Кругляк Евгений


     Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Памятник» (1836 г.)
знают все. Или, уточним, очень многие. А те, кто учился в школе ещё при
Советской власти, радостно прочитают вам этот «Памятник» наизусть и
в глубокой старости.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный, 
К нему не зарастет народная тропа, 
Вознёсся выше он главою непокорной                     
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире 
Мой прах переживёт и тленья убежит –                                                     
И славен буду я доколь в подлунном мире … и т.д.

Но не всем известно, что это не оригинальное стихотворение, а перевод
коротенькой оды Горация, жившего в первом веке до н.э., которая называется
«Exegi monumentum (с лат.- «Я памятник воздвиг»).
Известна она также под 
названием «К Мельпомене».                                                 В академических изданиях значится даже, что это вольный перевод с переработкой или поэтическое переложение.                                                             Естественно, подразумевается, что А.С. «углубил», окультурил, облагородил и возвысил древний первоисточник.                                     
Но только был ли  Гораций первоисточником для Александра Сергеевича?
 Вот в чем вопрос.                                                             
Дело в том, что эту оду Горация переводили многие известные поэты и до
Пушкина и после него.  Чаще, чем «Exegi monumentum”, переводили на   русский разве что  66-й сонет Шекспира или его же трагедию «Гамлет». 
И, по крайней 
мере, шесть известнейших поэтов перевели  оду Горация на русский язык до Александра Сергеевича:  Ломоносов (1747), Державин(1795) Тучков (1800) Востоков(1802),  Капнист (1806) , Батюшков (1826), 
Кроме того, возник ещё, совсем рядом, перевод Адама Мицкевича (1833) на
польский яз., но он, по смыслу, был совсем о другом и очень далек от оригинала:

Встал памятник мой над пулавских крыш стеклом.
Переживет он склеп Костюшки, Пацов дом,
Его ни Виртемберг не сможет бомбой сбить,
Ни австрияк-подлец немецкой штукой срыть.
Ведь от Понарских гор до ближних к Ковно вод,
За берег Припяти слух обо мне идет,
Меня читает Минск и Новогрудок чтит… и т.д.
(перевод С.Кирсанова)

 Да, узнал бы бывший раб Квинт Гораций Флакк, гражданин свободного  Рима, про австрияка-подлеца с его немецкой штукой для рытья, Виртемберга с бомбой и особенно про Пацов дом, он, наверное, дважды бы в гробу перевернулся, как наш Николай Васильевич Гоголь.                                                Тоже ведь, чем – то напугали.

Надо сказать, что после кончины Пушкина переводы «Памятника» вообще стали как бы традицией в нашей литературе. Сейчас послепушкинских переводов, причем достаточно известных, насчитывается более 20-ти. Перечисление их здесь большого смысла не имеет, однако две фамилии назовем.

Это Афанасий Фет (1854) и (дважды) Валерий Брюсов (1913 и 1918 гг).

Но и при таком обилии переводов считается (экспертами, литературоведами, да и нами, грешными), что Пушкин задал настолько высокую планку, что преодолеть её не удалось пока никому.                         
Правда Петр Андреевич Вяземский, близкий друг А.С. и его коллега по
литературному цеху нашел - таки пятна на «Солнце» нашей поэзии».
Причем, именно на примере Пушкинского «Памятника».

Как же так, говорил Петр Андреевич, «стихи он писал рукой, значит памятник,
как раз - таки, является  рукотворным». 
Такой вот друг.
Пушкин и писал о нем:                                                             

«Язвительный поэт, остряк замысловатый,                                               
И блеском колких слов, и шутками богатый,                                       
Счастливый Вяземский, завидую тебе.»

Но ответ на шутку Вяземского в творчестве Пушкина всё-таки имеется:

И мысли в голове волнуются в отваге,                                                                
И рифмы легкие навстречу им бегут,                                                                 
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,                                                  
Минута – и стихи свободно потекут.

Т.е. пальцы, перо, бумага - это всего лишь инструменты.                                                                                       
А вот «мысли в голове» - это и строительный материал, и рабочая сила.  

В виртуальном мире все ведь  по - другому.

Но это уже иная история и другие памятники. А нам пора возвращаться к Горацию.                                                                                           
Ближе всех к Пушкину, конечно, текст Гаврилы Романовича Державина:
  
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.

Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая … и т.д.

«Памятник» Пушкина написан в том же шестистопном ямбе, в жанре оды,
с сохранением структуры стиха: четыре строфы - о себе, а в пятой - обращение  к музе.
Пушкин заимствует также первые фразы почти каждой строфы:

«Я памятник себе воздвиг…» 
«Так!- весь я не умру…»,                                                                        
 «Слух обо мне пойдет»,                                                                              
 «О муза…»

  Похоже, что Александр Сергеевич не стал заморачиваться переводом
с латыни, а ничтоже сумняшеся содрал с Гаврилы Романовича все, что   можно, а что не можно, дописал сам.       
Кстати, чувствуется, что А.С. прекрасно знал и другие «Памятники»: в текстах
его предтеч встречаются «до боли» знакомые рифмы и сочетания.                                                                   
Но неужели такое возможно? А авторское право? А корпоративная этика?

А общечеловеческая мораль?                                                                

Ну, между этими «Памятниками» прошло более сорока лет, что и по нынешним - то меркам, срок вполне допустимый.  Да и само «авторское право», как таковое, возникло через много-много лет после событий на «Черной речке».                                                               
Что же касается корпоративной этики, то Пушкин ещё в 1825 г. в письме А.А. Дельвигу «корпоративно» говорит о Державине: «По твоём отъезде перечел я Державина всего, 
и вот моё окончательное мнение. Этот чудак не знал ни русской грамоты, ни духа русского языка (вот почему он и ниже Ломоносова). Он не имел понятия ни о слоге, ни о гармонии – ни даже о правилах стихосложения… Он не только не выдерживает оды, но не может выдержать и строфы…  ...читая его, кажется что читаешь дурной вольный перевод с какого-то чудесного подлинника. Ей-богу, его гений думал по-татарски—а русской грамоты не знал за недосугом.  Державин, со временем переведенный, изумит Европу, а мы из гордости народной не скажем всего, что мы знаем о нем(не говоря уже о его министерстве). У Державина должно сохранить будет од восемь, да несколько отрывков, а прочие сжечь».                                               (Десятитомник Пушкина. 1959-1962. Том 9. Письма 1815-1830).                                                                       
 Вот так.  Это он о покойнике -то.                                                                                                                                   
 А что касается общечеловеческой морали, так у нас тоже есть на что   посмотреть 
и что почитать:

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

………………………………………

………………………………………..

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Это одно из лучших лирических стихотворений Пушкина, которое знают все.
Посвящено оно Анне Петровне Керн. А в письме своему другу С. А. Соболевскому (вторая половина 1928г.) Александр Сергеевич пишет из Петербурга в Москву: «Безалаберный! Ты ничего не пишешь мне о 2100 р., мною тебе должных, а пишешь мне о M-me Kern, которую, с помощию божией я на днях уёб».                                                                                                         (Десятитомник Пушкина. 1959-1962. Том 9. Письма 1815-1830). 
  Так что с моралью у нас тоже все в порядке.                                     
 Итак, чего там говорить, обидели Гаврилу Романовича, хотя…. он ведь «в гроб сходя, благословил!». Видимо, предвидел все возможные варианты и как бы обещал не сердиться.
Правда, это по словам того же Александра Сергеевича.

Но Гаврила Романович и сам был  «парень не промах» и также плотно поработал над текстом М.В. Ломоносова, который первым перевел Горация за 50 лет до него:

Я знак бессмертия себе воздвигнул                                                    
Превыше пирамид и крепче меди,                                                          
Что бурный Аквилон сотреть не может.                                                         
 Ни множество веков, ни едка древность.                                                
 Не вовсе я умру, но смерть оставит                                                            
 Велику часть мою, как жизнь скончаю,                                               
 Я буду возрастать повсюду славой ит.д.                                                                 
  (1747)

 Думается, что и Державин не добрался до первого века до н.э., тем более,
что он очень плохо знал латынь. Это общеизвестно. Да и кто станет
работать с мудрёной древней латынью, если можно прекрасно без словарей
переводить тексты с русского языка на русский?                                                        Получается, что один только Михаил Васильевич Ломоносов честно и праведно переводил Горация с латыни на русский язык.  Он ведь был первым. Рифмы и идеи красть не у кого!           

Здорово! 

Но, есть «Но».                                                                                                 
 Дело в том, что Ломоносов был энциклопедист и полиглот.
 В его бумагах нашли лист с перечнем 30-ти языков, которые он предположительно знал, и 13 из них были отмечены крестиками, это те, которые он знал в совершенстве.
Среди этих 13-ти были все основные европейские языки, а также монгольский и иврит.                           
 А лет за сто до Михайлы Васильевича «Exegi monumentum” был уже переведен на 
немецкий язык ( Симон Даха, 1600,  Якоб Михаэль Рейнхольд, 1653), на английский яз. (Томас Уайт, Джон Драйден, 16-17 век), на  итальянский (Джакомо делла Порта, 17 век), на испанский (Франсиско де Кеведо, 1622), а также на французский, голландский и др.                         
  Так что, когда Ломоносов «принялся» за Горация он, как энциклопедист, просто не мог 
не знать большинства переводов, выполненных до него.

«А что же Тартюф», то бишь Гораций, который должен, казалось бы, парить надо всем этим замечательным безобразием в первозданной своей красе?

А Гораций, оказывается, тоже позаимствовал свою историю у какого-то            древнеегипетского  прозаика, имя которого до наших дней не дошло,                  а вот ссылки на это дело имеются.                         

Таким образом,  перемещаясь по нашему виртуальному кладбищу памятников, сверху вниз (или снизу вверх?) по вертикали, от одного нашего замечательного классика к другому и далее, я добрался, наконец, до сына раба- Квинта Горация Флакка, римского поэта, а точнее, до его оды «Exegi monumtum («Я памятник воздвиг»),до её русского подстрочника (в интернете есть всё).                                                                             
Вначале ничего не понял. Какой  памятник? За что венок лавровый? Но там были сноски, примечания, разъяснения, отсылки, сравнения, анализы и т.д. Так что, в конце концов, я догадался, что памятником самому себе Гораций считает тот непреложный факт, что он первым смог «эолийскую песнь на италийские перепрясть лады», то есть перевести греческую поэзию на итальянский язык...
И я ему виртуально поаплодировал.                                                                              На этом можно было бы и закончить наше исследование, но в последний момент я вспомнил ещё о двух невероятных "Памятниках" в русской поэзии. Это - «Памятники» Владимира Высоцкого и нобелевского лауреата Иосифа Бродского.

С Высоцким всё просто: его «Памятник» - это абсолютно оригинальное,
 очень крутое стихотворение, которое к древнеегипетским текстам и лично к  Квинту Горацию Флакку никакого отношения не имеет.                                                                       
Но как звучит(!!!):

«…Командора шаги злы и гулки.                                                                   
Я решил: как во времени оном,                                                                   
Не пройтись ли, по плитам звеня?                                                                         
И шарахнулись толпы в проулки,                                                                      
Когда вырвал я ногу со стоном                                                                             
И осыпались камни с меня.                                                                         
Накренился я, гол,безобразен,                                                                                 
Но и падая – вылез из кожи,                                                                             
Дотянулся железной клюкой,                                                                               
И, когда уже грохнулся наземь,                                                                               
 Из разодранных рупоров всё же                                                                    
Прохрипел я: «Похоже, живой!»

         С Бродским сложнее: у него есть два тематических стихотворения:               "Памятник" и «Я памятник воздвиг себе иной..»                                                           И вот этот «памятник», который иной, собрал всю горечь
   (или какую-то часть её) прошедших веков от Горация до наших дней и вывернулся наизнанку, как перчатка!

Нате вам!!!

  Я памятник воздвиг себе иной!                                                                                   К постыдному столетию — спиной.                                                                           К любви своей потерянной — лицом,                                                                       И грудь- велосипедным колесом…                                                                               ………………………………………………………                                                                                                                        Ты, Муза, не вини меня за то.
Рассудок мой теперь, как решето,

а не богами налитый сосуд.
Пускай меня низвергнут и снесут,
пускай в самоуправстве обвинят,
пускай меня разрушат, расчленят, —

в стране большой, на радость детворе
из гипсового бюста во дворе
сквозь белые незрячие глаза
струей воды ударю в небеса.

Ну, что тут скажешь?                                                                                                                                                           
А тот же Владимир Семёнович Высоцкий нашел бы что сказать, например:

 …Он то плакал, то смеялся,                                                                           
То щетинился, как ёж –                                                                                
Он над нами издевался…                                                                                   
Ну сумасшедший – что возьмёшь!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Так случилось, что пока я разбирался со всем этим беспокойным хозяйством,
у меня сложился собственный перевод (или «поэтическое переложение»)
«Памятника», в духе обозначившейся традиции русского перевода, уходящего
в глубь веков. И, по-моему, вариант получился не самый «ужастенный»:

Я памятник воздвиг, что долговечней меди,                                         
Что царственней и выше пирамид,                                                           
Ни яростный потоп, ни гром других трагедий,                                       
Ни смерть , ни тлен его не истребит.

Нет, весь я не умру, а в годы лихолетий                                           
Восстанет часть моих былых идей,                                          
Бесчисленность годов и бегство всех столетий                                      
Не повредит поэзии моей,

 Она останется блистать в безумном раже,                                                               И память не уснёт в час Высшего суда,                                                                   Переживет Богиню смерти даже,                                                                             А значит не исчезнет никуда!

И слава возрастёт и укрепит фундамент,                                                    
А Капитолий, жрец, весталка, Рим –                                                         
Всё вечность растворит, всё пропадёт и канет,                                        
Но памятник мой будет невредим!

И сохранён за то, что я познал Гомера,                                                              
И растворил Эллады речь и суть                                                                          
В Латинице родной, где не было примера…                                                  
Я первым  был и обозначил путь.

Что дальше? Что теперь? Перо бумага, время,                                      
Ведь памятник не удлинит мой срок,                                                      
Но только сам себе я возложу на темя                                        
Дельфийский лавр - божественный венок.

P.S.                                                                                                           
«Памятники» всех перечисленных персонажей  можно найти в интернете
через любую поисковую систему.

                                                           * * *

              


Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться
  • Женя, дорогой, очень увлекательное путешествие от Горация до дней сегодняшних. Труд, Вами проделанный, впечатляет, тем более, что завершился он славным переводом. Но Горация или, как и Пушкин, с русского на русский? Хотя вопрос теряет смысл. Но я искренне порадовалась тому, что Вы внесли свой вклад в переводческую эпопею. А что касается стихотворения, якобы посвященного Керн, то у пушкиноведов есть версия, что на самом деле оно посвящено императрице, в которую А.С. был влюблен и на могилу которой ездил. Но когда он читал стихи Керн, из рук его выпал листок с этим стихотворением. Керн подняла его, прочла и упросила Пушкина отдать ей эти стихи. А потом рассказала всем, что они посвящены ей, ведь быть музой Пушкина было престижно. Не знаю, насколько правдива эта версия, но она говорит о Пушкине многое. Спасибо Вам!!!

    Комментарий последний раз редактировался в Вторник, 17 Июнь 2025 - 10:09:51 Некрасовская Людмила
  • Дорогая Людмила!
    Спасибо за комментарий.
    Конечно, я переводил с русского языка не русский. Точнее, с полурусского,
    а именно с подстрочника, который обнаружил в интернете":

    К МЕЛЬПОМЕНЕ*
    Я воздвиг памятник долговечнее меди,
    Царственной стати пирамид выше,
    Который ни едкий ливень, ни Аквилон*
    Не в силах разрушить и даже бесчисленная
    Лет череда и бегство времён.
    Не весь умру, большая часть меня
    Переживёт Либитину*: до тех пор я буду
    Разрастаться неувядающей славой, пока на Капитолий*
    Всходит с молчаливой девой верховный жрец*.
    Обо мне скажут: там, где неистовый завывает Авфид*
    И где бедный водой Давн* дикими
    Правил народами, я, из низкого рода, смог
    Первым эолийскую песнь на италийские
    перевести лады. Прими гордыню
    Заслуженную и мне дельфийским
    Лавром благосклонно увей, Мельпомена, голову.
    _______
    *Мельпомена - муза трагедии и лирической поэзии.
    *Аквилон - северный ветер.
    *Либитина - богиня смерти и похорон; здесь - сама смерть.
    *Капитолий - в Риме холм с расположенными на нём священными храмами.
    *верховный жрец (pontifex) - главный религиозный служитель в Др. Риме
    *Авфид - главная река в Апулии.
    *Давн - мифологический царь Апулии.

    И большое спасибо за ваш комментарий на мою предыдущую публикацию "Загадка Мандельштама". Очень ценные были замечания.

    Комментарий последний раз редактировался в Вторник, 17 Июнь 2025 - 18:42:32 Кругляк Евгений
  • У меня тоже есть "вариант". Я бы добавил "Преступление и наказание" Достоевского. Раскольников, убивая старуху, тем самым как бы воздвигает себе памятник. Я бы, от лица Раскольникова, перевел так: Я убил человека. Я памятник себе воздвиг.
    С уважением, Юрий Тубольцев

  • Уважаемый Юрий!
    Даже не знаю, чем ответить на ваш обширный всеохватный и, вообще, замечательный комментарий!
    Никаких "притензиев", кроме благодарности.
    Несколько мелких замечаний:
    1. Раскольников убил не старуху, а двух старух: процентщицу Алёну Ивановну и её сестру Лизавету.
    Убил бы только одну и было бы всё шито-крыто, а вот двух он не потянул. Оказалась "кишка тонка".
    В этом вся трагедия и смысл великого произведения.
    Хорошо бы вам с ним ознакомиться. Или, попросту говоря, прочитать.
    2. Вы пишете, что "Пушкинская фраза «Я памятник себе воздвиг» — из «Медного всадника» !?
    Это не так. В "Медном всаднике" речь идет о памятнике Петру Великому, а фраза
    «Я памятник себе воздвиг»
    принадлежит Горацию и его многочисленным толкователям.
    Примите совет от доброжелателя: прочитайте "Медного всадника". и, желательно, этот опус,
    на который вы написалии комментарий.
    3.Никакого отношения, упомянутый вами Достоевский, к означенному мною А.С. Пушкину в нашем
    контексте не имеет.
    Разве что, вспомним его речь о Пушкине в июне 1880 года на заседании Общества любителей российской
    словесности, в связи с открытием "натурального" ПАМЯТНИКА Пушкину в Москве.
    4. Рекомендация: не подставляйтесь.

    Комментарий последний раз редактировался в Вторник, 17 Июнь 2025 - 2:05:58 Кругляк Евгений
  • Да, в определённом смысле, фраза «Я убил человека» Раскольникова и строка Пушкина «Я памятник себе воздвиг» могут рассматриваться как связанные в рамках темы самоотрицания, гордости и поиска смысла своего существования.

    Раскольников в романе Достоевского размышляет о своём поступке и о своей роли в обществе, его слова «Я убил человека» — признание в преступлении, которое он оправдывает или объясняет в контексте своих теорий о «сверхлюдях» и необходимости изменить мир. Это выражение внутренней борьбы, самопроизвольной ответственности и осознания своего поступка.

    Пушкинская фраза «Я памятник себе воздвиг» — из «Медного всадника» — символизирует гордость, стремление оставить след в истории и быть вечным памятником. В контексте сравнения, она может символизировать стремление человека к бессмертию через славу или признание, что противопоставляется или сочетается с саморефлексией Раскольникова о своих поступках.

    Таким образом, оба выражения связаны темами самосознания, поиска смысла жизни и борьбы с внутренними противоречиями. Подражание Раскольникову в использовании фразы «Я убил человека» может иметь логическую связь с пушкинской идеей о самосозидании и стремлении оставить след в истории, особенно если рассматривать это как проявление человеческого стремления к вечности и самореализации, несмотря на внутренние конфликты и моральные оценки.
    С уважением, Юрий Тубольцев

  • Спасибо, уважаемый Евгений, очень интересно и позновательно.
    Как в добрые старые времена.
    Просто ностальгия по мирным годам.
    С ув. Борис

    Комментарий последний раз редактировался в Понедельник, 16 Июнь 2025 - 6:21:58 Аарон Борис
  • Спасибо, дорогой Борис!
    Только зачем так "сурьёзно". Давно знакомы. Были, как-будто, на "ты."
    Или почти. Улыбайся! Хотя в одном ты прав: для юмора поводов становится
    всё меньше и меньше.
    С уважением

  • К чему мне памятник, из меди или слов,
    За горизонтом невозвратным? -
    А вспомнят - только те, к кому моя любовь -
    Дотянется, и прилетит обратно…
    ***
    Спасибо, дорогой Евгений, за интереснейшие размышления о поэзии и о вечном.
    С самыми добрыми и главное - мирными пожеланиями,

  • Уважаемый Александр!
    То, что "дотягивается" или"прилетает обратно", как правило, совсем не любовь.
    Спасибо за отклик и тепло.
    С уважением,
    Евгений.

  • Впечатлило!
    Сразу вспомнилось Шекспировское: "Подземный крот, ты роешь славно".
    Я тоже копнул. В ChatGPT.
    //Если учитывать все варианты стихотворений, посвящённых теме "нерукотворного памятника поэту", включая прямые переработки, вариации, диалоги с предыдущими текстами и интерпретации, то число таких авторов значительно превышает 30, а возможно — и 50, если рассматривать международный поэтический контекст от античности до XXI века.//
    Ого, ничего себе неподнятая целина.
    А не замахнуться ли нам на докторскую диссертацию?
    Или лучше,
    коль мысли грустные ко мне придут,
    откупорю шампанского бутылку
    иль перечту сей опус Кругляка.

  • Спасибо, дорогой Аркадий!
    Ваш комментарий не всегда бывает понятен (о чём он и зачем?), но он всегда
    приятен и остроумен. Благодарствую. Серьёзно!!!.
    С уважухой
    Е.Д.

    Комментарий последний раз редактировался в Понедельник, 16 Июнь 2025 - 11:58:43 Кругляк Евгений
  • Добрый вечер, Евгений!
    Ваш текст — мощное, умное и по-настоящему увлекательное литературное эссе с юмором, иронией, обширной эрудицией и вполне научной основой. Вы подаёте материал живо, смело, временами даже дерзко — но в этом его сила. Просто здорово! И спасибо Вам за это!
    С теплом, Ирина.

  • Дорогая Ирина!
    Спасибо вам за тёплый и конструктивный комментарий.
    После такого отзыва хочется "...откупорить шампанского бутылку иль...",
    как писал когда -то А.С.Пушкин, а сейчас предлагает наш дорогой корсар Аркадий Голод.
    С уважением.

  • Даааа! Глубокая работа!
    О чём-то я знал, что-то для меня новое. Хочу лишь поделиться своими ощущениями. Так сложилось, что я жил не далеко(сравнительно) от лицея Пушкина. Там я впервые прочёл какие-то стихи Державина.У меня были именно такое ощущение от них, какое описал Пушкин - "... перечел я Державина всего,
    и вот моё окончательное мнение. Этот чудак не знал ни русской грамоты, ни духа
    русского языка ."
    Спасибо Евгений!

  • Уважаемый Борис!
    Спсибо Вам за комментарий и за интерес к"Памятникам"
    Что касается Гаврилы Романовича Державина, то не нужно слова А.С принимать буквально.
    Конечно, у него (у Державина, конечно) много произведений, которые удивляют, а читать их сейчас просто невозможно (я имею в виду, не профессиальных литераторов, а нормальных людей).
    Но те восемь од и несколько отрывков, которые предлагает оставить Пушкин, просто гениальны. Почитайте его стихотворение "БОГ", там, где он кричит: "Я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю; я царь, - я раб, - я червь, - я Бог..." , и вам всё станет ясно.
    С уважением,
    Евгений.

    Да, и спасибо Вам за защиту от нафталинового автора. Вы меня понимаете.

    Комментарий последний раз редактировался в Понедельник, 16 Июнь 2025 - 10:33:53 Кругляк Евгений
  • Уважаемый Евгений!
    Ваша отличная статья — остроумная, насыщенная фактами и парадоксами, с завидным чувством историко-литературной перспективы, читается на одном дыхании. И вот Вам- мой подробный отзыв с попыткой анализа:
    Вы написали не просто эссе, а литературный экспромт, в духе, близком к лучшему жанровому образцу — "ироническое исследование с элементами эпиграммы и стихотворной реплики". Текст балансирует между эрудицией и юмором, дерзкой игрой с канонами и любовью к ним. Это не "обличение", не "развенчание", а почти дружеский шарж на целую культурную традицию, где за иронией чувствуется глубокое уважение к предмету разговора.
    Из сильных сторон можно отметить:
    -Форму подачи:
    Статья выстроена как живой диалог с читателем, со сменой темпа, неожиданными поворотами, фразами-"крючками" ("А вот Гораций-то тоже не оригинален!"). Это удерживает внимание и даёт ощущение лёгкой прогулки по сложной теме.
    -Историческая панорама,
    Автор легко обрисовывает цепь: от Горация — к Ломоносову, Державину, Пушкину — и далее к Фету, Брюсову, Высоцкому, Бродскому. Это движение по "поэтическому генеалогическому древу" интересно и даже захватывающе, особенно с учетом неожиданных поворотов (например, версия, что Гораций сам позаимствовал идею, аж- в древнем Египте, блин!).
    -Чувство юмора:
    Ироничная подача — огромное достоинство текста. Фразы вроде "ничтоже сумняшеся содрал с Гаврилы Романовича всё, что можно, а что не можно — дописал сам" — запоминаются. Цитата о Мицкевиче и «немецкой штуке» — настоящий анекдот на грани фантасмагории. И здесь же уместно Ваше тонкое цитирование - отрывки из оригинальных "Памятников" и письма Пушкина, что создает эффект исторического присутствия и усиливают аргументацию. Интересна вставка о Керн — контрапункт между возвышенной лирикой и бытовым письмом. Всё по-чеховски точно: «чувства – в стихах, правда – в письмах».
    Что можно было бы обсудить?
    - Намереннию провокационность-
    Формулировки типа "содрал", "переводить с русского на русский", "Гаврила обижен" — работают на стилистическую задачу, но могут вызвать раздражение у читателей с более академическим восприятием. Хотя это, скорее, часть авторской позиции и литературной игры. Но если сие убрать- заменить, то можно замахнуться на статью для литературоведческого журнала.
    - Небольшой акцент в финале
    Последняя часть — собственный перевод автора — хороша, особенно в контексте обсуждения. Но, возможно, было бы выигрышнее подать его с короткой рамкой вроде: "Вот мой скромный вклад в бессмертную эстафету…"
    Подводя итоги-
    Ключевая мысль статьи — высокая поэзия — это всегда продолжение разговора, где "плагиат" становится формой участия в великой традиции. Это не "воровство", а "восприятие, переработка, развитие". Линия: Гораций → Ломоносов → Державин → Пушкин → Бродский → автор — построена легко и убедительно. Тут и Пушкин не «икона», а живой человек, способный и язвить, и заимствовать, и вдохновлять.
    Особенно важен тезис: "памятник" — не о славе, а об умении говорить с вечностью через поэзию. В этом смысле финальный перевод Кугляка действительно смотрится достойным продолжением разговора с предшественниками.
    Считаю статью откровенной и честной. В ней есть и литературоведческий обзор, и личная позиция, и чувство времени.
    Метафора: Кугляк воздвиг памятник "всем памятникам" — не гранитный, а живой, подвижный, текстуальный.
    Удачи! Н.Б.

  • Дорогой Николай!
    Ну, просто нет слов!
    Замечательный комментарий. Оригинальный, точный , умный.
    Плюс подробный анализ и доброжелательность!.
    Чувствуется, что комментатор будет поумнее автора текста, но это не обижает,
    а вызывает уважение.
    Что касается отдельных фраз, которыми "академики" могут быть недовольны, то
    тут виновата природа нашего поколения. О Бродском говорили (а может он сам
    это говорил, не помню), что он вышел из "Питерской подворотни" со всеми вытекающими.
    Я же вышел из Таллиннской, но тоже подворотни, и от манеры речи, присущей
    тем временам не уйти никуда. Да и не хочется.
    С уважением и благодарностью.
    Евгений.

    Комментарий последний раз редактировался в Понедельник, 16 Июнь 2025 - 11:53:47 Кругляк Евгений
  • Дорогой Евгений!
    С большим удовольствием познакомилась с Вашими литературными пoисками или экзeрсисами на тему "Памятникa" Горация.
    Не уверена, что к этой подборке надо было добавлять известный отрывок из письма Пушкина к его другу - Соболевскому о том, как Он проводил время с мадам Керн, но это лишь показывает многогранность и не однозначность сложной натуры Александра Сергеевича...
    Вы во-время вспомнили варианты Памятника Вл.Высоцкого и И.Бродского, несколько выпадающие из общего ряда. И вполне оправданно добавление к этому "виртуальному кладбищу" Памятников, - ещё одного варианта, а именно -Вашего перевода, и как мне представляется, довольно близкого к оригиналу. Думаю, что Ваш собственный перевод (или «поэтическое переложение») «Памятника», в духе обозначившейся традиции русского перевода, вполне имеет право на существование, как и все предыдущие варианты.
    С пожеланием успехов в поэтическом творчестве,
    В.А.

    Комментарий последний раз редактировался в Воскресенье, 15 Июнь 2025 - 17:38:08 Андерс Валерия
  • Дорогая Валерия!
    Спасибо за публикаццию и за лестный отзыв.
    Что касается письма Пушкина Соболевскому, то - да, я и сам сомневался, нужно ли было об этом писать. Но потом сообразил, что Алесандр Сергеевич весь, с головой и ногами, давно ужн наша литература.
    Даже эта гнусно - мужицкая фраза, как ни странно , Пушкина не принижает. Ему все было можно!
    И редакторы десятитомника так это и понимали, и принимали (что это тоже литература!)
    С юмором, но и с благодарностью принял ваше замечание,что "вполне оправданно добавление к этому "виртуальному кладбищу" Памятников, - ещё одного варианта," а именно -моего перевода. Главное, что его заметили.
    С уважением,
    Евгений.

    Комментарий последний раз редактировался в Понедельник, 16 Июнь 2025 - 11:21:29 Кругляк Евгений

Последние поступления

Кто сейчас на сайте?

Тубольцев Юрий  

Посетители

  • Пользователей на сайте: 1
  • Пользователей не на сайте: 2,341
  • Гостей: 279