Талейсник   Семен


результат изображение

  Рис 1.  Казимир Малевич.

 

Рис 2.  В Третьяковской галерее

    Вряд ли я могу вспомнить, посещая Третьяковскую галерею при каждом визите в Москву в юности или позднее,  останавливался ли у картины Казимира Малевича «Чёрный квадрат». Мне кажется, что в середине прошлого века она не была столь популярной среди обывателей, людей не связанных с искусством, как в после первого представления её или в наше время. Вскоре после своего появления в 1915 году картины «Чёрный квадрат», а чуть позже  полотен «Чёрный крест» и «Чёрный круг», написанные Казимиром Малевичем, они вызвали ажиотаж, самые противоположные мнения, порой полярные суждения, и по сей день, не всеми воспринимающиеся однозначно. Особенно это касается самой известной из них картины «Чёрный квадрат».

     Не зря же  некоторыми участниками постоянных дискуссий о характере и содержании картины задаются множеством вопросов о том, чем  же является это знаменитое полотно Казимира Малевича - шарлатанством или зашифрованным философским посланием и значительны вкладом в искусство живописи?  Я переписал десять актуальных вопросов, по этому поводу, отражающих полярные взгляды и мнения,   из следующего источника в интернете: 

https://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/10-smyslov-chernogo-kvadrata-508405/ © AdMe.ru:
1«Черный квадрат» — это темный прямоугольник;

  1. «Черный квадрат» — это неудавшаяся картина;
  2. «Черный квадрат» — это разноцветный куб;
  3. «Черный квадрат» — это бунт в искусстве;
  4. «Черный квадрат» — это пример гениального пиара;
  5. «Черный квадрат» — это политический ход;
  6. «Черный квадрат» — это отказ от содержания;
  7. «Черный квадрат» — это вызов православию;
  8. «Черный квадрат» — это кризис идей в искусстве;
  9. «Черный квадрат» — это шарлатанство.

       В статье расшифровывается каждое предположение, с которыми я согласен, ибо у самого  появилась бОльшая часть этих вопросов. 

Такова его точка зрения. А теперь рассмотрим картины.

 Чёрный супрематический квадрат. 1915. ГТГ.png

Рис 3. Казимир Малевич «Чёрный супрематический квадрат», 1915 год. Третьяковская галерея.

  Скепсис, разноречивые мнения, недопонимание одними и безапелляционность или категоричность  суждений других, ссылки на  различные авторитеты среди художников и искусствоведов - всё это заставляет  задумываться  о возможной правоте и тех и других. Тем более, что аргументы бывают  достаточно весомы, а  взгляды  иных знатоков  в оценке картин художника кажутся вполне обоснованными. Так что шутки шутками, а понимать живопись Малевича стоит постараться, чтобы не прослыть невеждой…

     И, чтобы  не уподобляться генсеку генсеку Хрущёву, который сказал при своём знаменательном посещении выставки в Манеже, что  это «всё говно», а  сами художники - «пидарасы», так как они едят народный хлеб, и работать должны для народа. И на какой хрен они нужны, если народ их не понимает? (Правда, он сказал это про абстракционизм, но тут бы, наверняка, тоже не промолчал…)

    Уж лучше следовать  Бернарду  Шоу, который как-то позволил себе критически  отозвался о живописи в присутствии одного художника:
- «Почему вы разрешаете себе быть таким непримиримым? – возмутился художник. — Ведь вы же, сэр, не написали в жизни ни одной картины!
- Что верно, то верно, — согласился Шоу. - Однако я могу же высказать свое мнение об омлете, хотя не снёс в своей жизни ни одного яйца».

Вы, читатель, подумали, что это я о себе или таких же «знатоках» живописи. Нет, я бы вообще промолчал, боясь прослыть невеждой. А рядом стоящие предположили бы, что я не зря так пристально и долго рассматриваю прямоугольники Малевича, очевидно, понимая, что изображено на них, либо не понимая, а только делаю вид…

    Триптих  относится к  супрематическому циклу работ художника, в которых он пытался исследовать и показать основные возможности цвета и композиции. Дальше я избирательно для понимания такими же  непрофессионалами как я приведу основные положения  Казимира Малевича, которыми он определил направление и сущность своего метода, названного супрематизмом,  являющегося ветвью авангардизма.

    Будучи врачом, а не художником или искусствоведом, я не совсем понимаю, либо просто не могу уяснить  себе все приведенные слова и фразы, определяющие это направление в живописи, основателем которого был Казимир Северинович Малевич ( Kazimierz Malewicz, 1879-1935) российский художник польского происхождения, родившийся в Киеве, но попытаюсь….

         

Рис 4. Казимир Малевич, автопортрет, 1933,
(Государственный Русский музей). Мне на портрете он показался слегка самонадеянным, немного надменным и убеждённым в своей правоте…

    Итак, я позволю себе привести некоторые высказывания самого К. Малевича, по поводу пропагандируемого им метода рисования картин в духе супрематизма  (с моими ремарками),  выписанные из Википедии  дословно, которые мне более или менее понятны, и лучше него не могут быть выражены и объяснены  зрителям и читателям. Особенно для  дилетантов и непрофессионалов:

   «Наш мир искусства стал новым, беспредметным, чистым.     Исчезло всё, осталась масса материала, из которого будет строиться новая форма. В искусстве Супрематизма формы будут жить, как и все живые формы натуры. Формы эти говорят, что человек пришел к равновесию из одноразумного состояния к двуразумному. - "От кубизма и футуризма к супрематизму". (А «равновесие состояния» разве может быть одно или двуразумным?)

   Плоскость, образовавшая квадрат, явилась родоначалом супрематизма, нового цветового реализма как беспредметного творчества. – «Беспредметный супрематизм». (А может ли творчество быть бепредметным?)

   Новый живописный реализм, именно живописный, так как в нем нет реализма гор, неба, воды... До сей поры был реализм вещей, но не живописных, красочных единиц, которые строятся так, чтобы не зависеть ни формой, ни цветом, ни положением своим. — "От кубизма и футуризма к супрематизму". (А живопись разве возможна без реализма без гор, неба и воды и остальных «красочных единиц» мироздания, не зависящих ни от чего и ничем?)

   Из этих определений понятно, что супрематизм Малевича пришёл на смену новых авангардистских направлений в живописи – кубизму и футуризму и также является беспредметным…Таким образом, супрематизм (от лат. supremus — высший, высочайший) — направление в искусстве, метод выражения структуры мироздания в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника. В творчестве Малевича обрисовалась тенденция к беспредметности, к плоскостной организации картины, которая привела его к супрематизму. (Много ли в структурах мироздания прямых линий, углов и правильных окружностей?)

    «Супрематические три квадрата есть установление определённых мировоззрений и миростроений… Чёрный как знак экономии, красный как сигнал революции, и белый как чистое действие». (А это уже произвольная трактовка автором  придуманных изображений…)

   Кстати, чтобы  нам с вами стало совсем НЕпонятно, «Черный квадрат» вовсе не черный и даже не квадратный, ибо ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне, и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А темный цвет - это результат смешения различных красок, среди которых не было чёрной.  Считается, что это была не небрежность его, а принципиальная позиция, стремление создать новую динамическую, подвижную  форму. Я уже не пишу о создаваемом им впечатлении просто рисунка неправильного квадрата чёрного цвета, а не живописного полотна, что утверждает сам автор, говоря о принципах супрематизма, как нового вида художественного отображения мира…

  Предоставим первое слово самому художнику. И вот что он поведал в своём стихотворении «Художник» в июне 1913 года, написанном, как и все  его стихи в прозе:

«Представляю себе миры неисчерпаемых форм невидимых

Из невидимого мне – состоит бесконечный мир

буду говорить о себе, ибо не знаю, как представляет

мир каждое в природе.

  Среди мне подобных каждый представляет мир

по-своему, а множество приемлет уже готовое.

  Художник цвета художник звука и художник объема

есть те люди, которые открывают скрытый мир и

перевоплощают его в  реальное

Тайна остается раскрытой реальности, и каждая

реальность бесконечно разнообразна и многостороння…»

    На этом я оставлю в покое стоящих перед полотнами Малевича «понимающих зрителей», обсуждающих детали его картин, которых «особенно много» в «Чёрном квадрате». Знатоки «видят» в нём множество оттенков и подробностей, а я и подобные мне малообразованные и неэрудированные читатели, которые  их не видят, либо не осознают, возможно, согласятся с моей иронией и даже некоторым  сарказмом. Ибо посетители галерей, осматривающие картины Малевича несколько напоминают мне двух жуликов-портных из сказки Г-Х Андерсена, оставивших голого короля в описываемых ими отсутствующих одеждах перед смеющейся толпой народа. И не я первый провёл эту аналогию…

 Результат Изображение для недоумение Траволты в криминальном чтиве

Рис 5.  Недоумевающий жест Джона Траволты из фильма Квентино Тарантино «Криминальное чтиво». Так может выглядеть каждый честный, либо не сведущий в живописи зритель, не понимающий изображения на картине «Чёрный квадрат», рассматривая его. Не исключено, что и я также…

     Сделаем небольшое отступление и познакомимся с  историей или легендой (мифом), о  найденных артефактах при анализе и глубоком изучении  картины «Чёрный квадрат» с применением самых современных технологий. Об этом всём с некоторым недоверием и скепсисом я  прочитал  в статье  в «журнале «SENSАКЦИЯ» (ЧИSTA КОNКRETNЫЙ ЖУRNAL за март 2013 года), входящего  в «Живой журнал», который в свою очередь является уникальным местом, где люди делятся своими историями жизни, могут давать советы и обмениваться  идеями»…

    И вот в «Чёрном квадрате» при  томографическом сканировании полотна в инфракрасном излучении, якобы экспертам удалось  обнаружить под слоем краски скрытое изображение, объясняющее мистический магнетизм «Черного квадрата». Это была одна  из серии картин о женской бане, рисованные им  для продажи в связи с материальным недостатком, испытываемым в период пребывания в художественной коммуне в Лефортово ещё в молодые годы. Перед этим он пытался поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, куда его не приняли.

    При расшифровке и попытке возможной реставрации  эксперты обнаружили группу обнажённых женщин в разных позах, во время подготовки или купания в бане…

.     Согласно воспоминаниям современников и описания им в письме одному из своих друзей художника, после сеанса  с натурщицами, длившимся чуть ли не  всю ночь, Малевич уснул на диване в своей мастерской. Пришедшая утром жена, увидев очередное полотно, переполненное обнажёнными телами девиц,  схватила большую кисть и закрасила холст черной краской, удовлетворив своё возмущение и взорвавшую её ревность. Спасти картину Малевичу не удалось, так как краска быстро впиталась и высохла. Остался только чёрный квадрат, ставший прообразом или макетом для будущей  картины.

Рис 6. "Отреставрированная картина" под «Чёрным квадратом»   Сцена в женской бане, приписываемая кисти Малевича, но вызывающая у меня большие сомнения и нигде больше не упоминаемая…Мне жаль, что пропала первичная картина, так как любоваться девушками было бы приятнее, нежели рассматривать чёрный квадрат на холсте… Хотя картина «Чёрный квадрат» оценивается на сегодня не менее, чем в 20 млн долларов.

    Прочитав  вышеописанное в статье  под  самонадеянным названием «Раскрыта тайна картины Малевича «Черный квадрат», я всё же остаюсь во власти вопроса: -  Раскрыта ли?

   В 1972 году английский критик Генри Вейтс писал: 
«Казалось бы, что может быть проще: на белом фоне черный квадрат. Любой человек, наверное, может нарисовать такое. Но вот загадка: черный квадрат на белом фоне - картина русского художника Казимира Малевича, созданная еще в начале века, до сих пор притягивает к себе и исследователей, и любителей живописи как нечто сакральное, как некий миф, как символ русского авангарда».

    Писали что Малевич после создания картины  “Черный квадрат” долгое время не мог ни есть, ни спать. И сам не понимал, что сделал. Можно предположить, что  эта картина – результат какой-то сложной работы его мозга,  возможно, на подсознательном уровне…

    Я противник всякой мистики с этими предположениями согласиться не готов, но и отвергать мнения, порой весьма солидных ценителей, тоже не вправе. Так и буду и дальше лавировать между своим и иными мнениями, ни в коем случае не споря с авторитетом искусствоведов и живописцев, выражая лишь мнение дилетанта, себя самого.

 

 А теперь сменим цвета, уважаемые читатели!

   Чёрный квадрат был одним из трёх супрематических квадратов Малевича, два других  - белый и красный.

   Белое на белом (Малевич, 1918) .png 

Рис 7. К.С. Малевич. «Белый квадрат» / «Белое на белом», 1918.  Нью - Йоркский музей современного искусства.

    Картина Малевича, как описываю её критики, написана двумя близкими оттенками белого цвета, причём фон картины написан чуть более тёплым оттенком, с небольшим добавлением охры, а сам квадрат  выделен холодным голубоватым оттенком. Он ещё  немного повёрнут по отношению к верхнему краю и  находится ближе к правому верхнему углу, что будто создаёт иллюзию движения.

     Что может быть более бессюжетное на фоне остальных беспредметных сюжетов супрематизма Малевича, позволю себе задать вопрос себе же самому?

     В «Зимней эклоге» Иосиф Бродский писал про ангелов:

«Днём, когда небо под стать известке,
сам Казимир бы их не заметил,
белых на белом».

          

        Рис 8.  Казимир Малевич «Красный квадрат», 1915. Государственный Русский музей.

.  Другое название картины: - «Живописный реализм крестьянки в двух измерениях». В 1920 году Малевич писал об этой картине, что «в общежитии он получил ещё значение» «как сигнал революции».  

   Ксана Бланк Старший преподаватель

Департамент славянских языков и литературы. (Колумбийский университет, 1997), BA  во французской литературе (СПбГУ, 1979). В своих публикациях нашла коллизию между цветовой гаммой Красного квадрата и описанием комнаты Фёдора из рассказа Льва Толстого «Записки сумасшедшего» в рассказе «Записки сумасшедшего» описывается комната, где тот испытывает смертельную тоску: «Чисто выбеленная квадратная комнатка. Как, я помню, мучительно мне было, что комнатка эта была именно квадратная. Окно было одно, с гардинкой - красной». То есть, красный квадрат на белом фоне является, по сути, символом тоски, смерти и пустоты. Сам Малевич пояснял концепцию своего первого «Чёрного квадрата», что «квадрат - чувство, белое пространство - пустота за этим чувством».

     Некоторые ученые считают, что красный квадрат — это символ крови. Неоднократно высказывалось мнение о том, что описываемая картина несет страх перед содеянным и не реализованным. Художественный критик, основатель объединения «Мир Искусства» Александр Бенуа написал в газете «Речь» от 9 января 1916 г: "Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих Венер». 

     Мне хочется понять, почему из всех произведений Казимира Малевича именно «Чёрный квадрат» стал его визитной картиной, создал ему популярность и даже обязан признанием нового направления в живописи- супрематизма.

 Во многом это произошло не только стремлением и желанием обновления, поисков новых путей развития искусства, сменой кубизма и футуризма, не ставших широко распространёнными формами и методами, но и пиаром самого Малевича, не пропускавшего ни одного вернисажа или выставки, ни одного показа, активно внедряя свои полотна при любой возможности на всевозможные просмотры и дискуссии. Таков был создатель нового направления в искусстве Казимир Малевич. Смею заметить, что последователей у него не так уж много, но радетелей высокого ранга не мало.

    Илья Эренбург в свой главной книге «Люди, годы, жизнь» написал, что, мол,  картина Малевича чуть ли не возвестила   начало нового искусства. А директор Третьяковской галереи, якобы, сказал, что если бы пришлось спасать картины от угрозы, то он в первую очередь выбрал бы «Чёрный квадрат». Не слабо звучит!

***

    Следует также рассказать и о предшественниках  Казимира Малевича в изображении цветных прямоугольников. Т.е. он был не первым. Первый «Чёрный квадрат» нарисовали за 300 лет до Малевича. К ним относятся, как серьёзные живописцы, так и шутники. Все они считали эти работы пародийными, и только Малевич рассматривал «Черный квадрат» как манифест нового направления в искусстве. Потому и вошел в историю живописи. Но о них известно весьма мало, да и то ограниченному числу коллег по кисти.

    Так, ещё в 1617 году появилась картина "Великая тьма"  Роберта Фладда (1574-1637) , нарисованная  алхимиком, герметистом и оккультистом. Но в ту пору можно было всякую мистику рисовать. Всё вокруг ещё было не познано и темно…

 

Рис 9.  Роберт Филд «Великая тьма», 1617 г.

 Через более, чем 200 лет, в  1843 г. представил свой «Вид на Ла-Хог (ночной эффект) Жан-Луи Пети», художник Берталь, известный как карикатурист, портретист и  автор черно-белых и цветных иллюстраций книг Андерсена, Дюма, Диккенса, Готорна, Ростопчиной, Перро. 

 

Рис 10. Берталь «Вид на Ла-Хог (ночной эффект) Жан-Луи Пети», 1843 г.

    Знаменитый французский гравер и иллюстратор Гюстав Доре также оставил свой след в создании монохромных прямоугольников.

Но особого внимания заслуживают авторы цветных прямоугольников Поле Бийо и Альфо́нс Алле́ (фр. Alphonse Allais , 18541905). Особенно о второй из названных. Альфонс Алле, талантливый и многогранный французский журналист, эксцентричный писатель и чёрный юморист, прославившегося своим острым языком и мрачными абсурдистскими выходками. Почти за четверть века до знаменитого «Чёрного                                                                                                                            квадрата» Казимира Малевича этот художник  в 1882-1884 годах изобрёл свою «монохромную живопись в виде белых, красных, зелёных  прочих прямоугольников.

     Альфонс Алле, однако, формально уступил свой приоритет на «почти чёрный квадрат»  тоже писателю-юмористу Полю Бийо, который  в 1882 году  принял участие в «Салоне непоследовательных», выставив картину «Битва негров в подвале»,  представлявшую собой прямоугольник чёрного цвета. Эта работа положила начало серии аналогичных монохромных полотен с ироничными подписями. Алле и его друг Бийо в последующие годы в 1897 году создали «Первоапрельский альбом», в  котором периодически  появлялись различные розыгрыши в виде прямоугольных картин монохроматической окраски, соответствующей тематике изображения, о чём свидетельствовали их названия. Если первая картина была названа, как «Драка  негров  в подвале», то плагиат её  Алле назвал  «Битвой негров в пещере глубокой ночью»

              

Рис 11. Поль Бийо, «Драка негров в подвале», 1882 год

                                           

Рис 12 Альфонс Алле, «Битва негров в пещере глубокой ночью», 1893год.

     Непосвящённый в тонкости живописи и понятий о различных течениях в них, простодушный зритель явно отдаст предпочтению картине Алле с рядом выставленной для сравнения картиной «Чёрный квадрат»  Малевича, на которой он видит буквально только чёрный квадрат…А у Альфонса Алле ночью тоже ничего не видно, ибо темно, да и негры все чёрные. Одежды могут быть тоже чёрные, но только не видать проблесков от оружия, но и нет источника света в безлунную ночь, чтоб отражался на лезвиях сабель или наконечниках копей, если они имелись в виду по названию картины – битва, а не драка... Даже никаких светлячков в это время не было…

                   

    Рис 13.

Не остановившись на достигнутом первом  успехе картины- розыгрыша, уже в 1883 году на второй выставке «Отвязанных искусств» Алле выставил девственно белый лист бристольской бумаги прямоугольной формы  под названием «Первое причастие хлоротически - бледных девушек в снежную пору».

     Как врач, хочу согласиться и с этим розыгрышем шутника – художника, который даже избежал медицинских ошибок и допустил в описании девушек всё то, что белое, белесоватое, бледно, чистое: - Это и первое причастие в белых платьях, и бледная кожа видимых частей тела каждой, ибо они волнуются, испытывают стресс. Сосуды их тонкой и нежной кожи сужены от волнений, которые они испытывают, напоминая больных анемией (хлорозных), либо даже лейкемией (белокровием) или просто худых истощённых, изнуряющих себя голодом для сохранения форм и объёмов моделей.

    Но что это я помогаю художнику трактовать его бледно-белый  рисунок, которого вовсе и нет, как нет его в белом квадрате Малевича, заведомо пародированным  художником Альфонсом Алле с разницей создания по времени почти в 30 лет …

    В 1884  году появилась  очередная картина Альфонса Алле в виде ярко-красного холста без малейших признаков изображения под названием «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами». А за ней возник «колористический взрыв» и другие цветные прямоугольники с разъяснительными записями для тех,  кто не умеет правильно понимать или  читать подобные  картины с улыбкой:

 Результат Изображения для битвы негров в пещере темной ночи

    Рис14.  Весь этот «колористический взрыв возник, за тридцать лет до супрематических откровений Казимира Малевича. Хотя главное отличие Альфонса Алле от его последователей заключалось в том, что он, выставлял свои работы как шутку и нисколько не пытался выглядеть многозначительным философом или основателем нового направления в искусстве. А своими «картинами-шутихами» в области живописи Альфонс Алле очень подтвердил  старое выражение: «Не так важно, что ты делаешь, гораздо важнее то, как ты это подаёшь».

  Вот и выдал авангардист и супрематист Казимир Малевич после картин «Крестьяне», « Спортсмены», « Жнецы» и др. свои квадраты, круг и крест. Для размышлений, обсуждений, предположений и догадок, далеко не однозначных мнений, для разрешения вопроса, что это за искусство и отражает ли оно суть проблем человечества с воплощением на холстах картин жизни, судеб и образов бытия людей планеты. Созданная еще в начале века, картина до сих пор притягивает к себе и исследователей, и любителей живописи как нечто сакральное, как некий миф, как символ русского авангарда.

    В конце своего очерка с сугубо личным взглядом и собственным мнением не профессионала, а врача, дилетанта в искусстве живописи, хочу привести притчу А.С. Пушкина под названием «Сапожник» и, ничтоже сумняшеся, могу отнести её на свой счёт, ибо моё суждение об этой картине возможно в корне неверное. В чём и каюсь, описав свои досужие впечатления и сомнения.

Картину раз высматривал сапожник
И в обуви ошибку указал;
Взяв тотчас кисть, исправился художник.
Вот, подбочась, сапожник продолжал:
«Мне кажется, лицо немного криво...
А эта грудь не слишком ли нага?»...
Тут Апеллес прервал нетерпеливо:
«Суди, дружок, не свыше сапога!»

Есть у меня приятель на примете:
Не ведаю, в каком бы он предмете
Был знатоком, хоть строг он на словах,
Но черт его несет судить о свете:
Попробуй он судить о сапогах!

    А я, поучается, порываюсь судить…

    Могу ли я и вправе ли обсуждать картины Казимира Малевича? Но я ведь старался быть объективным в своём личном восприятии этой картины и выразил своё мнение. Но в Википедии чёрным по белому написано:

    «В истории мирового искусства нет, наверное, картины с более громкой славой, чем „Чёрный квадрат“ Казимира Малевича, нет произведения, вызвавшего появление стольких других произведений,.. нет артефакта, обладающего подобной непреходящей актуальностью.». «Чёрный квадрат» стал настоящей вехой в истории русского искусства двадцатого века"

    Как я посмею не согласиться с таким заключением, очевидно, авторитетов в искусстве. Но я, повторяю, высказал лишь своё личное мнение. Так пусть читатель рассудит и  даже осудит меня, либо поймёт.

    В 2007 г. в Гамбурге прошла выставка, целиком посвященная влиянию «Чёрного квадрата» Малевича. См.: «Das schwarze Quadrat. Hommage an Malewitsch». В октябре 2013 г. в Амстердаме была открыта выставка Kazimir Malevich and the Russian Avant-Garde с использованием «Чёрного квадрата» в инсталляции выставки 1915 г.

Жизнь «Квадратов» Казимира Малевича  продолжается…

 

 

 

 

 

 


Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться
  • Уважаемый Борис!
    Я согласен с Вашими положениями на 100%. Они прекрасно дополняют и расширяют мои взгляды, насколько мне позволительно вообще судить о картинах Казимира Малевича, как дилетанту.
    Спасибо за совпадение суждений в Вашем отклике.

  • 1«Черный квадрат» — это темный прямоугольник; - 100%
    2.«Черный квадрат» — это неудавшаяся картина; -смотря что считать удачей/неудачей. Если коммерческий потенциал, то очень удачная
    3.«Черный квадрат» — это разноцветный куб; - тут не ясно.
    4.«Черный квадрат» — это бунт в искусстве; -.. скорее фронда
    5.«Черный квадрат» — это пример гениального пиара; .. 100%
    6.«Черный квадрат» — это политический ход; - с натяжкой
    7.«Черный квадрат» — это отказ от содержания; - 100%
    8.«Черный квадрат» — это вызов православию; - а разве православие запрещает темные геометрические фигуры?
    9.«Черный квадрат» — это кризис идей в искусстве; - в том числе
    10. «Черный квадрат» — это шарлатанство. - 100% стопудово


    А сам очерк д-ра Семена дает почву для размышления, в чем его безусловная ценность.

    Комментарий последний раз редактировался в Вторник, 11 Июль 2017 - 20:05:10 Аарон Борис
  • Дорогая Ариша! Меня радует совпадение мнений о сомнительном вкладе в искусство живописи "новшества" Казимира Малевича, хотя многие видят в нём истинно новое направление, однако без большого числа последователей. Но у всех есть право на своё мнение. Совершив такой "подвиг" при советской власти, я мог бы, действительно пострадать и подвергнуться остракизму, как не поддерживающий признанный авторитет... Но, слава богу, мы живём в демократической стране, да и бывшем СССР уже есть свобода слова. Так что о бессмертии речь не идёт, но я долго сомневался, прежде чем решил выразить своё мнение и вижу, что не одинок.
    Спасибо за поддержку, понимание и добрые слова.

  • Дорогой Семён Львович, восхищаюсь вашим подвигом и не иначе, вот так взять и написать о непонятно о чём. Лично для меня - кадраты Каземира Малевича чистой воды - ДЕБИЛИЗМ. не могу и нехочу понимать тех людей и даже Викепедию, которые продолжают уделять внимание пустому месту. Согласна с вашим удачным сравнение по поводу сказки Андерсена - "ГОЛЫЙ КОРОЛЬ"., точнее и не скажешь. Нет, Семён Львович, как вы решились писать ни о чём - это же не искусство, потратив своё драгоценное время. Лучше бы ещё написали о мертвецах. Намного интереснее и позновательнее. Но, земной поклон за ваш бессмертный подвиг!!! :D:D:D:D:D:D:D:D:D
    С обожанием - Ариша.

  • Уважаемый Семён, у писателя Татьяны Толстой также есть эссе о картине "Черный квадрат". Её полный иронии текст посвящен размышлениям о влиянии пиара и околохудожественных умничаний (раскрутке по-нашему) на популярность произведений искусства. Если найдете, почитайте - очень интересно.

  • Конечно, уважаемая Надежда, я знакомился со статьёй Татьяны Толстой и "Квадрате" Малевича. Согласен с её тонкой иронией не в обиду основателю "супрематизма" и создателю этой притче во языцех, уже более века возбуждающая иных, раздражающая других,изучается третьими и считаю мерзостью четвёртыми... Но этот список можно продолжаь. Но мне более всего нравится последняя фраза статьи Толстой:- «Новинки» и модные скандалы удивительным образом не новы и не скандальны: поклонники Квадрата в качестве достижений искусства все предъявляют и предъявляют разнообразные телесные выделения и изделия из них, как если бы Адам и Ева — один, страдающий амнезией, другая синдромом Альцгеймера, — убеждали друг друга и детей своих, что они суть глина, только глина, ничего, кроме глины". На этом я и остановлюсь.
    Спасибо за отклик и единомыслие о раскрутке "Чёрного Квадрата".

  • У великого Пикассо как-то спросили, почему он ни разу не написал портрет матери в стиле одного из своих ...измов?
    Гений так и не ответил.
    Вот интересно: Малевичу задавали такой вопрос?

  • Умница Пикассо, что не намалював маму. А вот как поступил бы Казимир, не уверен, ибо он мастер пиара своего детища. Правда он апологет беспредметной живописи и как бы выглядела мамочка в чёрном, красном или белом цвете в квадрате, даже не представляю. Но талант нашёл бы и ответ и форму...

    Комментарий последний раз редактировался в Пятница, 7 Июль 2017 - 16:14:04 Талейсник Семен
  • В случае с картиной: "черный квадрат" работает авторитет художника. Мне академик Флеров рассказал о его споре с академиком Понтекорво. Этот академик уверял то, что в авторитетном научном журнале академии наук он опубликует глупейшую статью с математическими бессмысленными формулами. Так и случилось. Флерову пришлось расстаться с ящиком чешского пива.

  • Согласен с мнением об авторитете на 100%, что и доказывает прекрасный пример с выигранным ящиком пива академиком Понтекорво у академика Флёрова, который не мог допустить подобное. А это свидетельствует об отписках вместо комментариев без глубокого изучения публикации, либо её непонимания... Сопоставьте для примера мой и Ариши комментарии по рассказу Андреева...

  • Как всегда увлекательно и познавательно, живописно и остроумно! Семен- Вы неисчерпапемый кладезь интереснейшей информации.

  • А Вы - кладезь весёлых куртуазных стихотворений, которые все ждут с нетерпением. Спасибо, дорогой земляк.

  • Как я люблю в Семёне неизменную самоиронию, абсолютное отсутствие безапелляционного пафоса, открытость, искренность, вдумчивость и сохранённую на всю жизнь гениальную «детскость»!

    Утренний звонок поймал сегодня моего друга-художника Сергея Клещикова в постели. Я потребовала повторить, даже диктануть его восприятие ЧЁРНОГО КВАДРАТА, оч впечатлившее меня много лет назад. Опускаю искусствоведческие трели импровизированной мини-лекции:
    - В Пушкинском музее на знаковой выставке ПАРИЖ-МОСКВА (1981) ЧЁРНЫЙ КВАДРАТ впервые за долгие годы достали из запасников. Он был одним из условий проведения выставки. Я наткнулся на него неожиданно. Замер. Вдруг ощутил бесконечность пространства, в которое потянуло как в космос. Он просто стал меня втягивать! Как? Почему?
    В искусстве, в архитектуре есть понятие СОРАЗМЕРНОСТЬ С ЧЕЛОВЕКОМ. Готика подавляет. А древнерусская архитектура – возвеличивает: с расстояния храмы, терема, стены кажутся игрушечными. А у художника вообще особое восприятие: глазами души. Вибрация света, фактура, следы старого холста, трещинки, пупырышки…
    Картина живая! Это не поймать на мониторе и в репродукциях. В искусстве абсолютная ценность – это энергетика!
    Малевич может нря/не нря – дело личное, но его КВАДРАТ уже занял своё место в истории культуры.

    Почитала я Семёна, послушала Серёжу и срочно засобиралась в Третьяковку – ловить СВОЁ восприятие.
    За что огромное спасибо опять-таки Семёну!
    P.S. В цикле ПЯТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ на ТВ канале КУЛЬТУРА Ирина Александровна Антонова изумительно рассказывает о Малевиче. И не только. )))

    Комментарий последний раз редактировался в Четверг, 6 Июль 2017 - 17:34:20 Алекс Марина
  • Абсолютно согласна с Семёном: мы не обязаны думать и воспринимать одинаково, в разноцветьи мнений - своя особая прелесть?
    А в свободном их выражении - залог искренности и взаимоуважения в человеческих отношениях, в общении?
    И всемирно известные авторитеты можно и должно ниспровергать, если на душу не легли, это нормально и правильно!
    Пассаж про *всего лишь врач, "тупой доцент"* - начисто отвергаю, сто раз объясняла про космический масштаб вашей личности. Искренно и страстно! ))) Публично и приватно. Письменно и устно. ))) Ваш очерк ценен уже тем, что будоражит размышления! Это важно!

    Однажды получила ссылочку под приторно-сиропным названием "Роман в картинах длиной 30 лет: Софи Лорен и Никас Сафронов".
    Цитирую кусок моего ответного письма:
    Про Никаса. Не умилилась. Пиар-ход, самореклама чистой воды, показушная неискренность. Он не художник, а дутый мыльный пузырь. Однодневка, раздувшая щеки. Это мое личное впечатление от его выставки в Брянске. Сначала коробил пафосно-безвкусный анонс по всем каналам: ЛУЧШИЙ ХУДОЖНИК СОВРЕМЕННОСТИ! Бррррр! Но пошла свое мнение составить и живое впечатление получить. Друг-художник Серёжка Клещиков, мэтр-перемэтр, маститый-перемаститый, возмущался:
    - Как ты могла! Это портит художественный вкус!
    - Нет! Я сама должна убедиться. Иначе аналогично: - Я ПастернакА не читал, но глубоко осуждаю...
    Сквозь анфиладу залов художественного музея бегом не промчать: то и дело цепляет взгляд то выставка древних икон, то Илья Глазунов, то Дейнека... Бьют энергетикой! Притягивают! Добралась до Никаса. Зальчик с колоннами густо увешан полотнами в огромных узорчатых золоченых рамах. Под старину. Площадь каждой рамы превосходит площадь картины. Значительно! Даже если предположить, что текст анонса недоброжелатели придумали, то уж обрамление работ автор точно сам выбирает. Крикливо-вычурная претензия на роскошество шокировала. Абстрагировалась от рам, смотрю картины. Не цепляют. Пафосные красивости, надуманности, иногда перепевы Дали и др знаменитых, но оч тривиально, нет личности, уникальности! Физически неприятно. К тому же в тесном зале не глянуть издали, почти носом упираешься в холсты. Народу много, толкаемся боками и попами. Честно все обошла. Нет, не трогает. Вдруг натюрморт с арбузом, совсем без рамы! Аж прилипла! Замерла! Энергетика бьет! Явно ранняя работа, стиль совсем другой. Но живая, цепляющая, с настроением! Одна-единственная работа искренняя, не показушная!
    Рассказала Клещикову мои впечатления, он унялся, но все равно мазохисткой обозвал. )))

    Комментарий последний раз редактировался в Пятница, 7 Июль 2017 - 8:22:16 Алекс Марина
  • Это вполне естественно - любить, уважать, но не разделять взгляды, в частности, на "Чёрный квадрат". Одному нря, а другому не нря... Как же так можно (не нря) о всемирно известном, единственно изображённом и столько лет всеми обсуждаемом с участием авторитетов (кстати, кроме знаменитых художников!) и деятелей от искусства (И.А. Антоновой, например). Ведь это же бесконечность, космос, тянет как в чёрную дыру! А я всего лишь врач, "тупой доцент" к тому же...
    Каждый имеет право на своё мнение по любому поводу, но и высказывать его тоже. Вот я и высказал, не отвергая, а недопонимая, так как рисовать не умею отродясь.
    Спасибо, Мариша, за прямоту высказываний, честность и умение тонко оппонировать. Ну, а пока -"Беги, Мариша, беги!" Прямёхонько в Третьяковку и снова впечатлись, оцени, пойми... Если тебя не затянет в пространство или в чёрную дырку космоса, то, вернувшись, тоже позвони другу-художнику, как обычно в постель, и признайся, что согласна с его мнением. Так как он художник, а ты препод и бизнес-леди на машине... Но со вкусом, сграмотностью и эрудицией, бьющей через край...

    Комментарий последний раз редактировался в Четверг, 6 Июль 2017 - 16:28:47 Талейсник Семен
  • Интересно!

  • Старался. Спасибо.

    Комментарий последний раз редактировался в Четверг, 6 Июль 2017 - 15:48:48 Талейсник Семен
  • Как всегда у Семёна Львовича: замечательно основательно.
    Интересно, познавательно, просветительно и восхитительно.
    "Отреставрированная картина" подозрительно сильно напоминает испорченную картину Пластова.
    А что касается супрематизма вообще и "Чёрного вкадрата" - в частности, то на эту тему есть очень старый анекдот.
    - Что сказал папа, когда упал с лестницы?
    - Если плохие слова не говорить, то тогда ничего.

  • Ваше остроумие, дорогой коллега, всегда нивелирует любые неожиданности, даже то, что на мой очерк уже наложили внеочередную публицистику криминального толка, понизив мой рейтинг... Но, надеюсь, интересанты найдутся и я не успею произнести те слова, которые "сказал папа, когда упал с лестницы" из приведенного Вами анекдота, что было бы к месту. Валерия обещала переставить местами последние публикации и мне тогда не придётся выражаться. сказав своё фэ...
    Согласен, что лучше бы Малевич оставил первоначальную картину и мы смогли бы любоваться ею, хотя и она не шедевр. Женщины Адольфа Вильяма Бугро лучше... Надо заглянуть к Пластовуhttp://valeurs.su/painting/b_plastov_traktoristki.jpg
    и хочу сказать, что трактористки лучше, нежели эти б---и Малевича в бане... Та ли это испорченная картина Пластова, не знаю. Можете исправить меня.
    Спасибо за доброжелательный отзыв.

  • Уважаемый Семен, спасибо за интересную и познавательную статью!
    Прочла и комменты, и ближе всего точка зрения г-на Шашкова о том, что для художника это было "баловством, так сказать, «переходного периода» – для автора, страны", или каким-то ПОИСКом с долей иронии, насмешки, юмора.
    С наилучшими пожеланиями и с ожиданием новых Ваших работ,
    Валерия

    Комментарий последний раз редактировался в Четверг, 6 Июль 2017 - 10:42:41 Андерс Валерия
  • Вы, уважаемая Валерия, как и Андрей Шашков весьма добры и поэтому перевели мою критику Малевича на его шутихи, баловство, хотя, думаю, он так не считает. Гляньте на его самоуверенное выражение лица на автопортрете...
    Ведь, если просмотреть его картины с попыткой настоящей реалистической живописи, то они карикатурны. Как, например эти "Полотёры".http://1001kartina.su/wp-content/uploads/Malevich_Polotery-435x480.jpg
    Спасибо за отклик и оперативное исправление форс-мажорной ситуации ).

    Комментарий последний раз редактировался в Четверг, 6 Июль 2017 - 11:54:36 Талейсник Семен
  • Семён Львович! Всё имеет право на жизнь – и спорить-то нам здесь не о чем. И литература, и окололитература, и прочее-прочее, составляющее жизнь человеческую. Здесь, скорее, недостаточно разбираясь в живописи, я просто не взялся комментировать Ваши очерки более основательно. Так, подбросил идейку (некоей возможной связи литературных и художнических исканий) – может, кому-то полезной будет. С уважением, А. Шашков.

  • Семён Львович!
    Читаю Ваши очерки, но даже и не знаю, как комментировать. Это всё-таки не литературные тексты, это что-то познавательное… для журналов, типа «Науки и жизни». Соглашусь, смерть часто выглядит неубедительной в живописи, а под «Чёрный квадрат», как правило, в голову не приходит ничего, кроме «Голого короля». Если же попытаться разобраться с этим через литературу, наверное, действительно стоит вспомнить символизм, футуризм, акмеизм… Отчасти это было баловством, так сказать, «переходного периода» – для авторов, страны… Однако впоследствии из некоторых наигравшихся и перебесившихся баловников получались очень приличные авторы.
    С уважением, А. Шашков.

  • Скажите, Андрей, а вся серия ЖЗЛ - это литература? А многочисленные мемуары из серии "кто во что горазд"? Либо "не уму, ни сердцу"? Да и в моей окололитературной деятельности не просто перечисление картин и перестановка подписей под ними, а попытка анализа дилетантом, не искусствоведом иди художником, с желанием понять, отразить своё мнение или суждение, отметить какие-либо черты авторов, привести иные точки зрения...А во много и врачебный подход к изображениям, например, облика пациентов, методов лечения болезней с историей и юмором, отображения смерти, последних желаний и даже зубной боли или обрезания в живописи... Мне это очень интересно и я думаю, что и многим читающим, о чём всегда свидетельствуют комментарии.
    Чистая литература в виде вымышленных рассказов - это свойство великих писателей, но и они берут сюжеты из жизни, если не фантазируют. Как оказался интересен Ваш мемуарий о деде! Не только фактами, историей, а и тем, как написан... Вот по последнему "КАК?" и следует оценивать истинную литературу. Не забывая, что она часто любительская, как и то, что я пишу. Я ведь врач, а не дипломированный литератор.
    Мой первый литературный опыт тоже был "баловством", когда, написав более 150 "научны"х статей на машинке, я в радости от принтера компьютера описал своё отношение к комарам ("Комарилья"http://www.andersval.nl/publikatsii/esse/1291-komarilya). Но получился, вроде, рассказ и я позволил себе и дальнейшие опыты, за что прошу прощения и снисходительности...
    Спасибо за неравнодушный отзыв и за совпадение взгляда на...

  • По просьбе Семена мой Квадрат Малевича.

    Квадрат Малевича шедевр?
    Хотя возможно…
    Плюются многие, конечно,
    Но как знать?
    Такую краску чёрную достать,
    Конечно, сложно
    И всю её в один квадрат загнать.

    Всю черноту собрать –
    И чёрной ночи,
    И грязи, из которой мы пришли,
    Туч грозовых чернеющие клочья,
    Войн и пожарищ чёрные угли.

    И это чёрное окно –
    Оно пугает,
    Быть может, там
    То самое Оно,
    Та темнота, та пустота,
    Что ожидает:
    Погаснет свет, и кончится кино…

    Он лишь незрячим
    Ничего не говорит,
    У них вся жизнь идёт
    В такой трактовке.
    А смысл шедевра – в страхе,
    Что внутри у нас сидит,
    Ну и конечно, в светлой окантовке.

    Комментарий последний раз редактировался в Четверг, 6 Июль 2017 - 7:08:00 Аимин Алексей
  • Отлично, Алексей! Превосходно и понятно.
    "...И это чёрное окно –
    Оно пугает,
    Быть может, там
    То самое Оно,
    Та темнота, та пустота,
    Что ожидает:
    Погаснет свет, и кончится кино…"

    А вот и резюме:
    "Квадрат Малевича шедевр?
    Хотя возможно…
    Плюются многие, конечно,
    Но как знать?..."

    Низкий поклон за сомнения и поддержку. Ведь я тоже , разглядываю и думаю, борясь с сомнениями...

    Комментарий последний раз редактировался в Четверг, 6 Июль 2017 - 8:52:01 Талейсник Семен
  • Да. Вы меня удивили, Дорогой Семен...Спасибо.

  • Вот так и живём, дорогой Владимир, периодически удивляя друг друга своими порывами и возможностями. Главное - не остаёмся равнодушными и не игнорируем, а реагируем, что более достойно, нежели отмалчивание с дулей в кармане... Благодарю за внимание и прочтение.

  • пидарасы

  • Согласен

  • абстракционисты

  • Это Вы о ком так по-хрущёвски выразились, уважаемый мэтр? Обсуждается ведь один художник-бумагомаратель, а Вы написали слово во множественном числе...Так к кому его отнести? Адресуйте, плз! Спасибо.

  • Уважаемый Семен!
    Спасибо за Вашу экскурсию - интересную и поучительную.
    Искусство - это эксперимент, и шедеврами становятся как раз новаторские, неожиданные произведения.
    Так и получилось с "Чёрным квадратом" Малевича. И неважно, что до него было множество "квадратов" разного толка. У тех была плохая реклама, или они появлялись не вовремя.
    А Малевич попал в струю, с чем собственно его и поздравляли. А может поленился на чёрном нарисовать белое в тот день, и час. Например, был с бадуна, или простужен. А может девушки ему голые не понравились после чрезмерно бурной любовной ночи, вот он их и "замалевичал". А на следующий день опомнился, но было поздно - краска схватилась, а на керосин, чтобы смыть черноту, денег не хватило.
    20 лимонов за "Чёрный квадрат" - это круто. По хорошему он и пяти баксов не стоит. Белая горячка, только наоборот. Но ведь картины существуют не только для созерцания, а ещё и для бизнеса. На них зарабатывают все, кто с ними связан (наверное кроме бедных художников). Поэтому подобные символы шизофренической фантазии и стоят бешеных денег. Как например продают нижнее бельё звёзд Голливуда за десятки тысяч, а то и за миллионы баксов. И ведь покупают же.
    Желаю уважаемому Семену крепкого здоровья, и чтобы мы вновь и вновь читали его "мудрые квадраты", от которых всегда светло.
    Н.Б.

  • Вы, Николай, попали прямо в точку, подчеркнув приоритет практичного Казимира в его богатой рекламе, которую он не поскупился создать своим "шедеврам". Кстати, приписав им ещё и социально-революционный аспект, что положительно отразилось не терпении власти к его абстракционизму даже в те годы, когда всякие необычности, изыски в литературе, поэзии, искусстве воспринимались в штыки. Порой буквально, используя резкость Маяковского, приравнявшего "к штыку перо"... Второе, что Вы точно подметили - это коммерциализация всего необычного и огромные деньги на аукционах, которые миллионеры платят за совершенно непонятные им картины, ибо это модно и необычно. Вот и сидит такой ценитель и покупатель в своём особняке с золотыми унитазами, курит дорогую сигару, посматривает на свой миллионный "Ролекс", показывающий то же время, что и мой "Полёт" или "Рекорд", вперив взгляд в "Чёрный, Красный или Белый квадраты или кресты, хвастаясь перед такими же интеллектуалами- гостями... А что они в это время себе представляют, одному богу или дьяволу известно. То ли как Альфонс Алле в своих цветных квадратиках, то ли то, что, якобы, было вначале намалёвано самим Малевичем (почти тавтология!).
    Спасибо за добрые пожелания и неравнодушный отклик.

  • Гениальным считается то, что можно по-разному интерпретировать. Чем больше вариантов - тем гениальнее. Или, наоборот, гениальным является что-то совершенно не понятное, как в анекдоте: 4 раза объяснил ученикам - не понимают, на пятый раз сам понял, а они - не понимают. Мне "Черный Квадрат" напоминает немецкий киноэкспрессионизм режиссера Роберта Вине. Особенно мне понравился его фильм "Раскольников". Искусство экспрессионистов - это в первую очередь искусство экспрессивного жеста. Но что может быть экспрессивнее, чем взмах топора «раба божьего» Родиона Раскольникова? У экспрессионистов особые угловые фигурные декорации, в которых необычный угол и экстремальный ракурс восприятия. "Черный квадрат", как и экспрессионизм, передает на экране пограничные состояния человеческого сознания. В декорациях экспрессионистов живые элементы уничтожены взмахом кисти, ведущим к противоестественным изломам и поступкам, чудовищным химерам.
    С уважением, Юрий Тубольцев

  • Хотя супрематизм Малевича прямо и не относится к экспрессионизму, но близок ему по замыслу отражения в живописи не столько воспроизведения действительности, сколько выражения эмоционального состояния автора. Жаль, что я не знаком с названным фильмом, в котором Вы нашли созвучие работам Малевича. Мне очень импонирует Ваше мнение о том то как и в фильме, как и в работах Малевича, очевидно, идёт речь о "пограничном состоянии человеческого сознания"... Лучше, если бы его работы были более реальны и понятны восприятию нашего сознания... А не "уничтожены взмахом кисти, ведущим к противоестественным изломам и поступкам, чудовищным химерам". Здесь наши мнения совр=паладают.
    С уважением, СТ.

  • Как всегда глубоко. Есть такое слово с элементом негатива дотошность а настоящий исследователь, коим является наш Семен, оно приобретает положительное звучание. Спасибо за индивидуальные аспекты восприятия и философское осмысление этого "шедевра".
    лично я к нему спокоен, хотя единственное стихотворение переведенное на английский язык именно Квадрат Малевича
    Мalevich`s Square.

    Malevich`s square a masterpice?
    Well, it`s one of kind...
    The most of you would spit at it,
    But who may know?
    The paint of blacker wing of crow
    Mast be quite hard to find.
    And then in square it all would flow,
    The darkest of all dark it`s grown -
    Of blackest night
    And earth of which we rose,
    Of thunder clouds` tremendous might
    The black of warfare`s way we chose.

    And exit out that stays unlit
    In souls` equating -
    May it be thet specific it,
    That darkness, emptiness
    Awaiting
    The light grows dim and this is it ...

    It does not tell a thing to blind.
    Who of ther lives hold no account.
    Yet masterpiece`s sens in fear we mind.
    And have an eye at square`s white mount.

    Aleksey Aimin


    У нас в школе один мальчик нарисовал черный дверной проем и написал Свет отключили жаль его фамилию не помню, но тоже оригинально получилось.

  • Как было бы хорошо, Алексей, если бы ты показал подстрочник этого стихотворения, ибо перевод словаря ГУГЛа - этого сделать не может. Тогда мне, возможно, было бы яснее твоё отношение к шедевру беспредметной живописи Малевича, хотя индифферентность - это тоже позиция. История с картиной, нарисованной мальчиком - блеск. Умный паренёк. Если станет художником, никогда не станет последователем Малевича, а только Альфонса Алле... Но есть и будут ещё Малевичи!
    Спасибо на добром слове. Твоё мнение - важно для меня и моей дальнейшей работы.

  • Дорогой Семён!
    Спасибо за интересные рассуждения об известном шедевре, психологии человека, восприятии красоты и желании случайных зрителей не быть невеждами. Для меня чёрный квадрат - это телевизор! Казимир Малевич всё красивое и некрасивое, правильно и неправильное, старое и новое свёл к этой единой квадратной точке, предсказав эру телевидения. Теперь, чтобы получить красочную подробную информацию нужно просто посмотреть на чёрный квадрат... Там будет всё - и насмешат, и удивят, и заставят поверить зрителя в невероятное и невозможное. Чёрный квадрат стал символом будущего, технического прогресса и душевной лени. А ещё чёрный квадрат сродни белому чистому листу. Хочется взять в руки кисть и нарисовать неумелой рукой что-то своё.

  • Спасибо,уважаемая Татьяна, за публикацию и сравнение "Чёрного квадрата" с экраном телевизора. На последнем , даже если он иной раз бывает голубым и желанным, часто возникает такая чернуха, что хочется сравнить её с впечатлением от "картины". И понятно желание взять кисть и побольше белой краски и обелить то, что не нравиться или вызывает негатив. Либо, как Вы пишете, смотреть и воображать то, что тебе хотелось бы увидеть, пофантазировать или создать свой образ. Для себя. Но ни в коем случае не рисовать то, что будет не понятно никому или многим. Чтобы "не плюнуть в вечность", как говорила мудрая Раневская о плохо сыгранной роли. Вряд ли мы такие невежды, что не в состоянии понять "величие" "Чёрного квадрата"...

    Комментарий последний раз редактировался в Четверг, 6 Июль 2017 - 19:22:24 Талейсник Семен

Последние поступления

Кто сейчас на сайте?

Андерс Валерия   Берлин Адольф   Некрасовская Людмила   Буторин   Николай   Шашков Андрей  

Посетители

  • Пользователей на сайте: 5
  • Пользователей не на сайте: 2,318
  • Гостей: 1,441