Берлин Адольф

Поэтическое слово
                                                    Поэтическое слово (poeticroom.jimdo.com)

                                      

На лист в прощальной белизне

легла Строка напоминаньем:

быть может, на излёте дней

лишь только Слово станет мне

перед Судьёю оправданьем.

 

                * * *

Нас сделали людьми слова;

у них цена высокая такая,

что могут утешать и бичевать.

Не все вопросы стоит задавать:

на многие ответов не бывает.

 

                 * * *

Чего же стоит Слово в новом веке?

Сумы, тюрьмы и чести человеку,

разрыва связей со своей державой,

державной пули в спину и отравы –

в наш век, стремглав за горизонт летящий,

запутавшийся в соцсетях, как в чаще.

 

Насколько всё же нужно, важно, ново

в наш прагматичный век простое Слово,

когда слова иные под запретом,

каналы закрывают и газеты,

когда за мысли и за Слово судят,

когда за Слово жизнью платят люди?

 

Что значит Слово в двадцать первом веке,

когда затронет струны в человеке?

Сердца какие и какие души

очнутся из коросты равнодушья,

прорвутся через кокон безразличья,

чтоб возродились лица из обличий?

 

Что может Слово в двадцать первом веке?..

  
-----------------------------------------------------------------------                           


Как я надеюсь, в приведенном ниже видео Вы сможете найти ответы на риторические (и не только риторические) вопросы приведенного выше стихотворения. Видео содержит фрагменты монолога Дмитрия Быкова, прозвучавшего в последнем эфире программы “Один” 25 февраля 2022 года на радио “Эхо Москвы” перед его закрытием. Уверен, что представлять здесь Дмитрия Быкова нет надобности.

Если видео не открывается, его можно посмотреть здесь.



Ниже также представлено видео выступления Дмитрия Быкова с его балладой “Тень”, посвящённой памяти Бориса Немцова, в программе "Лицом к Событию" 20 августа.2018 года.

Если видео не открывается, его можно посмотреть здесь.


                           Баллада Дмитрия Быкова "Тень" (2015)
                            по поводу убийства Бориса Немцова



Страшна не сама по себе хренотень В российских редеющих кущах, Но то, что ложится зловонная тень На восемь веков предыдущих, С их русской идеей про русский Эдем, С их вечной Вандеей, владеющей всем, Со всеми мечтами и снами, Которые кончились нами.

На карту поставлены реки, леса, Просторы с ветрами, полями, История вся и поэзия вся – Никак не уйти в пополаме! Под знамя поставлены Пушкин, Колчак, Романовы, Сталин и старший Собчак, И жертвы, и те, что пытали, Скрываются в общем портале.

Не сам ли Державин, державен и хвор, Был предан престолу без лести? Не Пушкин ли молвил, что все это спор Славян меж собой – и не лезьте? Не Сталин ли нам возвратил РПЦ? Не Жуков ли с нами во вражьем кольце? Под ними трещащая льдина, На ней они все заедино.

 …У нации тоже случается рак – Поистине худший из раков; Стоял у истоков его не дурак, А чинный мыслитель Аксаков. Языков, Самарин, Попов, Хомяков Писали на лучшем из всех языков – Не их ли ветвистые фразы Пустили в него метастазы?

Все было – и Грозный, и глад, и Бирон, И пытки, и бунты с коммуной, Но вызовы, лезшие с разных сторон, Сжирались системой иммунной. Но время себя ухватило за хвост, А клетки решили, что рак – это рост, И все накрывается крепкой, Рехнувшейся раковой клеткой.

Историю русскую, выскажем вслух, Венчает не птица, а крыса. Так дух нибелунгов и Шиллера дух Когда–то нацизмом накрылся, Легенда о Фаусте так умерла В тени хакенкройца, под сенью орла, И фюрером кончился Дюрер, И Лютер от этого умер.

Ужасен злодей, но ужасней дебил, Парашливый пафос острожный. Хоть Пушкина Сталин еще не добил – Теперь его шансы ничтожны. Чего там – и Тютчев, и Блок, и Толстой По полной вложились в текущий отстой, А Федор Михалыч особо – Такая в нем буйствует злоба.

Тут все состояло из двух половин – Из ангелов и негодяев; Читались, допустим, не только Ильин, Но также и Франк, и Бердяев; Однако в процессе стремленья на дно Все эти тенденции слиплись в одно, А жажда покоя и воли Сегодня свелась к «Мотороле».

Глядишь ли в окно на весенний пейзаж: Он скалится алчно и подло. Сквозь крымскую даль проступает «крымнаш», И море предательством полно. Услышу ли поезд в ночи, например, – А поезд стучит: ДНР! ЛНР! Вот так побеседуешь с немцем – А в нем проступает Освенцим.

Люблю амфибрахий, державный разбег! Сама набегает цитата: Как ныне сбирается вещий Олег – Та–та–та, та–та–та, та–та–та. – Куда ты ведешь нас? Не видно ни зги! Шибанов молчал из пронзенной ноги. Случайно средь шумного бала Шипя между тем выползала…

Пространство, родство, большинство, торжество, Горючая жидкость и рухлядь… Но что нам останется после того, Как эта конструкция рухнет? Как только эпоха свершит самосуд, Название «русский» к чему отнесут? Ведь все эти рожи, о Боже, – Развитье традиции тоже?

…Как только рассеялся черный туман, Тогда, в назиданье внучатам, Остатки спасти вознамерился Манн, И «Фаустус» был напечатан. По правде сказать – ничего он не спас: Остался от фауста ржавый каркас. В преддверьи последнего часа У нас уже нет и каркаса.

Вот в это уперлись слова и дела Искателей правды и света. Победа – их общей победой была, И общим вот этим – вот это. Меня утешает лишь то, что иду Ко дну в этом общем бескрайнем ряду, Где все как в наброске любимом – Россия кончается Крымом.

                                                                                     *  *  *





Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться
  • Интересно, красиво и философично,
    Мудро, гражданственно и патетично,
    И даже - местами - вполне поэтично.
    Понравилось очень и очень, не скрою.
    Но к Слову моё отношенье другое.
    Поскольку стихи сочинять нет умения,
    Я здесь процитирую старого гения.

    «В начале было Слово». С первых строк
    Загадка. Так ли понял я намек?
    Ведь я так высоко не ставлю слова,
    Чтоб думать, что оно всему основа.
    «В начале мысль была». Вот перевод.
    Он ближе этот стих передает.
    Подумаю, однако, чтобы сразу
    Не погубить работы первой фразой.
    Могла ли мысль в созданье жизнь вдохнуть?
    «Была в начале сила». Вот в чем суть.
    Но после небольшого колебанья
    Я отклоняю это толкованье.
    Я был опять, как вижу, с толку сбит:
    «В начале было дело», - стих гласит.

  • Уважаемый Адольф, как же Вы правы, написав:
    "в наш прагматичный век простое Слово, когда слова иные под запретом,
    каналы закрывают и газеты, когда за мысли и за Слово судят."
    К этому могу добавить из интернета:
    "Слова - как воробьи - их не поймаешь, А ранят - точно в сердце сотня стрел,
    И если что-то ты сказать решаешь, Подумай, чтобы завтра не жалел."
    А от себя - немного юмора:
    Порою трудно о словах судить,
    Слова лукавить могут и забавить.
    Бог женщинам дал радость - говорить,
    Но как же, блин, их замолчать заставить?!
    Простите за сарказм, но из-за ворчливости моей бывшей мне пришлось пойти на развод.
    Н.Б.

  • Николай,

    благодарю за интерес к публикации и тёплые слова. А юмор никогда не помешает, тем более в трудных жизненных ситуациях.

  • Адольф, прекрасные стихи!

    «Что может Слово в двадцать первом веке?..»

    «Вначале было Слово, и Слово было Бог»,
    Хотя ответ мы ждём от человека.
    Уж двадцать первый век. И по сей день искомого всё ждём ответа,
    Чтя первую строку Евангелия из Нового Завета…

    В Словах всегда напоминанье, особенно тогда,
    Когда земная жизнь, итоги подводя,
    Слова, как камни, время собирает по годам,
    Итогом тяжким на сердце кладя…

    Не ищут Слов, успокоенья,
    А лишь Слова для оправданья
    Перед ошибками Судьбы
    Что были произнесены…

    Вы написали честный гимн Словам
    Предупреждая о злословье,
    Опасности, обмане, сраме,
    Измене, предательстве и крови…

    От имени своего и словарей
    Я благодарен вам за все Слова о Слове,
    Ибо нет более святого для людей,
    Чем сдержанное ими Слово!

  • Семен,

    благодарю за высокую оценку публикации.

    Хочется найти слова поддержки истекающей кровью стране, в которой прошли годы нашей жизни и где похоронены родные и близкие люди.

  • Адольф, спасибо! Хочется верить, что слово в нашем веке еще что-то значит. Хотя в россии во всем подмена понятий, и слова не отвечают сути. А в Украине настолько сильно неприятие ко всему российскому, что никакая былая культура не спасает. А Быков, конечно, прав. С Крыма начался обратный отсчет для россии.

  • Людмила,

    в это трудное судьбоносное время рад поддержать (наименьшее – Словом) народ страны, показавшей всему цивилизованному миру пример доблести и героизма перед лицом опасности попасть в рабство к отвратительной диктатуре.

    Западу есть чему поучиться, и он, кажется, начинает усваивать уроки, которые преподаёт ему Украина.

  • Да, с Крыма – обратный отсчёт начался,
    Крымнаш – для России – начало конца.
    И с Киевской Русью отныне теперь –
    У нас навсегда заколочена дверь… :(
    ***
    С горячей антивоенной солидарностью
    и самыми мирными пожеланиями,

  • Александр,

    спасибо за слова поддержки.

  • Уважаемый Адольф,
    Спасибо за актуальные стихотворения о СЛОВЕ!
    Мы знаем, что СЛОВО ранит и убивает, возрождает и спасает, в зависимости от того кто и как его употребляет.
    Но кто бы мог подумать ещё год назад, что за слово ВОЙНА в отношении Украины, будут в России сажать и бросать в тюрьму?! - только потому, что кремлевским заправилам приспичило развязать братоубийственную войну, но при этом лицемерно не называть вещи своими именами!
    К приведённому Вами можно было бы ещё добавить стихи Анны Ахматовой

    Не страшно под пулями мертвыми лечь,
    Не горько остаться без крова,
    И мы сохраним тебя, русская речь,
    Великое русское слово.

    Свободным и чистым тебя пронесем,
    И внукам дадим, и от плена спасем
    Навеки.
    С наилучшими пожеланиями,
    Валерия

  • Валерия,

    согласен с Вашими рассуждениями. Спасибо за так современно звучащее стихотворение Анны Ахматовой, потому что есть угроза скатиться в крайность отказа от великого русского слова – важнейшей составляющей одной из мировых культур, по большому счёту никак не запятнавшей себя в братоубийстве.

    P.S. Я надеюсь получить ответ на электронное письмо, отправленное Вам больше недели назад (к сожалению, операционная система моего компьютера Windows XP перестала поддерживать Skipe).

  • А я думаю, что, если один программист написал одну игру с одними правилами, а другой программист на основании кода предыдущего программиста хочет до основания разрушить старую игру и переписать ту же самую игру, но с совсем другими правилами – то ничего у нового программиста не получится. Первый программист не дурак и написал игру так, что ее не возможно будет переписать по другим правилам. Поэтому если начнется состязание старого и нового программиста и борьба правил, как переписать эту игру по-новому, но так, чтобы и старые коды игры остались, получится черти-что и путаница и несуразицы. В итоге игра может стать неадекватной.
    Поэтому всю эту борьбу пре-модерна, модерна и постмодерна я понимаю как безвыходный тупик и обзывать «старую игру» раковыми программами не совсем правильно, т.к. новая игра на старой почве тоже не может быть идеальной.
    В аксиологии (науке о ценностях) считается, что зло – это часть добра. Добро не возможно без зла. Зло нужно для динамики и развития и движения. Чтобы было единство и борьба противополжностей.
    Проводили эксперименты над крысами. Когда крысам делали справедливость и коммунизм, крысы сразу деградировали и вырождались и не могли нормально жить, при коммунизме и справедливости у крыс пропадали стимулы и мотивы к деятельности.
    Поэтому, я думаю, те программисты, которые создали несправедливость – не не правы окончательно, т.к. противоречия и преодоления и борьба важны, чтобы у людей были стимулы и мотивы действовать.
    Максималистские точки зрения – это не адекватные крайности.
    С уважением, Юрий Тубольцев

  • Юрий,

    спасибо за отклик. Понять бы ещё, как Ваши интересные рассуждения стыкуются с публикацией

Последние поступления

Календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Кто сейчас на сайте?

Андерс Валерия   Андреевский Александр  

Посетители

  • Пользователей на сайте: 2
  • Пользователей не на сайте: 2,322
  • Гостей: 920