дальнего радиуса действия, и уничтожает их лучом лазера.

   Беспилотные самолеты, или БЛА, как мы их называем - серьезный соперник истребителей и бомбардировщиков. Даже моделей будущего, возможности которых уже, кажется, ничем не ограничены.

   БЛА - интеллектуальная часть и один из самых интересных сегментов мирового рынка авиационного оружия. И у многих, особенно, консервативных людей, возникает вопрос: «Что это - мода, блажь интеллекта или жизненная необходимость?». Как всегда, сочетание всех определений. Но у разных стран это выражается по-разному, в зависимости от научных и финансовых ресурсов, географии и истории отношений с соседями.

   У Советского союза после победы во Второй мировой войне проблем на границах не было. А «холодная война»? Она была виртуальной и не требовала изощренных вооружений. Но нужны были самолеты, танки, ракеты -просто как факт преуспевания в этой области, то, что зримо отражало мощь страны.

   Брали разнообразием названий вооружений, количеством боевых единиц, имитацией военных операций вне пределов знаменитой «1/6» суши. Думали о количестве, но не о качестве. А зря - в стране, в знаменитых на весь мир конструкторских бюро и авиационных институтах, еще в шестидесятых были разработки, которые лишь спустя четверть века получили распространение в ведущих авиационных державах. Сам Советский Союз к тому времени в их число уже не попадал. Да и Союза, как такового, к этому времени не было - после перестройки он развалился буквально на глазах.

   Хорошо помню, как студенты механического факультета Рижского института инженеров гражданской авиации создали работающую полноразмерную модель самолета с машущими крыльями. В то время я, как и миллионы других авиационных специалистов, обработанных массовой политической пропагандой о необходимости защиты отечества от мириады врагов, недоумевал - кому нужен такой летательный аппарат? Прихоть «умненьких ребят»? Игрушка? Несомненно! Если бы тогда знать - что к чему...

   Первыми БЛА применили во Вьетнаме американцы, и как часто бывает с новыми видами вооружений, были разочарованы - ничего принципиально нового, неожиданного, триумфального они не увидели. Да и сбивали их вьетнамцы даже из обычного стрелкового оружия. Главный недостаток первых американских БЛА - зависимость от «материнской» системы управления: полеты могли осуществляться лишь в зоне прямой видимости управляющих сигналов. Одним словом - неоправданные надежды и сплошные убытки. Но США выпустили джина из бутылки - и передовые компании мира, обладающие высокотехнологичными «мозгами», принялись за дело...

   «Арцав» - это слово на древнееврейском языке, означающее буквально «Страна отцов», удивительным образом перевернуло все представления о тактике военных действий. Так израильтяне назвали операцию против сирийских войск в Ливане в июне 1982 года. Опыт предыдущих действий показывал, что советские противоракетные комплексы со странными в этих местах названиями «Волга» и «Печора», разместившись на площади около тысячи квадратных километров, наглухо закрыли узкий вход в пространство над Ливаном и заслонили, таким образом, оккупационные войска Сирии. И генеральный штаб Армии обороны Израиля разработал оригинальную тактическую операцию.

   Впервые тактическую возможность БЛА «летать за горизонт», то есть, удаляться от командного пункта на большие расстояния, продемонстрировали израильские компании Israel Aircraft Industries (IAI) и Elbit Systems Ltd. Облетая позиции противника и вызывая тем самым огонь на себя, беспилотные самолеты с помощью оптики и электроники выявляли и выводили на экраны мониторов операторов места базирования бронетехники, батарей зенитного огня, групп скопления противника и радары, а также вычисляли их координаты на местности. По танкам, количество которых достигало 590 единиц, и лагерям подготовки боевиков были нанесены мощные ракетные удары, а на аэродромах были уничтожены 96 советских самолетов - знаменитых в то время МиГ-21, МиГ-23 и Су-22.

   Такое сочетание - использование БЛА, затем средств радиолокационной разведки и установки помех с ударными группами, состоящими из нескольких истребителей-бомбардировщиков «Кфир» и F-15 - было применено впервые в послевоенной истории. В воздушной атаке участвовало около 100 израильских самолетов. При атаках использовались бомбы различного типа, а также управляемые и самонаводящиеся ракеты. При этом БЛА наводили истребители на цель с помощью лазерных, а в ночное время - инфракрасных лучей.

   Использование новой тактики воздушного сражения принесло эффект, который отметили все страны мира: в тактике воздушного боя впервые появились новые компоненты, участники и действия. Но самое главное - израильтяне не потеряли при этом ни одного самолета! Это была победа нового поколения оружия, созданного на основе применения высоких технологий, которое с тех пор начали именовать «умным». И, судя по опубликованным воспоминаниям советских офицеров - участников сражения на стороне Сирии, новая тактика произвела на них сильное впечатление.

   В этом месте позволю себе некоторое отступление и дам совет: если вы устали, перейдите на последний абзац - любопытно, как вы ответите на сформулированные там вопросы. Если не устали, то продолжим.

   Разработками израильских компаний, как и следовало ожидать, заинтересовались страны НАТО. Уровень технической подготовки солдат Северо-Атлантического блока позволял принять на вооружение новые методы ведения боевых действий. И эти страны, тем самым, опередили армии своих потенциальных соперников на два десятка лет, и опережают до сих пор.

   К началу девяностых годов у БЛА «Hunter», «Охотника», продукта израильской компании IAI, появился соперник - американский «Predator», разработанный компанией General Atomics. Обе модели хорошо зарекомендовали себя в составе сил коалиции во время ведения разведки в Косово. «Predator» обеспечивал координацию действий компонентов современной военной машины, а «Hunter» более успешно «охотился» - его камеры засекали группировки войск, их передвижение, координаты и в реальном времени передавали в центр управления боем.

   В афганской военной кампании БЛА применялись, в основном, для нанесения ракетных ударов, однако эффективность их использования оставляла желать лучшего - для подобных действий этот вид летательных аппаратов тогда еще не дорос - точнее, не доросли до этого «родители».

   В ходе иракской операции на БЛА возлагались их традиционные задачи - разведка местности, определение местонахождения пусковых установок, выявление мест базирования танков, самолетов, бронетехники, а также отслеживание их перемещений. И, самое главное, передача этих данных в командный центр.

   Иракская кампания показала, что в аэродинамике БЛА при их использовании в условиях пустыни есть несколько уязвимых мест. Это, прежде всего, неустойчивость при резких порывах ветров и «ослепление» при песчаных бурях, количество которых на Ближнем Востоке достигает 50 в каждом году. А «Predator» в то время способен был действовать без ошибок лишь при скорости бокового ветра не более 20 км/час, в то время как скорость ветра во время операции «Буря в пустыне» достигала величины большей 100 км/час. Разумеется, фирмы-производители этот опыт учли, и сегодняшним БЛА боковой ветер уже не столь страшен.

   В тактике войн будущего, по мнению военных специалистов, БЛА не имеет самостоятельного применения, а является «глазами и ушами» сложной войсковой технологической системы координации действий, информирования и нанесения ударов.

   Любопытно, что в разработанной в США концепции развития беспилотной авиации одна из задач - интеграция технологических платформ БЛА с авиационными и космическими средствами в «международное и национальное воздушное пространство».

   Одно из последних достижений в области БЛА - созданная в Израиле модель самолета с размахом крыльев 35 метров, как у Boeing 737. Он получил имя «Эйтан», что в переводе с древнееврейского означает «прочный, сильный, стойкий». По мнению специалистов, этот БЛА создан для израильской системы противоракетной обороны, но может также наносить удары имеющимися на борту ракетами по воздушным и наземным целям, самостоятельно опознавая ракетные установки и «замечая» ракеты противника на старте, когда их скорость еще невелика и они более уязвимы для антиракет.

   Есть у этого самолета и нечто новое, что характерно для тактики боев будущего: «Эйтан» способен длительное время «висеть» над районом размещения ракет, дожидаясь их пуска. Остается ли он при этом незамеченным? По-видимому, да - известно, что последние модели БЛА изготавливаются по технологии «Стелс».

   «Эйтан», как и другие модели БЛА, имеет прекрасную оптику, работающую одинаково хорошо днем и ночью, обладает возможностью получать снимки земной поверхности даже при сильной облачности и способен осуществлять лазерное наведение «умных бомб», собственных, стартующих из-под его крыла, или чужих. Грузоподъемность составляет несколько тонн, а при полной заправке «Эйтан» способен несколько суток летать над вражеской территорией, а в будущем - и дозаправляться в воздухе.

   В завершение этой статьи, несколько вопросов.
 Как вы думаете - исчезнет пилотируемая авиация или все-таки нет? Полетите ли вы на пассажирском самолете, если место пилота займет...робот, который, как минимум, уничтожает пресловутый, часто, по мнению экспертов, без вины виноватый, человеческий фактор? Кем будут служить в будущем в передовых армиях - США, России, Европы - ваши дети: солдатами, учеными, исследователями, аналитиками? И, наконец, а будут ли вообще враждующие страны воевать - быть может, с помощью симуляторов они разыграют сражение на компьютерах в реальном масштабе времени, и Высший Мировой Суд вынесет вердикт о победе одних и поражении других? Каково ваше мнение?


Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться

Люди, участвующие в этой беседе

  • Гость - 'Гость'

    :-) ;-) :-( :grin 8) :p :roll :eek :upset :zzz :sigh :? :cry :x

  • Гость - Хаустов Андрей

    Правильно сказал Серго - наши, закалённые трудностями люди, особенно те, которым \"нечего терять\" будут оставаться непобедимыми (вспомните слова Наполеона о непобедимости русских)для самых высокотехнологичных образчиков истребления Запада. Амэрриканцы делают упор на Hi-Tech с ОДНОВРЕМЕННЫМ повышением качества солдата. Они его всему, чему только можно обучают, тренируют его память, реакцию, смекалку, логику; разумеется, и само тело высококачественными нутриентами, и в итоге получается Идеальный Солдат, грамотный, умный, сильный, выносливый, снабженный системами жизнеобеспечения, навигации и коммуникации. Идеальная машина для убийства.

    А теперь наш:
    Хорошо, если он будет сыт и в тепле. Хорошо, если его будут физически тренировать и давать должно восстанавливаться телу после предельных нагрузок; хорошо, если он вообще умеет стрелять и управлять военной техникой; хорошо, если он с Ай-Кью, не ниже среднего, не алкоголик и способен воспринимать такое понятие, как ОТВЕТСТВЕННОСТЬ перед гражданскими, которых он призван защищать.

    Но даже если это и не так, то он всё равно он останется непобедимым.
    Представьте пьяного бойца с одной-единственной сапёрной лопаткой в окровавленых руках, порубившего в куски полдюжины экипированных автоматчиков-эссесовцев или авганских моджахедов?
    А ведь такие случаи военная история помнит.
    Пройдет не один десяток лет, пока у нас армия станет профессиональной, и когда наших солдат снабдят современными орудиями убийства и защиты.
    И когда наши военноначальники перестанут быть продажными, или просто засаленными от пьянства и обжорства кретинами.
    А пока нам остаётся ТОЛЬКО надеяться на непобедимый русский дух. Да, только на него.

  • Гость - Аарон Борис

    Только собрался послать Вам ссылку на статью о пассажирском БЛА , как увидел оную в Вашем же комменте. Под ней, кстати, любопытная дискуссия. А вот по-поводу \"человеческого фактора\" хотел бы добавить пару слов. Ну, про то, что автопилот тоже не Г-дь Б-г программирует и обслуживает, я уже упоминал. А главное, с автоматизацией с целью уменьшения человеческих ошибок мы видим любопытную картину - персонал теряет квалификацию, ответственность, и делает какие ошибки, которые ранее и вообразить не могли. Что-то вроде ситуации с болячками и антибиотиками. Человеческих организм иммунитет теряет, а вот микробы, наоборот, крепчают. Заметил, что Вы пользуетесь Скайпом. Мой адрес на страничке \"О сайте\". (boris.aaron)
    С ув. Борис

  • Гость - 'Гость'

    Уважаемый Борис! Во-первых, хочу поблагодарить Вас за \"наводку\". С интересом прочитал довольно подробный и совершенно правдивый отчет о создании, запуске и консервации \"Бурана\". Конечно, по разным причинам не обо всем рассказано, не все упомянуты (не скрою, с некоторой горечью воспринял отсутствие своей фамилии среди множества тех, под чьим началом и тех, кто под моим началом работали над этим проектом).
    Что касается БЛА. Спор, мне кажется, возник из-за того, что Вы в своей статье просто не дали определения этой категории летательных аппаратов.
    На все вопросы, касающиеся Бурана, Вы сможете найти ответы в этом отчете.
    Эффективность программы, как американской, так и советской, применения многоразовых кораблей достигалась бы, как и следует из её названия, при большом количестве пусков, превышающих сотни. К счастью, таких потребностей не возникло, в противном случае экология не выдержала бы.
    В отчете упоминается интересная деталь, о том как космонавты Волк и Леонов предупреждали правительство о невозможности осуществления беспилотной посадки. Об этом я слышал от самого Волка во время ожидания рейса на полигон - в Ленинске подморозило посадочную полосу. Волк был интереснейшим человеком, йогом самой высшей категории, нередко ставившим в тупик медиков во время тренировок.
    Помимо орбитального корабля существовали версии для разных испытаний. Кроме того, существовали другие варианты, доведенные лишь до уровня эскизного проекта. \"Буранова\" потомства не существует, полностью была развалена кооперация, распались многие организации, принимавшие участие в этой программе. Кстати, систему автоматической посадки разрабатывала не авиационная фирма.
    Интересен и уникален опыт разработки программного продукта. Для Шаттла он разрабатывался централизованно, одной немногочисленной группой специалистов. Для Бурана - множеством разработчиков бортовых систем. Система моделирования и тестирования обеспечила совместимость всех \"кусков\". Кроме того, в отличие от Шаттла, и предстартовая подготовка осуществлялась под управлением не наземного, а бортового вычислительного комплекса.
    До Бурана, не сыгравшего никакой роли в советской космической программе, ни один из космических аппаратов не имел никакой связи с авиацией. О возникновении \"замысла\" можно прочитать и в книге воспоминаний Сахарова, и в книге Чертока \"Рвкеты и люди\".
    Спасибо за отзыв о моей публикации.
    С ув.
    Марк.

  • Гость - Столяров Борис

    Уважаемая Фаина! От Вас не ускользнуло мое раздвоение. В романе «Драка в воздухе» имеется и «художественная часть» - лоббисты компаний Boeing и Airbus встречаются в Брюсселе, Москве, Дубаи. Не фантазируя, невозможно описать множество тонкостей при выборе авиакомпаниями самолетов. Это нам только кажется, что идет сражение непримиримых – вовсе нет. Под названием «Драка» подразумевается сравнительно мирный процесс распределения рынка – разделения, перераспределения, если угодно. И два джентльмена находят решение. Поверьте, оно оригинально: не авиакомпании выбирают самолеты, а самолеты выбирают себе покупателей – с учетом сети выполняемых компаниями рейсов, прогноза развития, количества средств и других параметров. В итоге, в романе два мировых производителя не только мирно делят рынок, но и договариваются о ценовой политике. Распределяют самолеты по дальности полетов и количеству перевозимых пассажиров.
    А так как самый большой (после США) внутренний рынок у России, два гиганта и ее приглашают «в долю». В романе им пытаются помешать разные конкретные промышленные «диверсанты» - конкуренты. И делают это тонко и убедительно. Но как всегда, вмешиваются косвенные, но мощные политические «факторы». Не простое – противоречивое - решение приходится принимать России, в результате чего она со своим новым семейством самолетов занимает большой сегмент также на рынке внутренних рейсов США и Европы...
    Соединить «под одной крышей» романа несоединимое – очень трудно. Но если мне удастся с помощью специально изобретаемой для этого романа логикой доказать правильность действий лоббистов, то найдутся и требуемые «мостики».

    Уважаемая Фаина! За приятные слова в мой адрес большое спасибо! Я сожалею, что в свое время, прочитав Ваш очерк, я остался в тени. Я понял, что «...САМ (есть) СВОЙ ВЫСШИЙ СУД», что многого ранее не знал. Даже не задумывался. Поэтому, могу сказать, что Ваше произведение мне более чем понравилось – оно мне в чем-то помогло.

  • Гость - Столяров Борис

    Уважаемый Марк! Мне - понятно. Решение простое. Предлагаю Вам убрать из Вашего комментария пассаж: «Что касается БЛА, то и знаменитый советский \"Буран\" можно отнести к этой категории. Этот аппарат действительно впервые совершил беспилотный спуск по глиссаде и посадку на аэродром».
    А так как убрать его, судя по всему, Вы не пожелаете, то я отсылаю любопытных на сайт www.buran.ru, откуда станет ясно «кто, где, когда».
    В романе я, хотя и пытаюсь анализировать противостояние, обсуждать «Буран» мне показалось неуместным. Но и уж никак не ожидал увидеть в обсуждениях указание на него в связи с БЛА. Не комментирую...
    Более меня заинтересовала некоторая связь. На упомянутом сайте автор в торжественном вступлении пишет, цитирую: «Орбитальный космический корабль \"Буран\" не является единственным представителем семьи многоразовых космических кораблей. В разное время, в разных странах разными конструкторскими коллективами разрабатывались в прошлом и создаются сейчас другие проекты: в одних случаях они похожи настолько, что непрофессионалу трудно отличить их друг от друга» (конец цитаты)
    Да уж... Скромно сказано. «Потупив взгляд». Трудно, как трудно отличить друг от друга близнецов. Но мама их различает! И Вы, Марк, лучше других знаете всю подноготную этого соперничества. И хотелось бы узнать – если не истину, то хотя бы правду.
    Но важное доказательство ошибочности предположения «действительно впервые» следует дальше. Цитирую: «Безусловно, система \"Энергия-Буран\" является более эффективным космическим комплексом. НО необходимо помнить, что \"Буран\" создавался после \"Шаттла\" с разрывом более 5 лет... Конечно, за прошедшие годы \"Шаттл\" подвергался многочисленным модификациям, НО у него есть главное преимущество перед \"Бураном\": он летает...» (конец цитаты)
    Как Вы думаете, почему в тексте автор дважды использовал грозный реверс - «но»? Просится «и»...
    Эта цитата опровергает Ваше сообщение, но в чем-то и перекликается с Вашими словами, Марк. И у меня каверзный вопрос: сколько полетов совершил «Буран»? «Шаттл» совершил 115 полетов и намерен совершать их и в будущем. Поразительно, но автор приведенной выше цитаты «неточен», а если желаете точно, то лжет насчет большей эффективности «Бурана» - по параметру «полезный груз» он значительно уступает. И скромно говорит: «Буран» создавался после «Шаттла». Я же уточняю – «Буран» полетел после «Шаттла». Что же касается мягкого выражения «с разрывом более 5 лет», тогда, скажем, мне – более 40 (сбросив, как минимум, треть). А если совсем точно, то их разделяет 7 лет, 7 месяцев и 18 дней. (Марк! Надеюсь, что Вы напечатаете сравнительный анализ этих двух гигантов человеческой мысли).
    И думаю, что ничто не в силах принизить достоинства «Бурана» как проекта и интересных аэродинамических решений, чем всегда были сильны советские ученые.

    И еще... Марк, я думаю, что в Вашей публикации о Сахарове, которую я только что прочитал с большим интересом, и которая явилась для меня большой неожиданностью, вы более точны.

    В заключение немного юмора, который мне никогда не удавался. Когда я по skype «перебросил» Ваше сообщение одному из (второстепенных) участников программы Space Shuttle, он с юмором воскликнул: «О, Boris, значит я папа БЛА?». Так почему же Вы, Марк, вообще вспомнили «Буран»? При чем тут он? И, методом «от противного»: если бы Вы были правы, то где сейчас БЛА России? Где «бураново потомство»?
    А вот о Вашем и Ваших коллег потомстве я прочитал несколько часов назад:
    http://news.israelinfo.ru/technology/20864

    Вы пишите: «Совершенно по-другому я вижу и зарождение космонавтики в СССР». Я бы с удовольствием прочитал Ваше мнение.

  • Гость - Аарон Борис

    Я действительно работал в районе Ленинградского проспекта, 37. Не в самом ГВЦ ГА, но вел совместные проект с ГВЦ ГА (справочные видеотерминалы для аэропортов и агентств Аэрофлота). Согласен в Вашим мнением, что \"Буран\" отнести к категории БЛА никак нельзя, ровно как и то, что участием в этом проекте можно только гордиться.
    С уважением, Борис

  • Гость - 'Гость'

    Уважаемый Борис Столяров!
    Вы называете своё произведение \"Драка в воздухе\" то романом, то аналитическим исследованием.Согласитесь - это разные литературные жанры.Если это роман, то \"висящие\" и невидимые противнику БЛА продукт Вашего воображения? Уточните , пожалуйста.
    Ваше - \"...овчинка выделки не стоит\" мне понравилось и немного успокоило, нельзя ли напечатать на нашем сайте хотя бы отрывки из Вашего аналитического романа \"Каспий\", в котором Вы пишете об этом подробнее.
    Поздравляю ВАлерию Андерс и всех нас с приходом на сайт такого высокого профессионала, эрудита, литератора с очень экономной, но умной лексикой, имеющего свои взгляды и суждения на глобальные проблемы - Бориса Столярова !

  • Гость - 'Гость'

    Уважаемый господин Столяров, к сожалению, не могу согласиться ни с одним из ваших утверждений-вопросов, обращенных ко мне, начиная с выставки и кончая автоматической посадки Бурана. Совершенно по-другому я вижу и зарождение космонавтики в СССР. Однако втягиваться здесь в дискуссию считаю неуместным, тем более, что мне неоднократно указывали, при том в резкой, лучше сказать, грубой форме, чтобы я не превращал литературный клуб в научное общество (тогда имелось в виду - историческое, сейчас было бы научно-техническое). В принципе, опуская форму высказывания, я с этим согласен, и никогда бы не стал выставлять свои работы, полагая их научными. Мне же они представляются литературными, а история служит лишь фоном, но достаточно проработанным.
    Если мой ответ вызовет недоумение, неудовлетворит Вас, свяжитесь со мной по электронной почте.
    С ув.
    М.Аврутин.

  • Гость - Столяров Борис

    Уважаемый Серго! К вашему замечанию о мотивации, как мне кажется, стоит прислушаться. Возможно, поэтому создатели «Солдата будущего» пытаются нивелировать личностное восприятие боя, и сделать сражение технологической операцией – более безопасной, но, тем не менее, необходимой, ибо «фанаты еще не перевелись».
    Уважаемая Фаина! БЛА не столь умны, как может показаться: они выполняют ровно то, на что запрограммированы. Думаю, что если в поле зрения БЛА попал бы старт ракеты и он его распознал, то мог бы нанести удар. (Но «бы» здесь мешают даже мне). Этим занимаются другие средства. «Россия продала Ирану 28 новейших ракетных установок, которые делают территорию этой страны неуязвимой». Не новейших. И неуязвимых территорий не бывает.
    Относительно Ирана у меня «особое мнение», которое не все разделяют: зачем Ирану наносить удары вообще, и по Израилю, в частности? Если кто и должен беспокоиться в этом смысле, то это Саудовская Аравия и другие страны Персидского залива, которые, кстати сказать, называют его Арабским, и более успешная Россия, которая мешает иранскому газу пробиться в Европу и заходит к нему с тыла – в страны Юго-Восточной Азии. У удара Ирана и ответа на этот удар есть цена – овчинка выделки не стоит. (Разумеется, речь не идет о человеческих жертвах). Подробно я написал об этом в аналитическом романе «Каспий», где знаменитое газовое месторождение Южный Парс назвал «открытым всем ветрам и ракетам». Но мои слова – это риторика, а жизнь подчиняется логике. Или не подчиняется, что тоже логично. Тот же Южный Парс у Ирана оспаривают соседи-арабы и между ними имеет место более серьезный спор.
    Ну, а тем, кто говорит, что «в случае чего» нефть подпрыгнет до $200, можно возразить – не подпрыгнет. Ибо чем «в таком случае» будут питаться нефтяники? Нефтью? У всех нефтяных стран бюджет от 60 до 93% соткан из нефти. Даже у благополучной Норвегии (55%). И самое главное – они об этом прекрасно осведомлены!

  • Гость - Столяров Борис

    Попробую ответить на вопросы и замечания.
    «Победителей в таких войнах не будет» - такое заключение и есть один из побочных результатов технологической гонки вооружений. А воевать, сражаться, надеюсь – виртуально, придется, ибо «фанаты, готовые взорвать себя и своих детей ради идеи» не исчезнут. Насчет того, что «радарные установки и космические щиты не уберегут», не согласен – уберегают уже сейчас. Не от фанатов-одиночек, а от фанатов-государств.
    «Идём по возрастающей: от братской могилы Бабий Яр к братской могиле всей Земли!» - как раз наоборот, точнее – в обратном направлении. А, если вы и правы, то лишь в том смысле, что калькулятор у ребенка служит шлагбаумом перед, и без того узким, входом в интереснейший мир чисел, «оттачивающий» интеллект инженера, хирурга, учителя, политика... Оглянитесь вокруг – вы уже давно эксплуатируете продукцию сферы высоких технологий и, уверен, не представляете свою жизнь без компьютера, автомобиля, самолета...
    А, если из-за электроники и сокращается продолжительность нашей жизни, то это плата за удовольствия, которые она нам доставляет.
    Мне понравились слова Юрия: ваш ответ - признак здорового духа.
    Уважаемый Марк! «В бытность существования Советского Союза в Москве (точнее под Москвой) ежегодно устраивалась выставка новейших видов вооружения» - устраивалась, если вы имеете в виду ЛИИ и Жуковский. «Многое из описанного в статье существовало уже в те далекие годы» - «в железе» не существовало абсолютно ничего! НЕ СУЩЕСТВОВАЛО, и не могло существовать. Причину я попробую сформулировать с помощью небольшого текста из другого эпизода:
    «...У послевоенной авиации родился брат, которого, до поры, до времени, его родители не афишировали – неясно было, что из этого феномена получится, какая ниша в ткани мировой промышленности и вооружений ему отведена, да и вырастет ли из него что-либо путное? Это – космонавтика. Очень скоро лучшие ученые двух конкурирующих стран сделали свое дело – космонавтика стала питать идеями не только своего «пожилого брата» авиацию, но и практически все без исключения отрасли промышленности.
    Советские ракеты, как говорили в те времена, могли «вытащить» на орбиту столько груза, сколько нужно было заказчику – министерству обороны, а американские – нет. Причина? У СССР были хорошие ракетные двигатели, а главное – топливо, за формулой которого – и небезуспешно, гонялись разведчики США. Что нужно было сделать американцам, чтобы «выровняться»? Уменьшить вес «внутренностей» ракеты. За счет чего? Оборудования.
    Так началась гонка за микроэлектронику, которую СССР проиграл с большим счетом. Да и не мог не проиграть, ибо кибернетику, по игривому, но, как оказалось, ошибочному выражению вождя всех народов, долгое время, даже после его смерти, считали «продажной девкой империализма». Помню, как в семидесятых на фасаде ЦНИИ систем управления гражданской авиации в Риге висел прогрессивный даже по тем временам транспарант - «Кибернетику – на службу коммунизму». И молодые ученые института весело шутили: «Продажную девку империализма – на службу коммунизму»...(конец цитаты)
    Но те знания и идеи, что были в теоретических работах (следовательно, головах) советских ученых, еще долго будут подпитывать их сегодняшние разработки в компаниях мира. Более того, всплеск технологий, по-видимому, и связан с тем, что прекрасно образованные «мозги» из Союза попали в хорошую питательную среду.
    Марк, хочу сделать реверанс Вашей ностальгии, которой не чужд никто из нас: уверен, что новые поколения российских ученых еще придумают массу интересного. Но не в Hi Tech – на это потребуется время, если вообще возможно догнать «бегущих впереди», а, скажем, в авиационных сплавах, где ведущие компании мира уже выстроились в очередь на Урале.
    Относительно «Таких же \"успехов\" добилась американская армия в Ираке, израильская армия в Ливане». Вы не правы, но Вам уже ответили. Добавлю лишь, что нельзя так общо связывать политику с войнами и техникой. Тем паче, выставлять оценки.
    Марк! В последний момент узнал, что Вы занимались «Бураном». Насчет того, что его можно отнести к категории БЛА, разумеется, не согласен. Нельзя, притом никак! Что касается слов «знаменитый», то могу согласиться лишь в смысле обшивки, которая отработала хорошо, и в смысле миссии, которая завершилась успешно. И вопрос: разве посадку «с закрытыми шторками до уровня «0» не совершали до «Бурана» и американцы, и советские самолеты? Совершали. И, как и все самолеты, по глиссаде. С удовольствием прочитаю Вашу страничку – сообщите, пожалуйста, адрес.
    Уважаемый Борис! Я не сомневался в поддержке коллеги! Судя по всему, Вы работали на Ленинградском проспекте, 37 – либо в ГВЦ ГА, либо в ЦМР. Я не ошибся?

  • Гость - Коровкина Ирина

    Ну, Фаина, Вы спец не только в литературоведении.
    Откуда Вы все знаете? Я так, вообще, ничего в статье не поняла, что видно из моего коммента.
    Меня беспокоит только одно: а вдруг это военная тайна? А Борис нам ее откроет.
    Но это у меня пережитки тяжелого октябрятско-пионерского детства.
    До сих пор боюсь взболтнуть лишнего.
    Ваша молчаливая Петровна

  • Гость - 'Гость'

    Пара вопросов к г-ну Столярову.БЛА может \"висеть \" над территорией противника длительное время и даже быть незаметной для него. При старте ракеты дальнего действия с ядерными боеголовками, например, с территории Ирана, и когда скорость её ещё невелика, эта ракета может быть с помощью БЛА быть уничтожена? А если эта же ракета будет пущена с подводной лодки, находящейся в океане или заливе, уничтожит ли БЛА эту ракету? Несколько месяцев тому писалось в прессе, что Россия продала Ирану 28 новейших ракетных установок,которые делают территорию этой страны неуязвимой.Как это понимать? Значит ли это, что БЛА не сможет уничтожить взлетающую с их территории ракету?

  • Гость - 'Гость'

    Уважаемый Борис, когда я писал свой коммент, то никак не предполагал, что Вы, читая его, почувствуете себя школяром на экзамене. Но каждый чувствует, что чувствует.
    Что касается БЛА, то и знаменитый советский \"Буран\" можно отнести к этой категории. Этот аппарат действительно впервые совершил беспилотный спуск по глиссаде и посадку на аэродром. На моей страничке есть воспоминания о пуске Бурана, участию в разработке которого я посвятил 10 лет своей жизни.
    Марк.

  • Гость - Аарон Борис

    Прежде всего хочу поблагодарить Бориса Столярова за интересный материал. Действительно, беспилотная авиация стала последнее время очень быстро развиваться. Мне лишь жаль, что на это развитие приходится смотреть со стороны. Что касается пассажирских беспилотных самолетов, то, во-первых, давно уже большая часть полета проходит под управлением автопилотов. Во-вторых, полностью устранить \"человеческий фактор\" удастся еще не скоро (может, оно и к лучшему). Опять же, а кто этот автопилот программирует, проверяет, настраивает?
    Марку. Мы не на экзамене и не викторине, кто даст правильный ответ. Конечно, Коровкина права, что техникой переувлеклись. Но что этому \"грош цена\" - тоже неверно. Когда речь идет о контроле за территорией, о военных действиях против регулярных армий (а их еще никто не отменял), эта \"фантастическая\" техника отнюдь не лишняя. А вот контролировать, что у фанатиков в мозгах - увы. Кстати, БЛА (их в Израиле называют \"мазлаты\") показали себя как весьма эффективное средство в антитеррористических операциях (в отличие от танков, например). Хотя, конечно, только техникой терроризм не уничтожить, тем более, что для достаточно многих это стал образом жизни, прибыльным делом.
    Ну, а поддержка террористов либеральными СМИ и разного рода прекраснодушными пацифистами имеет давнюю традицию, еще со времен процесса Веры Засулич.
    Борис

  • Гость - 'Гость'

    В бытность существования Советского Союза в Москве (точнее под Москвой) ежегодно устраивалась выставка новейших видов вооружения. Многое из описанного в статье существовало уже в те далекие годы. И как показали себя эти достижения военной промышленности, \"оплаченные\" нищетой советского народа, в афганской войне, в чеченских войнах? Таких же \"успехов\" добилась американская армия в Ираке, израильская армия в Ливане. Поэтому о будущих войнах по-настоящему грамотно написала госпожа Коровкина, несмотря на то, что всегда утверждала - политика её не интересует. К тому, что она написала, я добавил бы только: учитесь по Азефу.
    С ув.
    Марк.

  • Гость - 'Гость'

    Предлагаю всех террористов отослать в СА на 2 года. Им там покажут что есть дух бесплотный и чем он отличается от дембеля. А обратно отправлять на ослах в собственной плазме.
    С солидарностью.

  • Гость - Коровкина Ирина

    Терроризм и партизанские войны последних лет показали, что грош цена всем этим фантастическим разработкам.
    Человек с ножом, может захватить самолет, самодельными бомбами и ракетными установками, которые перевозят на ослах (настоящих), можно запугать хорошо вооруженную страну.
    Развитые страны слишком увлекались техническим вооружением, не замечая, как у них под носом выросла психологическая мусульманская опасность.
    Сегодня война должна идти на психологическом фронте, от фаната, готового взорвать себя и своих детей ради идеи, никакие радарные установки и космические щиты не уберегут.
    (извините, что влезла с женской критикой в мужской разговор, да еще в праздник, но промолчать не в силах)
    Ирина

  • Гость - 'Гость'

    С русским солдатом ни один солдат в мире не сравнится. Ему нечего терять. Берут солдат из самых нищих семей, которые не могут откупиться от военкома. А люди, которые сами были лишены нормальной жизни, легко умирают и легко убивают других. В этом заключается военная тайна кибальчиша и все военные хитрости \"великих советских полководцев\".
    Так что пока в России люди не начнут жить по-человечески (а этого не случится никогда), она будет непобедимая и легендарная.

  • Гость - 'Гость'

    На вопрос:
    Полетите ли вы на пассажирском самолете, если место пилота займет...робот?
    Отвечу: Запросто.
    Уж если вся наша страна летела в пропасть под руководством вождей, как мы прошли на сайте : сифилитика, паралитика, маразматиков и т.п., то под рулевым роботом оно спокойнее. Робот хоть не напьётся.

  • Гость - 'Гость'

    Идём по возрастающей: от братской могилы Бабий Яр к братской могиле всей Земли!
    Редакция, Вы, как Сусанины или Данко, куда ведёте?
    Вдумчивый читатель.

  • Гость - Андерс Валерия

    Уважаемый Борис,
    спасибо за интересный и захватывающий материал о тактике войн будущего. Читается, как фантастический рассказ или Звёздные войны.
    Судя по представленным данным, первые шаги человечество сделало в направлении к грандиозным баталиям, которые, если разразятся, то они превратят Землю в общую братскую могилу.
    Впечатляет солдат будущего - надежно экипированный, обеспеченный всеми средствами, имеющий навыки работы с информацией и т.д.
    Вопрос к автору:
    Когда воюющие стороны поразят спутники противника, ракетные базы, радарные установки и проч. и все экраны солдат обеих сторон погаснут, и вся новейшая экипировка станет ненужной, что солдатам останется делать? Сражаться лопатами? А когда они их сломают о пуленепроницаемые шлемы друг друга, то пойдёт кулачный бой? Кстати, многие Звёздные войны и др. подобные сериалы так и заканчиваются.
    После Вашей статьи становится ясно, что победителей в таких войнах не будет. До ядерного оружия в своём изложении, Вы кстати, не дошли, но последствия его применения в таких сражениях очевидны.
    С надеждой, что человечество устоит перед соблазном нажимать кнопки в реальной войне, пусть лучше играет с виртуальной.
    Валерия

Последние поступления

Календарь

Октябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3

Кто сейчас на сайте?

Посетители

  • Пользователей на сайте: 0
  • Пользователей не на сайте: 2,327
  • Гостей: 423