Берлин Адольф

Moebius Strip by Paul Granlund  
 


Поддерживала с самого начала

нас вдалеке надежда лишь одна,

а под рукой судьбы в душе звучала

надрывно эмигрантская струна.


Она рождала трепетные звуки

на гребне ностальгической волны,

когда сердца сжимались от разлуки,

бессилия, обиды и вины.


Эмигрантский рейс


На старте - лайнер голубой.

Молчим, и путаются мысли.

Что ж расстаёмся мы с тобой

и режем по живому жизни?


Обнял мои колени сын,

и мы глядим в глаза друг другу.

Я остаюсь совсем один

пытаться привыкать к разлуке.


Не ясно сыну, почему

без папы уезжать он должен.

Того не объяснить ему,

чего и мы понять не можем.


Как вышло так, что для меня

всегда всего важнее дело?

И если вдруг его отнять,

я опустею до предела.


А ты не можешь больше жить,

страшась за будущее сына.

Сплошная рана...

               Крик души...

Разлом по судьбам...

               Дом в руинах...


Такое, только в страшных снах 

бывая, не проходит даром.

Давно ль завидовали нам

и звали «идеальной парой»?


А нынче - память пополам,

и чувства делим мы на части.

Как поделить сынишку нам,

и нашу жизнь, и наше счастье?


Осознаём мы только здесь,

как «НАВСЕГДА» необратимо.

Объявлен «эмигрантский рейс» -

рейс, отнимающий любимых.


Вот и прощаемся с тобой

в молчанье на излёте лета.

На старте - лайнер голубой.

Идёт посадка.

               Нет ответа...


Видеоиллюстрацию к стихотворениям смотрите по ссылке:
 
http://www.lvov.0catch.com/poetry/emigrantskaya-struna.html.


Уже растаяли вдали...


Уже растаяли вдали

огни и контуры земли,

где появились мы на свет

и где давно нам места нет.


Остались судьбы позади,

не склеить их и не спасти.

Осколки дружбы и любви

не оживут, как не зови.


А тут другие небеса,

звучат чужие голоса,

иные ценности в ходу,

не так деревья здесь растут.


И снятся нам, порой до слёз,

колени девичьи берёз

с листвою, как копна волос,

и в белом платье в полный рост,


каштана веер - лист резной

в аллеях, пахнущих весной,

где память юности живёт,

где наш исток и наш исход.



Слушая Веронику Долину


Мы так устали от вражды,

     от злобных предрассудков,

что оставляли города,

     где с юности своей

нам каждый камень был знаком,

     где мы внимали чутко

биению родных сердец

     и чаяньям друзей.


Давно родные и друзья

     вдали остались где-то,

обломки жизней позади

     и прах родных могил,

а впереди - громадный мир

     почти у края света

и неизвестность, старт с нуля.

      Хватило б только сил...


Когда нас бросила судьба

     в другой конец планеты,

в чужие жизнь, культуру, быт,

     традиции и речь,

не раз сердца нам согревал

     негромкий голос этот,

нас подбодрял и помогал

     себя в себе сберечь.


Струилось столько доброты

     из ленточки магнитной!

"Любовь Любая", позови...

    Согрей нас, "Невинград"...

Что ж, "Кавалер", пытай судьбу,

     не вспоминай обиды,

начни всё с чистого листа, -

     ведь нет пути назад.



          Мигранты


Мигранты на другом боку Земли мы,

как на обратной стороне Луны.

Здесь груз проблем висит неумолимо,

а опыт не занять со стороны.


Нам чувства рыбы, брошенной на сушу,

и ближе, и понятнее сейчас:

в кровь разбиваем жизни, судьбы, души,

и только память выручает нас.


Она зовёт нас к дорогим и близким,

кого не заменить никем другим;

и навевает горестные мысли

немой укор оставленных могил.


Ведёт нас память в молодость с тобою

по улицам, знакомым с юных лет

и озарённым первою любовью,

оставившей в душе свой след и свет.


Мы вспоминаем имена и лица,

отмеченные дружбы волшебством...

Дай Бог с собой и с прошлым примириться

и не дай Бог забыть своё родство.


Другая щека планеты


                                                  И.Л.


Другой щекой планета

вдруг повернулась к нам.

Кто мог предвидеть это?

Прибились на край света

к нежданным берегам.


            Рвёт корни эмиграция,

            вещей привычный ряд,

            Но нужно удержаться,

            и плыть, и улыбаться,

            и как-то устоять.


Рассеялись по свету

родные и друзья.

Со всех концов планеты

из тоненьких конвертов

печали их сквозят.


            Иллюзии растаяли,

            но как-то надо жить.

            И счастливы, кто стали

            и кто не перестали

            друг другом дорожить.


Пока течёт твоя река

с моей рекой ещё,

хоть голос мой дрожит слегка,

в моей руке твоя рука

и вот моё плечо.


          Всё вновь приснится


Мне дул вдогонку ветер дальних странствий,

шёл счёт на километры, киломили,

нагромождая время на пространство,

которые нас напрочь разделили.


Принёс мне этот ветер боль изгнанья,

разлуку, горько-сладкий хлеб чужбины,

взрастившей урожай воспоминаний,

укрывших обмелевшие глубины.


Оттуда всё же что-то отзовётся,

и дрогнут струны, и проступят лица,

у глаз морщинок годовые кольца,

улыбки, голоса...

                        Всё вновь приснится.


Привидятся мне лет ушедших призрак

и прошлое, вдруг вырванное с корнем,

тень той, почти потусторонней жизни

с привычкой к патологии, как к норме.


Привидится,

                    пригрезится,

                                    приснится...


            Осколки державы


Осколки державы с другой части света,

распавшейся вдруг на распутье,

мы здесь, -  как пришельцы с далёкой планеты, -

по речи, по духу, по сути.


Тут - судьбы, как раны. Нас множество разных,

но словно на ощупь бредущих.

Одни  ампутируют прошлое разом,

тогда как другие - грядущее.


А я всё пытаюсь по лезвию бритвы

пройти, сохранив то и это,

с собою вступаю в неравную битву

без шансов добиться победы.


Нет слёз о потерях, не тянет за море

в объятия бывшей отчизны.

Всё реже рождается истина в споре,

всё чаще теряются жизни.


      Телефонная дружба

          (Исповедь попутчика)

Мы делили учебники, парты,

убегали с занятий в кино,

по одной контрамарке в театры

умудрялись пройти всё равно.


Поверяли друг другу мы тайны, 

свято верили в дружбу навек

и влюблялись отнюдь не случайно

в тот же самый прекрасный объект.


Мы не раз выручали друг друга,

хоть и спорили до хрипоты,

не считали услуги, заслуги,

разделяя печаль и мечты.


Не ценилось так многое прежде...

А сейчас - то ли явь, то ли сон -

ты в одном, я в другом зарубежье.

Слава Богу, что есть телефон.


Горько дружбу минутами мерить,

удалённостью точек Земли.

Можно ль всё телефону доверить?

Неизбежностью стали потери,

что на смену общенью пришли.


Кто-то бродит по нашим аллеям,

где мы знали любой уголок...

Телефонная дружба чуть тлеет,

догорает её уголёк.


     По лезвию ножа

                                                                А.Г.


Живём, как в переполненном трамвае,

подчас надежды строим на песке.

Настолько хрупкой наша жизнь бывает,

что, кажется, висит на волоске.


Разобщены давно с былой отчизной,

нас вытолкавшей как-то за порог.

В крутой слепой полёт, рискуя жизнью,

судьба бросает резко нас порой.


По лезвию ножа шагаем часто,

не ведая, где этот поворот,

который жизнь поделит на две части,

на строго «до» и «после» разобьёт.


Жизнь наполняют чувством смех и слёзы

и суетою - будней карусель.

Как меч Дамоклов, нависает грозно

взошедший вдруг Чернобыльский посев.


Никто не застрахован от сюрпризов

и испытаний, как не берегись.

И  вот уже ступаешь по карнизу,

шаг в сторону  - и вмиг сорвался вниз.


Предчувствия, увы, не обманули,

ни в чём не убедил чужой пример.

У самого виска свистели пули,

и всё решил какой-то миллиметр.


В трамвае жизни мы, что птицы в клетке.

Чуть различимы рельсы впереди.

Столь хрупкой жизнь становится нередко, -

представить страшно и произнести.


 Одряхлела, распалась империя...


Одряхлела, распалась империя,

разметало осколками нас

по просторам планеты немереным,

равнодушным без всяких прикрас.


Наша жизнь перепахана нацело,

в ней едва зеленеют ростки.

Здесь из наших сердец эмиграция

высекает, как кремнем, стихи


с ностальгией отнюдь не по прошлому,

а по старым и верным друзьям,

и по городу, с детства исхоженному,

и по юности нашей годам.

   Последние слова


Взорвала эмиграция

     земную твердь,

суля глоток свободы, призрак счастья.

Уехать навсегда -

     частично умереть

и, значит, дальше жить, но лишь отчасти.


Вдруг вырвали нас с корнем

      из земной коры,

воткнули кое-как в чужую землю.

Испытывали дружбу 

      и душу на разрыв, -

они не прорастают новым стеблем.


Волной эвакуации

     людской поток

нас выбросил за океан на сушу

в изгнанье добровольное

      на вечный срок.

Лишь телефон порой

       да редкий бисер строк

далёких близких согревал нам душу.


Легко ль, осколки судеб

          собрав, себя вернуть,

не ждать ни чуда, ни заслуг признаний?

Теряя поколения,

          мостим мы путь

собою - для идущих вслед за нами.


Мы сквозь хрусталик слёз

      глядим на мир подчас,

покрытый ностальгическою зыбью.

А самые последние

      слова о нас

на языке чужом на камне выбьют.


    Неравные силы


Все страхи давно перечислены

в суждениях глубокомысленных,

откопанных в слухах и книжках.

Довольно жонглировать мыслями.

Бороться с собою бессмысленно, -

ведь силы неравные - слишком.


Не просто ведь прибыть непрошеным,

отбросить недавнее прошлое,

вписаться в пространство чужое,

признать, что доспехи изношены,

а путь от плохого к хорошему

не лучше, чем было плохое.

   Запоздалое письмо другу


                              Мы все прекрасны несказанно...

                                 Белла Ахмадулина


Хоть время бренное бредёт

без остановки, неустанно,

зовёт нас прошлое в поход

по городам своим и странам.


В стране, где молодость живёт,

мы все прекрасны несказанно.

Там выше ясный небосвод

и чище, искренней народ,

и глубже чувства, цель желанна.


Легко сходились там с людьми

и становились мы друзьями.

Просторы были впереди,

до горизонта все пути,

и не было мостов за нами.


Нас ждала первая любовь

и не страшили испытанья,

шумел в ушах морской прибой, -

мы были молоды с тобой

и так прекрасны несказанно...


Как быстро годы пронеслись,

сменились страны, речи, лица.

Я - на другом боку Земли,

за горизонтом, за границей.


Растаял молодости след,

друзья уходят, - нет замены:

когда друзьям ты знаешь цену,

для прочих места в сердце нет.


Вчера лишь юностью дышал,

а нынче внуки уж взрослеют.

Беда не в том, что мы стареем,

а что не старится душа.


Пусть прошлое поблекло, пусть,

но, сохраняя душ касанье,

туда, как в юность, я вернусь.

Как для души бесценна грусть,

порой не понимаем сами.


Найди во тьме свою звезду,

вдохни надежду полной грудью,

одень поверх судьбы мечту

и выйди в ней навстречу людям.


Не расплещи печаль потерь, -

они, как душ, омоют душу,

свои часы и сердце сверь...

А я прикрою тихо дверь,

чтоб словом память не нарушить.


  Знаки препинания

  (исповедь иммигранта)


Оставив только память позади,

чужую речь твержу, как заклинанье.

Не счесть препон на жизненном пути,

не говоря о знаках препинанья.


Растаял в дымке старый континент,

где прошлое скатилось вниз с откоса.

В решительный, ответственный момент

судьба преподнесла мне знак вопроса.


Не просто поменять страну и строй,

менталитет, культуру и привычки,

и хочется так многое порой

поставить в скобки или взять в кавычки.


Мигает двоеточьем небосклон:

мне две звезды сигналы шлют о вечном.

Запрыгну на ходу в пустой вагон

и покачу за счастьем до конечной.


С хорошей миной при плохой игре

судьба раздала мне чужие карты.

Тут ставлю в предложении тире,

в который раз опять садясь за парту.


Иду вперёд на ощупь, наобум,

постичь стараясь истину простую.

Наматываю время на судьбу

и в промежутке ставлю запятую.


В потоке мыслей, сложных и простых,

разодранных сомнениями в клочья,

мелькают тени грешных и святых,

а вместо результата - многоточье.


Решив проблему выбора пути,

где что ни шаг, то яма или кочка,

надеюсь всё же к финишу придти.

Добраться. И тогда поставить точку.


Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться
  • Гость - 'Гость'

    Моя эмиграция

    Я не люблю моей России
    Тупоголовость и снобизм,
    Березами, балетом, боксом
    Хвалящийся патриотизм.

    И Франция родной не стала,
    Хоть по-французски говорю.
    Шовинистическое жало
    Все убивает на корню.

    Страна моя обетованная,
    Была бы лучше первых двух,
    Когда бы не была развратною,
    Где аморальность съела дух.

    Америку давно открыли,
    Но если честно говорить,
    Тут демократию забыли
    И ей пытаются купить.

    И вот, когда мне говорят:
    Какой стране ты кум и сват?
    Я думаю, я – сват себе,
    Моей кочующей судьбе.

  • Гость - 'Гость'

    Эмигрантские струны затронули струны души-
    \"А я прикрою тихо дверь,
    чтоб словом память не нарушить\"...
    Много в стихах красивых выражений.
    Спасибо. К.Е.

  • Слово прЕминула я написал с ошибкой. Исправил и прошу прощения.
    С.Т.

  • Всё, что крайнее Богом создано –
    Север крайний и та же плоть,
    Нам придётся хранить осознанно
    В сердце, в брючине, в мыслях хоть…
    Ортодоксы, однако, уверены,
    Эта плоть никому не нужна,
    Хотя всё же на Севере ветреном
    Сохраняла чуть телу тепла…
    К Богу, якобы, те, кто обрезанный,
    Ближе станут, толкуют они,
    От природы, культуры отрезаны -
    Вот что душу гнетёт, чёрт дери!

    Спасибо, Миша, что крайние черты эмиграции вспомнил... И Ирина пе приминула подсуетиться ...

  • Говорят,бескрайнему Северу
    Не нужна БЕСкрайная плоть:
    На морозе подвержена тремору,
    Как тут морковку полоть!

  • От чего вдруг?

  • Гость - 'Гость'

    Уважаемый, Адольф! И меня волнует поднятая вами тема .Однако, у меня сплошные вопросы и те риторические.
    _____
    Боль утрат душу жжет, беспокоя,
    Это вам не морковку полоть!
    Где костёр над широкой рекою,
    Крайний Север и... крайняя плоть?
    Где рассвет над долиной зелёной?
    Где лиса, где барсук, где песец?
    На троих пол-ведра самогона
    И один, но большой огурец!
    Где берёзки, осинки и ели?
    Где простор, чтобы дров наломать?
    Где вопрос:\"Вы там что О--ели?!!!\"
    И ответ: \"А, пошёл! Твою мать...\"
    ___
    С чувством солидарности. Костыль.

  • Гость - 'Гость'

    Адольф, позволю себе дать маленький совет: не размещайте больше 3-х стихотворений приличного формата одновременно. Воспринимать становится сложно и они теряются за выше поставленными. Именно по-этому и не берусь судить в подборке. Скажу только, что второе - \"да\".
    С уважением
    Колесникова Виктория.

    Пишу не со своей стр, т.к. решила уйти с Острова.

  • Дорогие островитяне!

    Благодарю за интерес к моему циклу «Эмигрантская струна»; писал, как чувствовал, а уравновешивать в угоду требованиям соцреализма (как заметил Владимир Смирнов) или иного –изма не умею. Согласен с Сандро, что корни нашей ностальгии – в русском языке, дефицит которого все мы чувствуем. А отличаемся мы друг от друга тем, что «одни ампутируют прошлое разом, тогда как другие – грядущее. А я всё пытаюсь по лезвию бритвы пройти, сохранив то и это, с собою вступаю в неравную битву без шансов добиться победы».

    На рисунке – старый дом в Миннеаполисе (я там не живу), а скульптура Пола Гранланда называется «Лента Мёбиуса» и несёт глубокий философский смысл. Об интересных свойствах этой ленты можно узнать по ссылке:
    http://www.youtube.com/watch?v=JHSfKwhSOos

  • Совсем забыл, господа...Стихи очень и очень хорошие, на мой взгляд...Я не отличаю ямба от хорея и не умею считать слога, но как для просто читателя - вполне. С уважением Вл. Борисов.

  • ...Не знаю господа, не знаю. Мои предки по женской линии эмигрировать не пожелали, и остались в России, хотя и были практически все(кроме парализованной старухи и малолетней девочки) репресированны. Но почему-то я благодарен им, что родился, вырос и надеюсь умру в России, хотя здесь и полный кибуц!(это синоним слова абзац?) И дело тут пожалуй не только в березках...Мне трудно судить о современных эмигрантах и причинах побудивших их покинуть Родину, для этого нужно натянуть на себя их шкуру...Моя мать, практически всю свою жизнь прожившая в Челябинске, за исключением последних двадцати лет вздыхает:, Я бы наверное сразу бы выздоровела, если б могла вернуться на Урал, побродить по его сосновым лесам, посидеть на берегу уральских озер...Но до этих озер -2000км....Так это в России.А за бугром наверняка должно быть еще горше...И я все таки не верю, что Родина это то место, где тебе комфортно и спокойно...Есть, я уверен, что есть что-то более важное чем спокойная и сытая старость...С уважением Вл. Борисов...

  • Как справедливо отметил Семён Талейсник, причин эмиграции множество. Видимо, с Вами не здоровались в городском парке нацистским приветствием, и Вам не пришлось наблюдать на главной улице Вашего города идущих строем чернорубашечников с транспарантами «Утопим москалей в жидовской крови» (москали – это русские) при полном равнодушии милиции. Извините, если я ошибаюсь.

    Не являясь гимнописцем, не берусь сочинить гимн социальной помощи, но обязательно прочту, если таковой попадётся (пока не встречал). Кстати, у меня «горько-сладкий вкус чужбины» - об этом.

    А если говорить серьёзно... Мне кажется, что в отличие от прозы, стихи предполагают бОльшую «работу» души. Потому-то они сильнее нас трогают. В результате каждый находит (или не находит) в стихах то, что вызывает резонанс в его собственной душе. Мне жаль, что в Вашей душе не зазвучали ответные струны. Не думаю, что это чья-то вина или беда: просто люди устроены по разному. И к этому нужно относиться с пониманием.

  • Гость - 'Гость'

    Уважаемый Сандро, хотелось бы к Вашему «Язык в России - больше, чем язык» добавить, что язык, по-видимому, не только средство общения, но и среда обитания, в которой формируется человек. Возможно, поэтому язык, не освоенный с детства, остается чужим языком (для большинства, во всяком случае).
    Что же касается эмиграции, то это очень сложная и для всех болезненная тема. Об этом хорошо сказано в комменте г. Кулесского: «…необходимость эмигрировать – это несчастье…». И поставленные здесь стихи г. Берлина об этом говорят куда сильнее, искреннее, чем слащавое благодарение принявшей стороны, прозвучавшее в комментах некоторых плоско мыслящих бодрячков.

    С уважением к Вам и к автору,
    Марк Аврутин.

  • Гость - 'Гость'

    А я не согласен с комментом г-на В.Демидова, с его обличениями в комменте 2009-11-25 и др.
    Нам всем понятна ностальгия по России , которую испытывают все эмигранты. И вы, г.Демидов, в том числе, как бы не маскировали это чувство, Вы
    окунаетесь в родной русский язык своей работой редактора. Корни ностальги блестяще показал Сандро в предыдущем комментарии.
    Поэтому обрушиться на г.А.Берлина только за то, что они ностальгичны и Ваше нежелание сдержать своё раздражение, как заметил др.С.Талейсник, для модератора и мажордома вещь неуместная.
    Был этим неприятно удивлён, как и после Ваших «Метафор в поэзии» где в качестве ОБРАЗЦА метафоры Вы не нашли ничего лучше, чем:
    \"И виноват сосед - ему, еврею,
    Кол в задницу или пеньку на шею...\"
    (А. Лайко о России).
    И это- при море метафор в поэзии от классиков до современных лирических поэтов!
    Такие метафоры, которые затронули струны души читателей стихотворений Адольфа, как например, \"Объявлен «эмигрантский рейс» -
    рейс, отнимающий любимых...\"
    вы объявили: «тоскливая-претоскливая нота».
    Что же по вашему, всё декадентство и модернизм надо выбросить в корзину только потому, что Вам они не по вкусу своими печальными мотивами?
    И тех, кто был под влиянием этих направлений от Мережковского, Сологуба, Ахматовой, Северянина, Вертинского и др. до Кафки, Джойса, Камю, Рильке и мн.др.? А как быть с минорной лирикой Лермонтова, Бальмонта, Есенина, Маяковского и современных поэтов , включая аборигенов ОСТРОВА? Всех в расход, они не подходят г.Мажордому по настроению, в них мало совковии, одни рефлексии.
    Ваша эстетика, г.Демидов, всем ясна: просовковый грубый соцреализм и долой ностальгию!
    Прославляйте, господа, успехи современных развитых стран (Германия, которая приняла вас в объятья) и хайте жизнь в \"ньюкоммунистическом \"совке\"!
    Но с критикой и у нас на сайте хватало, раздел \"Осколки империи\" тому пример. Но, ругая Россию, поэты грустили и сопереживали стране исхода. А у вас- грубое попирание и заигрывание с Германией до подобострастия. Но это ВАШ выбор.
    Отсюда и нападки на тех, кто позволил себе отойти от ваших верноподаннических или лакейски преданных чувств к принявшей стране.
    Взгляните на отзывы, коллега,как другие авторы и читатели поняли и разделили настроения Адольфа:

    \"каждый, переживший эмиграцию, найдет в этих стихах близкие ему мотивы\"-Коровкина Ирина
    \"Они удачны, образны, красивы.\"- Талейсник Семен
    \"Глубокое впечатление оставило стихотворение «Последние слова», где дана драма живущих за рубежом\" -Андерс Валерия
    \"Пусть Вас утешает Ваша же мысль о том, что мы мостим путь для идущих вслед\". Лейшгольд Ирина
    \"Стихи тонкие и интеллигентные. В них есть новые сравнения, метафоры.\"- Леонид
    \"Очень хорошо сформулировано – \"судьба раздала мне чужие карты\", верно для любой эмиграции.\"- Кулесский Роланд
    \"стихи пронизаны болью расставания с родными, с непонятостью русской души в чужой культуре\"Марина
    \"Россия едва ли не единственная страна, расставание с которой вызывает ностальгию вне зависимости от политических или иных резких разногласий с этой страной.\"-Белоцкий Сандро
    Резюме:
    Г.Демидов, Вы остались в одиночестве! А после приведенных шедёвров:
    \"С чего начинается Родина?
    С досмотра в аэропорту,
    С нахальных и злых пограничников,
    С кривой папиросой во рту... \"
    и после грубого разгрома и обличений в адрес г.Берлина и его лирических стихотворений
    Ваш уровень приоритетов всем нам виден: Эстетика совкового обывателя.
    Но не надо навязывать упорно своё вИдение и восхищение странами, принявшими эмигрантов. Кстати, и такие стихи есть на нашем сайте.
    НО не надо заставлять всех поэтов писать на заданную Вами тему. Каждый пишет, как он слышит, как он дышит. С уважением,
    Владимир Смирнов
    Член Российского общества медиков-литераторов.
    Мой список основных работ на авторской странице.

  • Гость - 'Гость'

    В реплике г-на Демидова немало замечаний, с которыми я согласен.
    Но вот что хотелось бы добавить. Получилось так, что Россия едва ли не единственная страна, расставание с которой вызывает ностальгию вне зависимости от политических или иных резких разногласий с этой страной. Думаю, что дело в волшебном русском языке. Язык в России - больше, чем язык. Он имеет могучую и всепроникающую ауру, которая точно совпадает с психологией обитателей этой страны, что лежит отдельно от их взглядов и даже вкусов. Близкое знакомство и родство с эмигрантами, блистательно, на уровне родных (!) владеющми языками тех стран, куда они переехали, показывает, что они все равно испытывают ностальгию по России. Это лишний раз убеждает меня в том, что существует какая-то тайна этой связи...

  • Очень хорошо сформулировано – \"судьба раздала мне чужие карты\", верно для любой эмиграции. Ясно, что необходимость эмигрировать – это несчастье и, как говорит моя приятельница, для которой \"абсорбция\" прошла удачно, она бы ни за что не уехала, даже заранее зная, что в конечном итоге всё будет хорошо – настолько было тяжело. Однако для многих, к которым отношу и себя, это – вторая жизнь и, вопреки тому, что было безумно тяжело, было и продолжает быть интересно, когда играешь с \"чужими картами на руках\".

  • Гость - 'Гость'

    Миша, сейчас в Росии не кибуц, а полный кибуц!

  • Дорогой Вячеслав! Уж простите мне моё несовершенство в знании русской словесности и, особенно, за сделанный Вам намёк на неверное написание слова \"печалующий\". Мне стыдно. Я должен был раньше посмотреть в справочники и уяснить себе, почему Вы так написали. Вот и прокололся, в чём и каюсь,признавая ещё раз Ваше несомненное превосходство в языке и редактировании.
    С.Т.

  • Вы упрекаете меня, что я не дал разбора стихотворений Адольфа. Вот я выписал из его стихов те самые строки. которые мне так не понравились своей тоскливостью:
    \"надрывно эмигрантская струна\",
    \"сердца сжимались от разлуки, бессилия, обиды и вины\",(это только в первом стихотворении!)
    \"Не ясно сыну, почему без папы уезжать он должен. Того не объяснить ему, чего и мы понять не можем.\" (?!)\"Объявлен «эмигрантский рейс» -
    рейс, отнимающий любимых.\"(это во втором стихотворении)\"А тут другие небеса, звучат чужие голоса, иные ценности в ходу, не так деревья здесь растут.\" \"в кровь разбиваем жизни, судьбы, души,и только память выручает нас.\" (это еще в одном стихотворении)\"Принёс мне этот ветер боль изгнанья, разлуку, горько-сладкий хлеб чужбины,\"
    \"Кто-то бродит по нашим аллеям, где мы знали любой уголок...\" (это в еще одном стихотворении)\"Разобщены давно с былой отчизной,
    нас вытолкавшей как-то за порог.\" (в еще одном стихотворении) \"Легко сходились там с людьми
    и становились мы друзьями. Просторы были впереди, до горизонта все пути, и не было мостов за нами.\" (в еще одном стихотворении)\"С хорошей миной при плохой игре судьба раздала мне чужие карты.\" (в еще одном стихотворении)

    Эти стихи и разбирать-то не нужно, они говорят сами за себя. На этом фоне искать поэтические фигуры (к чему Вы меня призываете) не очень хочется.

    Согласен, не увидел я некоторых признаков выздоровления от ностальгии:
    \"Иллюзии растаяли, но как-то надо жить.\"
    Тут же почти оптимистическое:
    \"Нет слёз о потерях, не тянет за море в объятия бывшей отчизны\", - хотя неизвестно, как это сочетается с предыдущими тоскливыми ламентациями.
    Встречаются и трезвые наблюдения: \"Не просто поменять страну и строй, менталитет, культуру и привычки, и хочется так многое порой поставить в скобки или взять в кавычки.\"
    Я и пожелал Адольфу больше бодрости. без которой ничего не добьешься.
    Думаю, что сам он ни в чьей защите не нуждается, - пройдет время, и, глядишь, он от ностальгии избавится. Ну а если минорный мотив неизбывен, - тогда просто не знаю. что посоветовать...

    ВД

  • Гость - 'Гость'

    Демидов В. жму вашу руку. Вы правы. И я живу в Германии и благодарен ей за тридцать счастливых лет прожитых под её крышей. Ни одного дня ностальгии ни я, ни мои родственники не испытали. Но я благодарен так же и моей бывшей Родине воспитавшей меня, и где я получил бесплатное образование. Не благодарен я -Сталину, Хрущёву, Брежневу, и всем кто дурил обещаниями построить нам, и нашим детям счастливую жизнь с бананами, ананасами, и мандаринами.
    А тем, кто жалеет о выезде, могут вернуться обратно. Сейчас ТАМ всё есть. Сейчас ТАМ кибуц.
    Человек должен быть благодарен за протянутую руку помощи, а не взять её, долго трясти от радости, что такая рука вообще есть, и потом ударить. К сожалению такие случаи происходят и в Германии. А стихи Адольфа... ну, стихи писать никто в Германии не запрещает. Стихи, как стихи -крик души.

    М.В.

  • Сарказм Ваш не по адресу.

    Я и моя жена пользуемся уже почти 20 лет германской социальной помощью во всех ее проявлениях, за что и благодарим сердечно как германское правительство, так и всех немцев, особенно тех, которые в первое время нам здорово помогали от всей их широкой души. Получаем пенсии. И об оставленных березках не ностальгируем (кстати, подобных березок полным-полно вокруг Берлина), а ежедневно и ежечасно благодарим судьбу (мы не религиозны), которая дала возможность жить в прекрасной стране Германии, а не в ньюкоммунистическом \"совке\".
    ВД

  • Дорогой Семён,

    поставивший мне не вид \"неграмотность\",
    тогда как я просто взял архаическую, простонародную форму от \"не печалуйся\". Надо было, конечно, по простоте излагать, без архаики... Учту.

    ВД

  • Уважаемый Адольф, Ваши стихи пронизаны болью расставания с родными, с непонятостью русской души в чужой культуре и трогают своей искренностью.
    \"И самые последние
    слова о нас
    на языке чужом на камне выбьют.\"
    Но не будем только о грустном, есть и светлые минуты, вспомним о них:
    \"Не ценилось так многое прежде...
    А сейчас - то ли явь, то ли сон -
    ты в одном, я в другом зарубежье.
    Слава Богу, что есть телефон. \"
    Есть иеперь не только телефон, но и скайп, и наше общение на ОСТРОВЕ!
    А Что за дом на фото? Не в нём ли Вы живёте? И что за интересный барельеф на металлическом монументе, чья эта фигура? Не Пушкинский ли профиль?
    Меня огорчил резкий коммент Мажордома, что он не понял и не разделил ваши звучащие чувства. Может, права Амалия, когда написала, что у него очерствела душа. Тогда трудно понять душу другого.
    Но большинство Вас поймут, особенно, кто уехал из России. Они с Вами на одной волне.
    Желаю Вам успехов в творчестве! И буду ждать новую подборку стихотворений.
    Марина.

  • Господа!
    Стихи Адольфа прочитал с удовольствием. Они, уверен, тронут- заденут струны всех, кто уехал из России, Украины и т.д.и оказался в новых непривычных и необычных для них условиях.
    Автор делится с нами сокровенными чувствами и переживаниями. Иногда сквозит легкий юмор, как в стихотворении \"Неравные силы\".
    Поэтому меня удивил коммент г.Демидова. Он не дал разбора стихотворений, а огульно назвал их \"тоскливо-претоскливыми\", с чем не могу согласиться. Стихи тонкие и интеллигентные. В них есть новые сравнения, метафоры. Но их не заметил г.Демидов.
    Возможно, в стихах есть небольшие шероховатости. Но и на них г.Демидов не остановился .
    Он упрекает автора в том, что им не оценена социальная помощь, социальная квартира, социальное медобслуживание и т.п. и ставит это автору в вину. Только вместо традиционного \"а сало русское (немецкое) едим\" он взял покруче и добавил совковую пародию, как бомбу:
    \"С чего начинается Родина?
    С досмотра в аэропорту,
    С нахальных и злых пограничников
    С кривой папиросой во рту...\" и т.д.

    Интересно, а сам г.Демидов много уделяет внимания объектам социальной помощи в своём творчестве? И сам он не пользуется ли ими в Германии, где как и во всем цивильном мире это является нормой жизни и даёт прожиточный уровень людям? В отличие от России, забывающей о пенсионерах!
    Мне кажется, что этот приём не корректный. Если хотите, бестактный и даже грубый. Особенно для мажордома, призванного вносить \"доброжелательную обстановку\" в дискуссии. Всё-таки здесь- Клуб, а не профсоюзное собрание, где автору \"ставят на вид\" прилюдно и указывают, что и о каких достижениях ему писать. И совковые обличения тут не к месту. Стихи Адольфа и автор этого не заслуживают.
    Леонид

  • Уважаемый Адольф, в первую очередь для таких как Вы старался сделать маленький подарок, когда готовил для Острова фотографии прекрасного Львова - города Вашего послевоенного детства и юности. Такой город нельзя забыть - разлюбить. Не всем покинувшим СССР посчастливилось жить среди такой, овеянной веками, красоты. Поэтому не всем дано разделить и понять Вашу грусть. Валерий

  • Уважаемый Адольф! Здесь,на Острове,много эмигрантов-мигрантов.Каждый из нас воспринимает эту, без сомнения, болезненную перемену в жизни по-своему: кто - как неизбежность, кто - как трагедию, кто-то как возможность изменить к лучшему судьбу детей, но мало кто как \"охоту к перемене мест\". И настроенность наша зависит от возраста, характера и приспособляемости.Но ностальгия по прошлому, а скорее,по юности, у всех нормальных людей естественна.Хуже,когда человек ощущает себя эмигрантом у себя на родине. О Ваших стихах хорошо сказала Валерия.
    Пусть Вас утешает Ваша же мысль о том, что мы мостим путь для идущих вслед.

    Мы бывшие. Были.
    Что было - прошло.
    Легенды и были
    Песком занесло.
    Беленые стены,
    Грошовый уют...
    Сошедшим со сцены
    Здесь шанс не дают.

    Надеюсь,что все не так плохо. С уважением, Ирина Лейшгольд

  • Не могу не согласиться с Вами, В.Д., уважаемый оптимист из эмигрантов, мало печаЛЯщийся о прошедшем и не страдающий ностальгией по прошлому, по Родине, по изменившейся судьбе не по своему желанию, а по безысходности и отсутствию перспективы для дальнейшей жизни детей и внуков...
    Начнём с того, Вячеслав, что многие и из нас стали эмигрантами по разным причинам. Одни, более молодые, по идеологическим причинам, по несогласию жить в изменившейся стране, ухудшившимся состоянием её во всех направлениях ( работа, материальные условия, ксенофобия, беспредел и пр.) Другие, более пожилые и старые, ушедшие на пенсию, эмигрировали вслед за детьми, уехали от нищеты и унижения с ней связанного, от изменения социального статуса и невостребованности. Третьи, в поисках лучшей доли и жизни. Четвёртые по религиозным соображениям....
    Отношение к эмиграции и её тяготам, а они всегда есть, зависят от характера человека, умения его бороться в новых условиях, при наличии языкового барьера, новых отношений между людьми, новым обществом , окружением... Есть слабаки и пессимисты, паникёры, слюнтяи. Есть лирики и сентиментальные люди, которым

    \"..И снятся нам, порой до слёз,
    колени девичьи берёз
    с листвою, как копна волос,
    и в белом платье в полный рост,
    каштана веер - лист резной
    в аллеях, пахнущих весной,
    где память юности живёт,
    где наш исток и наш исход\"...

    Никому, никого осуждать не следует. Это индивидуальный выбор. Ведь автор не тянет Вас в единомыслие, не призывает в сочувствующие, а рассказывает о себе, своими словам, откровенно делится с читателями своими переживаниями и мыслями. Я согласен, что он слишком много негатива привнёс в свои стихи, ведь его хорошо приняли и помогли. Мог бы и плюсы показать эмиграции, поблагодарить страну, приютившую и накормившую его...
    И я не очень доволен тем, что вынужден по целесообразности уехать, кстати, не репатриироваться, а эмигрировать,но я принял изменение в статусе, как судьбу и нашел всё лучшее в своей эмиграции, хотя о \"коленках берёз\" тоже тоскую в воспоминаниях. Только в воспоминаниях.
    А с Вам я не согласен в Вашем раздражённом тоне по отношению к автору и в резком несогласии с ним. Ведь это не спор, а разбор литературного произведения. Оставим характер человека за чертой обсуждения строчек стихотворений. Они удачны, образны, красивы... И он такой по характеру.
    А мы с Вами другие и свою ностальгию, если она и была или есть, прячем за оптимизмом искренним или слегка наигранным, бодреньким... Но воинствующим оппонентом здесь становиться не стоит. Тем более, что ошибок я не нашёл и знаки препинания, как и рифмы - всё вроде в порядке.
    Так что, не будем горячиться, толькро высказываться по произведениям не переходя на личности...

  • Уважаемый Адольф!
    Спасибо за Вашу "Эмигрантскую" подборку!
    Стихотворения наполнены чувствами и мыслями человека, пережившего глубокое разочарование от перемены страны проживания. Ваши стихи поймут
    тысячи сограждан, вынужденных покинуть Россию, поменявших язык общения, культурный слой, часто их работа на ступеньку ниже той, чем они занимались на родине.
    Распад СССР и большая волна эмиграции, ломка судеб людей, вынужденных уехать в поисках заработка или счастья для себя и детей, всё это нашло отражение в Ваших стихах.
    В них и раздумья, и ностальгия по юности и друзьям, и мысли о трудностях адаптации к новым условиям.
    Сильно звучат слова стихотворения
    «Одряхлела, распалась империя...»
    Одряхлела, распалась империя,
    разметало осколками нас
    по просторам планеты немереным,
    равнодушным без всяких прикрас.

    Глубокое впечатление оставило стихотворение «Последние слова», где дана драма живущих за рубежом:
    «Легко ль, осколки судеб
    собрав, себя вернуть,
    не ждать ни чуда, ни заслуг признаний?
    Теряя поколения,
    мостим мы путь
    собою - для идущих вслед за нами.»
    И последние заключительные строки показались особенно убийственными.
    Продолжая их -
    «А самые последние
    слова о нас
    на языке чужом на камне выбьют.»
    Такое предсказание
    звучит у Вас,
    как гвозди в гроб . Налью и выпью.
    С благодарностью,
    Валерия

  • Во всех стиха одна тоскливая-претоскливая нота: \"Зачем, зачем я уехал?..\"
    Что ж, коль такая нЕмочь, - бери билет на самолет и прямиком восвояси!
    Так нет же, - остается тут, чтбы тосковать, тосковать. тосковать, тосковать по Родине (именно так, только с Большой Буквы!), проклиная \"Судьбу\".

    \"Вдруг вырвали нас с корнем

    из земной коры,

    воткнули кое-как в чужую землю\",- оскорбляется поэт.
    Только вот почему использован безличный оборот? Разве Поэта за шиворот тащили в отвратительную неизвестность? Или не он сам принимал решение?
    А это \"воткнули кое-как в чужую землю\" просто оскорбительно для этой земли. Поэт как-то не задумывается, что его МИЛОСТИ РАДИ
    пустили на эту \"чужую замлю\", причем ГОСТЕПРИИМНО раскрыли перед ним дверь (социальная помощь, социальное питание, социальная квартира, социальное медобслуживание...).
    А он понять не может, зачем (да вот за ЭТИМ ВСЕМ!) улетел.
    И пишет МЫ,- но по какому праву высказывается от имени НАС?
    МЫ-то ведь знаем, ОТ ЧЕГО именно, ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ распрощались с оставленным \"раем\".
    Недавно прислали мне по Интернету песню:

    С чего начинается Родина?
    С досмотра в аэропорту,
    С нахальных и злых пограничников
    С кривой папиросой во рту...

    С чего начинается Родина?
    И лучший не найден ответ:
    С того, что еще перед вылетом
    Мы взяли обратный билет!

    Между этими куплетами несколько других, но не в них дело. Больше бодрости, г-н Печалующийся Поэт!

    ВД

  • Мне кажется, что каждый, переживший эмиграцию, найдет в этих стихах близкие ему мотивы. То есть стихи заденут струны эмигрантских душ.
    Нынешнее время здорово разбросало людей по свету. Но, как бы в награду им за смелость, был создан интернет, который снова объединил разъехавшихся. Разве это не прекрасно? Хотелось бы, чтобы хоть одна струна да спела об этом в мажоре.

Последние поступления

Календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Кто сейчас на сайте?

Шашков Андрей   Андерс Валерия  

Посетители

  • Пользователей на сайте: 2
  • Пользователей не на сайте: 2,324
  • Гостей: 337