Талейсник   Семен

                                                  (Из записок врача) 

      После окончания института меня направили на работу в Казахстан. Не по моему желанию, а вопреки. Дело в том, что я был отличником и общественником все годы учёбы и по положению имел право выбора места будущей работы по предлагавшемуся перечню. Я понимал, что при кафедре меня не оставят и выбрал Донбасс, направления на работу куда были в предложенном перечне. Но на экзамене по основам марксизма-ленинизма и политэкономии социализма меня поймали на вопросе о продналоге с колхозников, чего я, городской житель, естественно, досконально не знал, и я с одной четвёркой  не получил диплома с отличием и потерял право выбора места назначения. Всё было сработано по обычному продуманному партийному сценарию.

     Единственно, что я смог ещё сделать за небольшой подарок, вручённый отцом, попросить заведующую отделом кадров вписать мелкими буквами после слов Казахская ССР - Карагандинский облздравотдел. Там уже работали мои друзья, и мне хотелось к ним  присоединиться в городе Караганда, который заменил бы мне вожделенный Донбасс…. Что и было проделано и успешно реализовано.

     О самолётах тогда, в 1954 году, вопрос даже не обсуждался и я вначале на поезде «Одесса-Москва», а затем – «Москва-Караганда» за неделю добрался до места назначения. Не могу сказать, что шестидневное путешествие почти через половину России было не интересным. Тем более, что ехал я в плацкартном вагоне, а не в теплушке, как во время эвакуации, постоянно сидел у окна или на ступеньках вагона по разрешению проводника и любовался просторами страны и переменами ландшафта, изменениями вида городов и посёлков, разнообразными встречами и проводами поезда  детьми и переменами вида  снеди на привокзальных рынках, продукты которых наперебой предлагались у окон и дверей вагонов. В казахских степях становилось всё теплее, жарче. В вагонах открывались окна, появился запах немытых тел, нестиранных носков и индивидуального пота. За окном мелькали одиночные или небольшие стада верблюдов, чаше попадались ишаки с поклажей, запряженные в небольшие повозки либо с "гарцующими" на них без сёдел экзотическими местными всадниками разного возраста и пола… Здравствуй, Казахстан!

     Для меня Казахстан не был землей необетованной, ибо во время эвакуации мы с мамой обосновались в городе Уральске, Западно - Казахстанской области, где прожили почти три года. Тогда я и познакомился с казахами – сверстниками, жившими по соседству, учил в 5, 6 и 7-м классах  школы казахский язык, но тогда не сталкивался с немцами Поволжья, высланными  в Казахстан вначале войны. Это всё осталось в воспоминаниях подростка, ибо после освобождения Украины мы вернулись домой…

     Из облздравотдела мои коллеги уже без подарков смогли передать мои документы в горздравотдел. Оттуда, «своя в доску» заведующая из русских (товарищ  Лаврова), по просьбе и дружескому согласованию с земляками, направила меня на работу хирургом в районную больницу Шахтинского района города Караганды. И тут же мне была предоставлена квартира  в двухэтажном  доме вместе с приехавшим раньше меня из Москвы врачом Вадимом Шпектором, добрым малым, мечтателем - пофигистом и флегматичным сожителем

    Кто знает шахтные посёлки, тот хорошо представляет себе образованные вокруг шахт  инфраструктуры, включавшие жилые дома, административные и культурно-бытовые здания, а также больницы. Такие посёлки расстраивались и постепенно входили в черту больших городов в любом  угледобывающем  бассейне страны (Донбасс,  Кузбасс,  Карагандауголь).

      Главный врач больницы, где я начал работать, русская волжанка Наталья Владимировна Блохина, сразу же вызвала в кабинет и познакомила меня со своим мужем - красивым рыжим почти двухметрового роста крупным немцем, 40 – 50 лет, Эдуардом Шульцем, заведующим хирургическим отделением больницы, т.е. моим непосредственным начальником. Рыжий огромный Шульц, с закатанными выше локтей рукавами, сразу же ассоциировался в моём представлении с его соплеменниками. Они тоже, с закатанными рукавами немецких френчей, и автоматами в руках, шли под звуки победных маршей по горящим сёлам Украины и Белоруссии среди разрушенных  хат, валяющихся трупов детей, женщин и  стариков,  болтающихся на виселицах, партизан... Таких же немцев рисовал на своих карикатурах Борис Ефимов. Но Шульц был типично русским немцем, добродушным, умным и лукавым.

    Герр или доктор Шульц никогда не повышал голос, а только наливался красной краской, сливающей его рыжие волосы и веснушки в один красно-рыжий фон.

     Полной противоположностью доктора Шульца был герр Брунмайер (имя забыл), старший ординатор этого же отделения. Это был канцелярского вида сморчок, среднего роста, старше 50 лет, худой, буквально плоский, и некрасивый до безобразия. Его нос крючком доходил почти до верхней губы, за что его, наверное, дразнили в детстве евреем.  При недовольстве он морщил итак сморщенное лицо и суживал итак узкие глаза и прятал свои маленькие губки, которые итак были уже почти не обрисованы. Тихий, спокойный, неслышимый…

     Третьим оказался недомерок (см 150, не выше) сорока лет, маленького роста седой («выпускник» ГУЛАГа), типичный  еврей Борис Свердлик. Детское и одновременно старческое, настрадавшееся на лесоповале в морозы лицо гулаговца  Свердлика только и светилось в соответствии с фамилией ещё сохранившимся слабым блеском светлых, очевидно выцветших в мрачных и тёмных лагерных бараках, грустных глаз. Он никогда не смеялся, а улыбка всегда казалась вымученной. Он был добр и казался всегда напуганным и ожидавшим…

     Четвёртым  хирургом был еврей москвич Вадим Шпектор, мой ровесник. Его тоже распределили за большие заслуги в Казахстан, о чём он не любил рассказывать.

     А я стал пятым членом этого дружного интернационального коллектива врачей. Казахов - хирургов  в этой казахской больнице не было. Были врач- терапевт и заместитель главного врача по поликлинике. Ещё несколько сестёр, санитарок и другого   обслуживающего персонала.

Если надо было сделать замечание, то Шульц делал его по-немецки немцам и по-русски всем остальным, благо чистейшая русская речь  без акцента была присуща почти всем немцам Поволжья. Серьёзных конфликтов я не помню. Шутки допускались в разумных пределах, но одна из них очень не нравилась доктору Свердлику, когда Шульц сажал его, в «наказание» за какую-нибудь мелочную провинность, на канцелярский шкаф, легко поднимая как баскетбольный мяч, мягко опуская его в «корзину». А тот, как карлик, сидя на шкафу, болтал короткими ножками и кричал своим фальцетом, чтобы его немедленно сняли и поставили на место. Вся ординаторская веселилась, а доктор  Свердлик, так же осторожно снимаемый со шкафа на пол, быстро отходил от напускного стресса и тоже улыбался.

     Ещё в отделении работали операционные сёстры, почти все дородные немки, прямые в своей стати, походке и важные, аккуратные и педантичные, что обеспечивало  100% стерильность во время операций и отсутствие каких бы то ни было осложнений при их выполнении. Типичное немецкое выражение-призыв: - “Ordnung uber alles!” тогда уже звучало для меня настоящей реальностью.

     Никогда не забуду внимательные понимающие  глаза и подозрительный взгляд операционной сестры из немцев Поволжья, когда я, уже работая в Областной Карагандинской больнице, по просьбе, по молодости и сочувствию и желанию помочь, удалил у пациента холодный аппендикс (не проявлявшийся клиническими симптомами и без признаков воспаления).

    Молодому инженеру Института шахтного оборудования, чем-то напоминавшему мне своей внешностью сегодняшнего, но живого  Бориса Немцова, которого я тогда, естественно, не знал, не давали отпуск в летние месяцы, а каникулы его возлюбленной студентки мединститута заканчивались, и она надеялась на закрепление чувств и статуса у моря. Вот и придумала выход с симуляцией острого приступа аппендицита… Операционная сестра чувствовала и понимала, что мы с коллегой, с пациентом и с виновницей всего этого маскарада  (см. рассказ «Аппендикс и любовь» http://www.andersval.nl/literaturnyj-klub/turnir-emotsij-diskussii-1/1278-appendiks-i-lyubov-iz-zapisok-vracha) устроили инсценировку операции. Как  стыдно и по сей день вспоминать этот неоправданный риск, и следила за всем происходившим  молча.  Уверен, что в случае неудачи или осложнений и разбирательства она бы не смолчала, а честно обо всё рассказала администрации или суду… Бог миловал, и все прошло спокойно. Любовники уехали отдыхать вместе, ибо после операции отпуск инженер получил, а студентка - затейница всего этого была довольна и благодарна.

 Но я отвлёкся от «Интербригады».

    Запомнилось мне также исключительно уважительное отношение медсестёр-немок к врачам. Они пытались создавать уют для врача, даже самого молодого, начинающего, следя за порядком в ординаторской, чистотой белья и во время принесенной едой из пищеблока. Деликатно напоминала о приготовленной ванне и душе. Дежурный врач столовался в больнице в счёт заработной платы.

 Старшая сестра, фрау Лиза Лахенмайер, обеспечивала руководство палатными сёстрами и санитарками, общий порядок в отделении и его чистоту. Это была образцовая старшая сестра, но была бы отличной капо (надзирательницей) или функционеркой  гестапо с нацистским значком на  лацкане. Здесь я должен оговориться и напомнить, что история сослагательного наклонения не терпит, а посему все мои «если бы, то» не должны никого обижать. Это я просто провожу аналогии при описании типажей. Все они милые мне люди, оставившие в памяти самые лучшие впечатления, ибо    у нас в отделении и в больнице была на редкость дружественная обстановка, атмосфера настоящего сотрудничества, взаимоуважение и порядочность по отношению друг к другу и между собой. Настоящая интернациональная бригада медицинских работников.  

Мы с доктором Шпектором из Москвы были среди наших более старших товарищей слишком молоды и легки. Нам всё было нипочём, так как жизнь только начиналась и мы учились хирургии, оперируя всё, что попадалось, кроме уже упомянутых ран и переломов. Аппендициты и внематочные беременности, благо женское общежитие было невдалеке, обрезание казахским подросткам по воскресеньям, когда их группками инкогнито привозил областной хирург - красавец Хафиз Дженабаевич  Макажанов. Участник войны, прошедший до Берлина в своём медсанбате и прихвативший собой на обратном пути в Казахстан чернобровую красавицу украинку Валентину, родившей ему четверых погодков пацанов, неописуемой смешанной масти и красоты. 

Мы с ним становились к столу и превращали пацанов в мусульманских отроков, как делают евреи, приобщая их к своему этносу, но на восьмой день их жизни, что я считаю более гуманным, так как проходит для них неосознанно и без стресса. Почему он оперировал со мной? Да потому что я был из той же компании, что и мои коллеги вместе с  заведующей  горздравотделом, знавшие о том, как меня устраивали на работу. Шито-крыто от партийных и комсомольских функционеров, блюдущих атеистическую невинность молодёжи и моральный кодекс «строителя…изма…»

      Привычная неприязнь к евреям или немцам пришлого и разношёрстного местного населения  районов бывшего КарЛАГ-а, всё же отличалась избирательностью по отношению к врачам и особенно к хирургам. Встреча в сумерках или ночью с промышлявшими ворами и бандитами могла стать трагичной для любого жителя тех мест. Но не для, топающего в болотных сапогах по бездорожью на дежурство или по срочному вызову, хирурга, о котором местный  криминал  знал всё,  и  даже  то, что он хоть и еврей, но нужный, т.е. хороший.

    А иначе, кто заштопает очередную ножевую дыру в его теле, кто зашьёт рану или наложит повязку, кто поможет раненому другу-подельнику до приезда милиции?  Конечно знакомы местный хирург, пусть даже и еврей. Или немец. В нашей больнице «еврейский вопрос» для немцев, работавших рука об руку с евреями, был решён на паритетных началах и на благо пациентов любой национальности.

    Мы тогда ещё ничего не знали о Холокосте. Такого слова не было. Российские средства массовой информации долго скрывали и эту трагедию, как и Катыньский расстрел польских офицеров и то, что творилось в ГУЛАГе, в частности в КАРЛАге (карагандинский лагерь), по соседству со многими городами Казахстана.. Даже не представляю, как бы изменились наши отношения с немцами. Хотя наши русские советские немцы были также несведущи, а потом бОльшая часть из них уехали в ГДР. Но основную массу оставшихся представляли вконец обрусевшие, из смешанных семей с русскими мужьями, жёнами и детьми…

Позднее, когда я уже покинул Казахстан, и постепенно всё больше узнавал о трагедии Холокоста, унесшей моих бабушку и дедушку в общую могилу родной Винницы, я вспоминал нашу «Интербригаду». Даже, когда начитался книг и фактических документов, и с ужасом насмотрелся советских, немецких и американских фильмов, я ни разу плохо или с неприязнью  не вспоминал моих товарищей, коллег, немецких врачей и сёстёр хирургического отделения, где я начинал свою самостоятельную работу хирурга. Я никогда не связывал их имена с фашистами и убийцами моего народа. Добрая память о них сохранилась в моём сердце навсегда.

 

   Вот такой был у нас Интернационал или «Интербригада», воспоминания о которой доставляют добрую память былого…

 

Related image

                       

 Караганда  - пятидесятые годы. (фото из сети)

                       

 

 


Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться
  • Спасибо вам, уважаемый Семён, за кусочек себя, который вы так живо и чувственно описали. Проникся вашими воспоминаниями, и, хотя между нами возрастная пропасть, но те далёкие пятидесятые я тоже хорошо помню. Правда, воспоминания эти мои детские, но, тем не менее, они мне также дороги, как и вам ваши молодые. Удачи вам и всех благ, дорогой друг.
    Искренне Ваш.

  • Ваш отзыв, дорого Ефим, настолько приятен и неожидан, как и вполне преодолимая для дружбы и взаимопнимания наша возрастная пропасть. Люблю молодых талантливых и неравнодушных людей, ибо всю жизнь общался со студетами и молодыми врачами, приобшая их к выбранной стезе. А ваши стихи даже с найденной медицинской неточностью, прочитанные мною, - всегда подарок и растущая вера в ваше дальнейшее совершенство. Успех, мой молодой друг! И здровья!

  • Дорогой Семён! С огромным удовольствием прочла Ваши воспоминания ещё на неделе, рассказчик Вы отменный, да и сама тема интересна, да вот задумалась... Над некоторыми комментариями к Вашему мемуарному рассказу: стоит ли вычеркивать годы своей жизни из-за того, что довелось родиться в этой, а не в другой стране, жить в это время и в этом режиме, а не в другие времена и в других странах. Думаю, что даже глупо предполагать, что каждый из нас сильно выиграл, родившись в другой стране и в другое время. А уж писателю всё должно быть в строку. Как писал мудрый Александр Кушнер
    "Времена не выбирают,
    В них живут и умирают.
    Большей пошлости на свете
    Нет, чем клянчить и пенять..." etc
    А Вам - спасибо за возможность вот так, из первых уст узнать побольше о тех временах, почувствовать дыхание времени. Пишите и публикуйтесь ещё! Ваша читательница :) Надежда.

  • Дорогая Наденька! Как всегда, как и ваши необыкновенные стихотворения, ваши комметарии с одержат мудрые замечания и всегда неравнодушны и справедливы. Особенно мне понравился ваш совет об отношению к стране исхода, ибо челоек может родиться в одной, жить в другой и перезжать в третью-четвёртую, как заблагорассудится и в разные времена его жизни, в которых живут и умирают...Это завист от судьбы ироковых или счастливых обстоятельств. Но в любом сообществе хорошо, если люди не враждуют, а понимают друг друга...
    Спасибо за отклик. СТ.

  • Уважаемый Семен!
    Так много отзывов под Вашим рассказом, что не пробьёшься, и тем не менее- присоединяюсь к позитивным отзывам, особенно в отношении интернационализма! Жаль, что традиция взаимопомощи (независимо от нац.принадлежности) уходит в России в прошлое и взращиваются подозрительность, недоверие и проч."демоны" периода старой "холодной войны" и надвигающейся новой. За последние годы Ваши воспоминания потихоньку пополняются новыми интересными работами, так что не пора ли подумать о добавлении их к Вашим "Запискам врача" и готовить новое издание?
    С наилучшими пожеланиями,
    Валерия

    Комментарий последний раз редактировался в Среда, 14 Дек 2016 - 20:00:49 Андерс Валерия
  • Уважаемая Валерия! Присоединиться к комментариям никогда не поздно, так как это действо не имеет срока давности. Мало ли какие причины могут лежать в задержке отзыва. Раздумья, командировки, отвлечения, наконец, тем более, что калейдоскоп событий на Острове и в мире набирает силу во всех аспектах.
    Вы, как всегда, смотрите в корень сюжета и проводите аналогии с сегодняшней ксенофобией, охватившей планету. Но есть и положительные подвижки в планах нового президента США Дональда Трампа и в выступлении премьер премьера Великобритании Терезы Мэй о борьбе с антисемитизмом.
    Спасибо за положительный отзыв и намёк на расширение тиражав, хотя, и не представляю себе его реальность. Прежний метод не годен, так как много авторов наших имеют такие же основания, что мало реально. Но спасибо за приятное напоминание о продолжении моих врачебных записок. и добрые пожелания.
    СТ.

  • Спасибо за рассказ! Ваши воспоминания всегда интересны и вызывают волну смешанных чувств - восхищение /врачами, людьми/, грусть, светлая грусть, негодование, возмущение..Но жертвы лагерей, режима, разных национальностей - не утратили самого главного - человечности, самих себя и достойно несли имя врача, как и было в вашей "интербригаде".
    С уважением, Мария.

  • Уважаемая Мария!
    Ваши комментарии всегда выделяют в тексте главное и вы верно понимаете авторский замысел. А это, пожалуй, самое основное, что ожидает автор от читателя и комментатора. Значит он не ошибся и верно донёс содержание рассказа, особенно воспоминаний, ибо за давностью лет можно и ошибиться в расстановке акцентов.
    Спасибо вам за внимательное прочтение и солидарностиь в поднятой теме.
    СТ.

  • Дорогой Семён!
    Признаюсь, всегда с интересом читаю Ваши работы, "особливо"- воспоминания.
    Помимо того, что у Вас большой жизненный опыт, и (что важно для меня) - врачебная практика, Вы ещё и прекрасный рассказчик! И это убедительно доказывает Ваш очередной фрагмент воспоминаний.
    Спасибо Вам, и продолжайте ещё!
    С признательностью и с безлимитным уважением,
    Ваш Ю.К.

  • Глубокоуважаемый коллега, дорогой Юрий! Уж кому-кому, а для вас наши врачебные воспоминания дороже всего, ибо они возвращают нас в молодость...И не важно в каких бригадах мы работали, мы служили избранной профессии до конца наших сил и возможностей. Теперь оглядываемся и многому удивляемся, думая: - А было ли это с нами? И ещ, нарягши свою память, убеждаемся, что так оно и было...
    Ваш СТ
    Спасибо за доброжелательный отклик и добрые слова.

  • Дорогой Семен! Спасибо за интересный рассказ о работе в Казахстане. Узнал много нового. Прямо-таки проникся атмосферой того времени. Язык прекрасный, только вот в одном месте нашел неудачный оборот. "За окном мелькали одиночные или группы верблюдов, чаше попадались ишаки с поклажей, запряженные в небольшие повозки либо с гарцующими без сёдел всадниками разного возраста и пола…!
    Удачи Вам в новых творениях! С уважением, Александр.

  • Спасибо, дорогой Александр за неравнодушний отклик и слеланное замечание по поводу неграмотно написанного предложения. Последнее я постарался тут же исправить...
    С уважением и благодарностью за теплые слова и пожелания. СТ.

  • ДОРОГОЙ СЕМЁН ЛЬВОВИЧ, С УДОВОЛЬСТВИЕМ ЧИТАЮ ВАШИ ВРАЧЕБНЫЕ МЕМУАРЫ, ХОТЯ СО МНОГИМИ ИЗ НИХ Я УЖЕ ЗНАКОМА БЛАГОДАРЯ ВАШЕЙ КНИГИ - ПОДАРКА ОТ ОСТРОВА АНДЕРСВАЛ. ДА, А ГОДЫ ЛЕТЯТ, НАШИ ГОДЫ, КАК ПТИЦЫ ЛЕТЯТ, И НЕКОГДА НАМ ОГЛЯНУТЬСЯ НАЗАД.
    НО, БЛАГОДАРЯ ПОЯВЛЕНИЮ ИНТЕРНЕТА И КОМПЬЮТЕРОВ МЫ МОЖЕМ ПИСАТЬ СВОИ ВОСПОМИНАНИЯ ЩЁЛКАЯ ПАЛЬЧИКАМИ ПО КЛАВИАТУРЕ.
    ЗДОРОВЬЯ ВАМ И ДОЛГОЛЕТИЯ, НАШ ДОРОГОЙ АКСАКАЛ - ДОЦЕНТ ТАЛЕЙСНИК СЕМЁН ЛЬВОВИЧ!
    С ОБОЖАНИЕМ - АРИША.

  • Спасибо, дорогая Ариша, за ваше великодушие и поддержку. Вы всегда пишете исренние и доброжелательные кормментарии, если вас задевает или нравится тема и её изложение. Особенно с оглядкой на прожитые годы.
    Спасибо и за добрые пожелания.
    С уважением, СЛ.

  • Дорогой Семён!
    С удовольствием прочитал твоё повествование. Необычный сюжет, чудный язык,
    интриги как-бы и нет и, в то же время, -есть!. Надо было выставить этот рассказ
    на конкурс. Он бы здорово прозвучал! Ведь дело-то, в основном, происходило ОСЕНЬЮ:
    получение диплома врача, интрига с назначением, дорога до Караганды и т.д.
    А о том, как чувствуют себя больные и врачи осенью в Средней Азии ты бы расписал
    не хуже Ореста и Надежды Листопадовских! Валерия правильно сказала, что важно не о
    чем написано(об осени, например), а как!

    Обнимаю,
    С и Ф присоединяются.

  • Дорогие Женя, Света и, сами понимаете, Фанечка! И вы правы, и Валерия права, но мне как-то претило или я не допёр своим старческим умишком, до условности "осенних мотивов". Тем более, что всё, действительно происходило осенью 1954 года по окончанию института и по приезде в Караганду по направлению. Наверное, из-за давности лет я этого не учёл. Ведь осень и тогда была осенью...
    Я, кстати в комментах, порицал тех, кто вставлял слова или писал первый абзац об осени, а потом к ним пристёгивал весь текст. Но они так поступили и участвовали, не считая Коровкину, прогулявшей весь текст по осенней тропинке...
    Но мне хватило вашей оценки написанного не меньше, нежели призового места, за что низко кланяюсь. Наверное собачка бы сказала моё любимое слово "Тяф!".:)
    Ваш соскучившийся и неузнавший КВ, но узавший сходу Элегию, Семён.

    Комментарий последний раз редактировался в Суббота, 10 Дек 2016 - 20:46:40 Талейсник Семен
  • Хорошая литература.
    Что до межнациональных отношений, то по моему глубочайшему убеждению, на этой планете сосуществуют только две национальности: порядочные люди и негодяи. Всё остальное - оттенки и кружавчики.
    Автору здорово повезло. Он работал в мононациональном коллективе.

  • Это верно, насчёт оттенков и кружавчиков, но они, увы есть и будут мешать сосуществовать до тех пор, говорила Голда Меир, если "Мир на Ближнем Востоке наступит тогда, когда арабы будут любить своих детей сильнее, чем они ненавидят евреев". А такое не случится пока цвета и полутона будут зависеть не от дипломатии, а от военных решений.
    Ещё В.В. Маяковский в 1926 году призывал, что придёт время
    " чтобы в мире
    без Россий,
    без Латвий
    жить единым
    человечьим общежитьем.
    А пока на сосуществовыание кто-то не согласен, то никакие кружева и хитросплетения не помогут, чтбы мы почувствовали себя в мононациональном коллективе.
    Мне тогда повезло почувствовать возможность единства коллектива.

  • Хорошо и чисто. Без "оценок" и оттенков обычаев. Работал на полигоне в Сары- Шагане. Полигон. Ракеты с фальш- отсеками-т. е пустыми. Никакого ущерба не сделали, разве, что меняли у местных картошку на спиртное? Сами приезжали- русский- меняем, ты мешок картошка, я, бутилка водка. Без переводчика. Никому не было дела до национальности. Он был- Мир.Спасибо Вам за непредвзятость, в отличии от "некоторых", им любое "лыко в строку", за доброжелательность , как и Юрию Тубольцеву в комменте . С Уважением. Н. Киров.

  • Моя жена покупает все бытовые электротовары только в арабском магазине, потому, что там всё чисто, красиво, доброжелательно и надёжно. Что проверено. И всё дело в характере и доброте хозяина магазина, а не в том, что он араб. Такой же магазин с нашим соотечественником , раздражительнм, не терпеливым и завышающим цену на тот же товар, обходит стороной. Ведь в товарно-денежных отношениях не имеет значение национальность или религия продавца, а честность и порядочность процесса товар-деньги- товар"... Имеет бОльшее значение форма общения людей и выполнение ими своего предназначения.
    Вот я и сравниваю взамоотношения в нашей "интрербригаде" с отношениями с нашими соседями. Если бы все вокруг признавали право на сосуществование всех. Тогда и земли бы хватало...
    Спасибо, Николай, за правильную и доброжелательную оценку моего небольшого воспоминания.

  • Спасибо, Семен! Интересно. А мне почему-то в последнее время вспоминать не хочется. Вероятно потому, что отношение к совдепии с каждым днем все хуже. Да, была юность, были друзья. Но вместе со всем этим было столько негатива (и того, который мы видели и который переживали, и того, который был скрыт, а открываться стал недавно)! И чем больше читаешь и понимаешь, что это было бесчеловечное государство, тем меньше хочется о нем вспоминать. Но Вам - удачи!

  • Я , Людмила, вспоминал не Совдепию, а эпизод их жизни на первых порах моего врачевания в Караганде, где сложилась описанная бригада евреев и немцев. Всё же не тривиальное совпадение. Поэтому и вспомнилось на фоне дальнейших событий в жизни евреев и немцев, омрачённых войной, Холокостом, да и сегодня далёких от идеала. И не тотлько с Германией, Францией, особенно с Англией. Ну и, конечно, с исламским миром... Для контраста я написал и большим негодованием и возмувщением на рост антисемитизма в мире. И чем больше успехов у Израиля, тем больше недоброжелательности вокруг. Парадокс и неизбывность. Вот и приходиться стрелять и быть начеку, предупреждая запаздывание, которое чревато.. Совок приложил к этому свои грязные руки. Вспоминать не хочется, но забывать не стоит. Спасибо за отклик.

    Комментарий последний раз редактировался в Пятница, 9 Дек 2016 - 20:59:35 Талейсник Семен
  • Дорогой Семён!
    Вы удивительный рассказчик! Подробно и увлекательно описаны рабочие будни, взаимоотношение в Итербригаде, внешности, характеры Ваших коллег! Шестидневное путешествие почти через половину России - это что-то невероятное в наше время! От Ваших воспоминаний становится тепло на сердце. Только представить, что люди разных национальностей, врачи, работают рука об руку во имя спасения жизней. Это больше, чем дружба. Страшно подумать о том, что политика одиозных личностей в своё время столкнула разные народы, пролилось столько крови, проявилось столько боли и страдания, ненависти и жестокости. А потом всё заново, по крупицам, через тягуче-мучительные поиски отстраивались добрые отношения. Сейчас мир настолько интегрирован, что всё больше и больше понимаешь - мы все живём в общем доме! Национальные особенности вызывает взаимный интерес, где-то хочется понять и перенять опыт того или иного народа и сохранить свою самобытность. Спасибо, дорогой Семён. за нотки добра и светлые, тёплые воспоминания, которые воспринимаются не только с большим интересом, но и являются ключиком к многим вопросам современности.

    Комментарий последний раз редактировался в Пятница, 9 Дек 2016 - 16:43:22 Демидович Татьяна
  • Дорогая Танюша! Читаешь ваш коммент и сам удивляешься тому, что получилось, казалось бы, из простой истории, вспомнившейся совершенно неожиданно. Вначале я даже сомневался стоит ли про это писать. Оказалось, что люди ещё не потеряли надежду на доброту и дружбу разных народов, что всё ещё не так безнадёжно... Хотя кровь детей , женщин и стариков здесь, рядом со мной, на Ближнем Востоке, льётся рекой и конца и края не видать. Да и совсем рядом, на соседней улице молодые люди, юноши, отравленные стариками идеологами, идут под пули с ножами, не задумываясь о жизни и смерти. А великие и сильные державы не могут решить вопрос, как прекратить бойню. Вот я и читаю свои воспоминания, после которых была страшная война, Холокост, и поражаешься тому, что история ничему не учит. ... Не сопоставляет, не сравнивает. Что делить на этой планете, которая сама себя губит стараниями своих же жителей... А ведь можно и мирно сосуществовать...
    Не найти крайнего виноватого в этой путанице тем более под взрывы и смерть...
    Мы тогда работали, помогали людям разных национальностей и религий, освободившимся бывшим бандитам и ворам, "троцкистам" и прочим "врагам народа", освобожившхся из соседних лагерей, и не задавались вопросом о том, кто они. Для нас это были пациенты - и только. А рядом с нами были коллеги - и только.
    Спасибо за отклик и душевные, тёплые слова и рассуждения.

  • Дорогой Семён!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
    Отличная публикация! Такие вспоминания - ценный исторический источник, документ!
    Это та самая ЖИВАЯ, ТЁПЛАЯ, ДЫШАЩАЯ ИСТОРИЯ.
    Не из учебников и решений-постановлений. НАСТОЯЩАЯ!!!
    Позволите серьёзную, глубокую, порой трагичную тему разбавить стёбно-весёлой ноткой?

    Недавно вспомнилось, как 80-е в рамках идеологического воспитания интернационализма в нашем педе устраивались КИДовские встречи.
    А что такое КИД – все знают? Клуб интернациональной дружбы. Съезжались соседи белорусы, украинцы. Показывали им город. Вечером – сборный концерт. В одном из наших вузов учились иностранцы, большей частью африканцы. В сельхозакадемии.
    До сих пор перед глазами крамольный танец «Ангола на пути к социализму»! ))))))))))))))))))))))))))
    Четверо босоногих темнокожих здоровяков самозабвенно прыгали по сцене.
    Рисунок танца словно иллюстрировал статью В.И.Ленина «Шаг вперёд, два шага назад».
    Особо истерично ржал и аплодировал наш истфак, традиционный рассадник вольнодумства и инакомыслия. ))))))))))))))))))))

    Комментарий последний раз редактировался в Пятница, 9 Дек 2016 - 15:12:56 Алекс Марина
  • Как же ты, удивыительная заводила всех и всего, милая Мариша, обойдёшься без стеба? Вот и вспомнила студенческую пору и отражение интернациональной дружбы в исполнении друзей афроамериканцев, то бишь, негров, как их теперь принято называть. Тут можно и статью Ленина приводить и Танц-класс Столярского из Одессы: "две шаги направо и две шаги налево, как вам говорят"...
    Наш студент из Анголы Мука Ндуло в общежитии Донецкого меда выносил матрас в коридор из комнаты , куда не пускали женщин, и приглашал девиц познакомиться с экзотическими данными... Ну, а палестинцев в комнате висел огромный плакат, который сразу бросался в глаза снацеленным на входящего автоматом и призывом уничтожить сионистское образование...А я приходил проводить беседу о решении арабо-израильского конфликта. Теперь я констаитую уже в Израиле его продолжение.Так что КИД работал по -разному.
    Но мы в Караганде дружили и ничего даже в душе, как мне хочется думать, плохого не было.
    Спасибо за отклик.

  • Уважаемый Семен! Большое спасибо за интересные мемуары, в душе осталось теплое впечатление. Из страниц Ваших работ исходит позитивная энергетика. Настоящие человеческие отношения не зависят от национальности, а колорит разных народов, разные обычаи, разный менталитет обогащают наш опыт, наше мировоззрение. Я думаю, проблему национальных отношений не стоит заострять, она всегда есть, но она обычно не такая уж острая, ее часто искусственно раздувают. В интернациональных коллективах современных интеллигентов всегда переплетаются корни разных народов. Национальная тема часто пронизанна агрессией, ее сложно касаться дипломатично и Вам, Семен, на мой взгляд, удалось адекватно и по доброму отобразить грани национального вопроса.
    С уважением, Юрий Тубольцев

  • Уважаемый Юрий!
    Судя по вапшим комментариям, вы правильный, не агрессивный, рассудительный человек, всегда позитивно настроенный на оценку комметируемых произведений. Иногда, правда, несколько увлекающийся логистикой и лингвистикой, но при некотором напряжении, понятный. Спасибо за адекватную оценку моих очередных мемуариев из далёкого прошлого, сохранившегося в моей памяти. И я рад, что они нашли отклики и вызвали рассуждения и обсуждения. В том числе и ваши.

  • Дорогой доктор Семен! С большим интересом прочитала ваш искренний очерк. С замиранием сердца ждала, что вы упомяните нашего общего друга Ом Григорича Когана. Но, видимо, вы встретились с ним в другом месте. И у меня родилась идея: Написать о нем совместно, как бы два взгляда на одного человека.

  • Дорогоая Наташа! Конечно, было бы интересно почтить память Ом Грирорьевича и рассказать о нём то, что нам известно и осталось в памяти. Мне о Караганде, где мы врачевали в одной, но другой, больнице, а вам об Израиле, где вы сотрудничали с ним. Не знаю, что я наскребу в памяти или из рассказов его близких друзей о его жизни в Испании, но попытаться можно. Начну собирать разрозненные сведения....А пока, спасибо за отзыв, вызвавший у вас интерес и напомнивший ещё об одном карагандинце, с которым свела нас судьба.

  • Ну, Натали, ну, землячка, ну, соблазнительная женщина (фото)! Ваш отклик будит массу воспоминаний о моей жизни, молодого врача, в Караганде. Особенно интересны для меня ваши описания сегодняшней Караганды, не весьма причтные, но реальные. Шахтные выработки внеплановые и стихийные не могли не отразиться на ландшафте и разрушениях домов. Если Май Кудук уже в чкерте города, значит город растёт в ширину и надеюсь хорошеет не ттолько в центре. Был я и в Толды-Курганской области, где на станциии Сары Озек мы встречали бывших басмачей, возвращавшихся из Китая (Маньчжерии) домой..( "Возвращение басмачей"http://www.andersval.nl/publikatsii/530-proza/memuary/6833-vozvrashchenie-basmachej-iz-zapisok-vracha - на моей страничке). Так что мы ещё раз земляки.
    Писание мемуаров не знаковых людей, как мы с вами, интересно для знакомых и друзей. И только. Так что в коммерции они не помогут. Поэтому, все мои книги я печатал небольшими тиражами, обычно 50 вполне достаточно. Ибо станут грузом и макулатурой. Эт о мне интересно читать и вам тоже о том, как я был в Караганде, потому что совпали наши пути.
    Не удивлюсь, глядя на ваше фото, что у вас было и есть, наверное, много поклонников и недаром дочка высказалась в таком духе, как вы описали в профайле.
    Желаю и вам писать мемуары. Они наверняка будут интересны и любопытны
    Спасибо заа отклик и приветствуйте Караганду, оставившую в моей памяти и душе немало приятных воспоминаний.
    С уважением, СТ.

    Комментарий последний раз редактировался в Пятница, 9 Дек 2016 - 11:14:02 Талейсник Семен
  • Уважаемый Семен!
    Мемуаы писать "никогда не рано, и никогда не поздно", говоря языком великих евреев от кинематографии (Гайдай+Этуш). Вот и Вы занялись этим полезным делом в своём сегодняшнем, почти "юношеском возрасте" :) и, думается, что не напрасно. Не только я, но уверен, что и другие островитяне одобряют Ваши труды, потому, что они интересны и поучительны.
    Опять затронут болезненный национальный вопрос.
    И опять сжимаю кулаки от бессилия один раз и навсегда его закрыть, заколотить досками крест накрест. Его придумали люди, которые у власти, и которые сами же себе подпиливают у кресел ножки. Ведь уничтожить нацию - это такой труд и такие затраты, как например сравнять на всей земле с долинами горы. Поэтому, когда начинается истребление какой то этнической группы - это прежде всего делается для запугивания с целью подчинения именно своих. Чтобы некогда было думать и сомневаться в существующей власти. Ведь уничтожение армянской диаспоры в Турции, в начале прошлого века, и холокост - это ягоды с одной грядки. Поэтому, ничего удивительного, что у советских немцев вообще не стоял на повестке дня антисемитизм. Но он бы встал в одночасье, если бы "усатый вождь" на нем заострил в свое время внимание, все к этому и шло, ведь "дело врачей" - это уже была первая ласточка и начало большой кампании, про трагические масштабы которой мы узнали после развенчания культа личности кровавого живоглота И.Сталина.
    И какими новыми концлагерями это бы обернулось- подумать страшно.
    Спасибо Вам Семен, жду продолжения Ваших приключений!
    Н.Б.

  • Уважаемый Николай!
    Спасибо за адекватное прочтение и такой же взгляд на нацональный вопрос, всегда, к сожалению, не сходящий с повестки дня, как на бытовом, так и на государственном уровне. Но второй уровень власти пытаются завуалировать как было в Союзе, ибо он может отразиться на международной оценке и на числе избирателей... Судьба немцев Поволжья трагична, ибо люди, сросшиеся веками с Россией, были огульно объявлены пособниками фашистов и высланы в дальние места, в том числе и в Караганду... Оставшимся не дают забыть, что они немцы...
    Вчера "Медуза" сообщила очередную позорную для российской глубинки историю о том, как у пожилой русской немке Фольц ночью спилили красавицу ель, росшую в саду в память об умершем сыне, которую они с мамой давно посадили и пестовали. И поставили в центре села для встречи Нового года. Власти лгали, что по её согласию, а она возмущалась и горевала. К тому же после случившегося умер и второй её сын - судья. Я не могу утверждать, что это позволили себе из-за её немецкого происхождения, но факт налицо и "Медуза" это не отождествляет, но намекает. А гражданке Фольц уже 86!
    Я тоже рос в стране гре поздно узнал, что я еврей и в первом классе на вопрос учяительницы, ничтоже сумняшеся, ответил, что русский...А мои дети уехали не только из-за краха экономики страны, а из-за растущей ксенофобии...А мне не оставлось ничего иного, как выйдя на пенсию ехать за ними. Тем более, что меня никто не ударживал и даже подталкивали, чтобы освободить место...
    Но вспоминается чаще всё самое лучшее и самое приятное, что я и пыта.ююсь делать.
    Спасибо за отзыв и дорые пожелания. СТ

  • хорошие воспоминания... И прекрасно их литературное изложение.

  • Благодарю за добрые слова.

  • Писать воспоминания – это большое искусство. Не всем оно по плечу. Одни увлекаются мельчайшими и никому не интересными деталями. Другие находят удовольствие в чтении нравоучений молодёжи, основываясь на своём опыте. Третьи ... Впрочем, нет необходимости заниматься здесь подробной классификацией. Просто мне хотелось сказать, что г-ну Талейснику, чьи воспоминания предлагаются сегодня вашему вниманию, счастливо удалось избежать вышеперечисленных недостатков. Его текст содержит элементы юмора, не перегружен ненужными подробностями, и отличается живостью изложения. Искренно завидую автору, сумевшему в таком почтенном возрасте сохранить великолепную память и способность прекрасно описать хранящиеся в ней воспоминания.
    Уверен, что все читатели присоединятся к моим пожеланиям автору дальнейших удач и всяческого благополучия.
    С уважением, К.Б.

Последние поступления

Кто сейчас на сайте?

Николаенко Никита   Тубольцев Юрий  

Посетители

  • Пользователей на сайте: 2
  • Пользователей не на сайте: 2,321
  • Гостей: 432