Кладницкий Давид




1.
В искусстве всё –
движенье нашей крови,
и суть его –
всё наше существо.
Иной раз – так бывает! –
поневоле,
но видеть это
может меньшинство.

Ин-туи-тив-но,
Ирра-цио-наль-но –
понятий много
из различных слов,
но главное, что это –
не случайно.
За каждый штрих
ответить я готов.

И некая тревожащая сила
во мне всегда,
с рождения,
была.
Она меня в искусство
приводила
и удивляла так,
как каббала.

В моих картинах –
повеление души.
И, возвышаясь,
покидал я гетто.
Как только отделялся
от земли,
я становился сразу же
поэтом.


2.
Картинами поведал нам Шагал
о Витебске, себе и о России,
как в них ютились горе и печаль.
«Чтобы не хуже было», - все просили
в домах и синагогах.
Как всегда,
дверь открывали, чтоб вошел Илия.
Так это длилось многие века.
Благословенна Мариам-Мария!

А каждый холст –
пронзённый жизнью сон.
И он давал
всем новую надежду.
Инстинкт и разум –
непременно в нём.
И что-то всё же
было ещё
между.


3.
«Не отнимай свечи
из рук моих», -
писал Шагал в стихах своих.
«Как Иисус,
распят я на мольберте», -
и это было правдою –
поверьте.
На «идиш» думал и писал,
на нем картины создавал –
местечки нищие,
кривые времена,
а в них – евреи
и сутулые дома.
По улицам неровным
сквозь века
хромала тяжкая
еврейская судьба.


4.
На праздник Суккот
или Симхас-Тора
пропал мой дед,
и нет его нигде.
Обиделся?
Быть может, была ссора?
Его искали
всюду и везде.

Какой там праздник?!
Нам не до молитвы.
Живой ли он?
А, может быть, и нет?
Не выходил он
просто так
и лишь бы.
Вопросов много,
а каков ответ?!

О, Боже мой!
На нас свалилось горе!
О, Царь небесный,
не оставь в беде.
Глядим на небо
синее, как море,
а дед жует
морковку на трубе!

И он обводит взглядом
Божье царство.
Ничто не омрачает
его взор.
Он выше всех!
Без всякого лукавства –
от счастья он
лепечет всякий вздор!

5.
Высоко над нами
музыкант на крыше –
играет он,
и скрипка с ним поёт...
И звуки, им послушные,
всё выше –
летят туда,
где должен быть Господь.
И грусть и смех
стекают с этой крыши,
как звонкая
весенняя капель.
Мы ими очарованы.
И слышим
шедевры предков –
музыкальный хмель.

Мы в прошлое уйдём –
в минувшие лета,
и время сразу же
к другим сбежит.
Для них звучать будет
мелодия с холста.
И волновать.
И голову кружить.


6.
Вы видели коров,
играющих на скрипках,
над городом,
над солнцем
и над небом?
Одна играет,
словно на поминках,
другая весело,
но повод нам неведом.
И в небе сам Шагал –
он фокусник и клоун.
И в то же время –
добрый он волшебник.
Еврей из Витебска
мир покорил, как воин, –
он победитель
и его же пленник.

7.
Он был таким неугомонным –
учитель самый первый мой,
неутомимым, очень скромным –
и для меня он, как родной.

Носил в себе он грусть с печалью.
Решал он множество проблем.
По Витебску я с ним гуляю,
но мысленно… Учитель Пэн!

Звать Юрием, сын Моисея –
свой новый стиль он изобрел.
Ко мне явился как Мессия –
и дал понять, что я умен!

В его картинах – несуразный,
едва заметный милый «сдвиг»,
и сделал шаг тогда отважный
я в полный озаренья миг.

Он возвышался, как мыслитель.
С ним в тайну ремесла проник.
Пошел я дальше, мой учитель, -
твой благодарный ученик.

8.
В приюте
успокоенных сердец
ни слез, ни стонов –
тишина.
Здесь судьбы уходили
под венец
в объятия небытия.


Большое, печальное
пастбище
могильных камней.
Я молюсь...
В воротах
еврейского кладбища
ни с кем я уже не столкнусь.

9.
Творит молитву он –
наш витебский раввин.
Библейские
и умные глаза.
И руки пахаря.
И множество седин.
Его лицо отметила
Судьба:
набросок сделала
штрихами из морщин.
И вот его молитва
свершена –
пора снимать с себя и талес
и тфилин:
не говорить же с Богом
до утра.

10.
Мой дядя Зюся – парикмахер,
единственный на весь Лиозно.
Прически разные, как мастер,
ваять умел он грациозно.
Он делал всё в своей манере.
Усы, бородка, добрый взгляд –
блистал бы он в Париже, Вене,
в других столицах – всех подряд.


11.
Витебск Шагала –
предместье, дома,
множество серых заборов.
Горе и радость
в библейских глазах
забытого Богом народа.

12.
Грёзы витают
и с ними мечты.
Он держит жену,
словно знамя
прекрасной и верной,
чистой любви.
Она –
как духовное пламя.

13.
Ты мое озарение, Белла, -
не могу я писать без тебя.
Ты в палитру вошла мою смело –
отдала для фантазий себя.

Ты мое вдохновение, Белла,
и как критик, и друг, и жена.
Оценила меня, мое кредо –
и одобрила ласковым «Да!»

Я пою тебя всюду – в молитвах,
в своих грёзах, эскизах, мечтах,
в старых, будущих, новых картинах
и во всех мной увиденных снах.

14.
У булочника свет в окне с ночи.
Осталась в небе лишь одна звезда.
Столб дыма из растопленной печи
к ней устремился с раннего утра.

Вот кляча с тонкой шеей побрела,
и месяц блеклый над соседской крышей,
проснулись пчелы – все они в делах,
и солнце поднимается всё выше.

Я вижу – едет странная телега.
На ней – возница задом наперед.
И узнаю –
ведь это мой коллега:
он любит делать всё наоборот.

Хозяин открывает свой трактир.
Соседка заплетает две косы.
Загадочный непостижимый мир
от звезд на небе до седой росы.

Двина же всё текла мимо меня,
И Время уходило с нею в даль.
Я наблюдал с высокого холма
и красками замазывал печаль.

В холстах его – ушедшая эпоха.
Её самозабвенно рисовал.
Прошел с ней от порога до порога
и жизнь всегда с любовью воспевал.

15.
Как каждый еврей,
он не нужен России,
Берлину, Парижу –
не нужен нигде.
Все будет иначе
с приходом Мессии,
но это случится,
быть может, во сне.

Он думал о Рембрандте
и своей маме,
Сезанне и дедушке,
и о жене,
о новых работах.
Как тесны все рамы
для милого Витебска,
что на холсте!

На уровне окон –
простая телега
и лошадь, возница
куда-то летят.
Как в жизни, когда
ждет приятная веха,
Судьба и Надежда
безумно спешат.

16.
Что только
не придумает еврей?!
Возьмите этого…
Ну, как его?!
Шагал.
Такой он маленький –
почти что, как пигмей.
Зато, послушайте,
какой же он нахал!


На выставке я был.
О, Боже мой!
И люди, лошади,
коровы и ослы
по воздуху бредут
невидимой тропой.
Своими красками
он искромсал холсты.

А скрипачи –
евреи же, конечно, -
позалезали кто на небо,
кто куда.
Они нас удивляют.
И так – вечно.
У этой нации
больная голова!

То всё в зеленом здесь,
а там из синевы.
То вождь ногами вверх
на стол восшедший.
То дом родительский
растет из головы.
Поверьте мне –
он просто сумасшедший.

17.
А мне приказала Гармония:
«Пиши мой портрет –
вот и всё!»
Понравилась мне
церемония
создания лика её.

18.
Он свой портрет
мазками слов
почти сто лет писал.
И слышал предков
своих зов –
его воссоздавал.

А в красках –
магия основ,
поэзия богов.
Сжигал среди
своих холстов
и плоть свою
и кровь.

Апрель 2007 г.













Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться

Люди, участвующие в этой беседе

  • Гость - Комаров Евгений

    Весьма недурственно!

  • Гость - 'Гость'

    Я с Вами согласна - \"перл\", конечно же, неудачный. Я думаю, что со временем перечитаю этот роман. Дело в том, что главы романа, описывающие злоключения героя во время оккупации, я воспринимала как очередное интервью - я сделала более 200 интервью по фонду Спилберга, и, может, из-за этого отношения упустила что-то главное в романе. Спасибо за замечание. А сейчас я увлеклась Мураками и Вербером.

  • Гость - 'Гость'

    Уважаемая Жанна! Вы пишете: \"- роман интересен, но не вызывает у меня телячьего восторга.\"...
    Ну, почему у такой милой женщины должно быть или не быть \"телячьего восторга\" после прочтения романа?
    А не просто восторга - \"никакого\", \"большого\" и пр. Возникает желание узнать после какого романа Вы в последний раз испытывали \"телячий восторг\"?
    Согласитесь, что \"перл\" то, неудачный...

    А роман Людмилы Улицкой \"Даниил Штайн - переводчик\" интересный, сложный и спорный, но жизнь в рамки не вставишь. И такое стечение обстоятельств, как приверженность к различным религиозным конфессиям у представителей одного этноса бывает.

    X.Y.Z.

  • Гость - 'Гость'

    Роман очень интересен, и думаю, что Улицкая его именно выстрадала и пыталась решить свои проблемы. К сожалению, у меня этой книги нет, но попытаюсь достать для Вас. Мне очень интересно Ваше мнение, потому что мое мнение не совпало с мнением большинства- роман интересен, но не вызывает у меня телячьего восторга. Когда найду книгу, сообщу

  • Гость - Хаустов Андрей

    Нет, не все читали Даниил Штайн. Я вот не читал.
    А что, стоящая весчь? Рекомендуете? :-)
    И что даёт эта книга, что оставляет после прочтения? Я слышал \"одним ухом\", что Улицкая долго этот роман писала, лет 10. Наверное, он \"выстрадан\" \"кровью и потом\".
    А Вы что скажите, Жанна?

  • Гость - 'Гость'

    Давид, дорогой, я, как обычно, прочитала поэму позже всех. И, как обычно, поразилась умению излагать мысли в удивительных стихах вообще и Вашему в частности. Для меня это непостижимо.Спасибо огромное за поэму и всем за потрясающие комменты. Я тоже против \"кичливости\", просто нужно различать ее корни. Да и \"местечковость\" не должна служить обидным словом - в ней, местечковости, есть то, что потеряли мы, рожденные при социализме в больших городах.А насчет переплетений религий и философий, особенно на Земле Обетованной, то, наверное, все читали \"Даниил Штайн - переводчик\" Людмилы Улицкой.
    С благодарночтью Жанна

  • Гость - 'Гость'

    Последний маран
    Марк Штейнберг

    В октябре 1940 года полновластный правитель Испании каудильо \"вождь\" испанского народа Франсиско Франко-Баамонде встретился с самим Адольфом Гитлером в Андайе. Беседа была не из любезных: фюрер категорически требовал, чтобы каудильо принял участие в операции \"Феликс\" - захвате Гибралтара. Для этого Франко должен был пропустить германские войска через территорию своей страны. Больше того - испанская армия должна была подключиться к их действиям. Однако суровый испанский диктатор был категорически несогласен с Гитлером. Выдвигая разные, по мнению фюрера, несущественные причины, он наотрез отказался не только от участия в операции \"Феликс\", но и от пропуска вермахта через испанскую территорию.
    Разгневанный фюрер резко оборвал беседу и больше никогда не встречался с испанским диктатором. После весьма прохладного прощания, Гитлер еще долго и яростно поносил Франко. Он обзывал его \"мерзким еврейским торгашом\", орал, что \"нюхом чует в каудильо еврея. У него чисто семитская рожа, один только нос чего стоит. Такие носы - верный признак еврейского происхождения\". Имел ли Гитлер какие-то сведения об этом, или и впрямь унюхал еврейские корни каудильо - сейчас неизвестно. Однако ярость его была вполне оправдана: если бы Гибралтар пал, то это существенно повлияло бы на ход , а может - и на исход Второй мировой войны. Но и, кроме того, Гитлер наверняка был осведомлен о странном поведении испанского диктатора, который приказал своим дипломатам в Венгрии, Румынии, Греции и вишистской Франции выдавать паспорта евреям этих стран и помогать им перебираться в Испанию. Франко также, по сути, спас несколько тысяч евреев из Берген Бельцена и Салоник, он приказал открыть границу перед евреями и ее перешли более 40 000 европейских евреев только в 1940 году. И неизвестное число - в остальные годы Второй мировой войны. По неточным данным, убежище в Испании тогда обрели более 200 тысяч евреев.
    Согласно законам государства Израиль, человек, спасший во время Холокоста хотя бы одного еврея, почитается \"Праведником Мира\". Ему воздаются особые почести, память о его подвиге запечатлена в специальном обряде, вроде посадки дерева на Аллее Праведников Мира. В таком случае в честь Франсиско Франко-Баамонде в Израиле должна уже давно цвести целая роща этих деревьев. Почему же этого не произошло? Сегодня вполне очевидно - ни один политический деятель в годы Холокоста не сделал столько для спасения евреев, сколько Франциско Франко-Баамонде, прямой потомок испанских маранов. Кстати, о его происхождении заговорили сразу после войны, когда прояснилась эта деятельность каудильо. Именно еврейскими его корнями объясняли ее, и Франко никогда не пресекал эти толки. Может быть, потому, что уж больно одиозной была родовая фамилия его отца - Франко, происходящая от названия галисийского городка, который когда-то был почти полностью еврейским. И в Испании эта фамилия звучит также как в России Бердичевский или Подольский. И сам каудильо и многие его приближенные, знали, что и фамилия его матери Пилар-Баамонде и Пардо пришла к ней от ее предков, знаменитых раввинов Пардо - Иосифа. Йосии и Давида. Впрочем, маранами были предки каудильо и по отцовской линии.

    Но кто они такие - мараны? Когда в 1492 году их католические величества Фердинанд и Изабелла издали указ об изгнании евреев, то остались в Испании лишь те, кто принял христианство. Однако среди них немало оказалось таких, кто в тайне сохранил приверженность иудаизму. Вот их-то и назвали маранами, что означало \"свиньи\". Конечно, маранов безжалостно преследовала инквизиция, изобличенных подвергали страшным пыткам, сжигали на кострах. Тем не менее, в Испании и Португалии семьи маранов вплоть до ХХ века умудрялись хранить традиции былой веры. Одной из них, соблюдаемой более всего, были браки между членами своей общины. В сущности, каудильо и происходил именно из такой семьи. Его поведение в годы Второй мировой войны показало, что он твердо помнил об этом...
    Евреи на Пиренейском полуострове поселились еще во времена римского владычества. Однако в период интенсивного распространения христианства в Европе они подверглись жестоким преследованиям. Впрочем, преследования исходили и от арабов, завоевавших Испанию в VIII веке н.э. Правда, вскоре их эмиры приблизили к себе некоторых выдающихся членов еврейской общины, особенно ученых, финансистов, архитекторов и строителей. Были среди них и военачальники, командовавшие мавританскими полками, инженеры, возводившие замки. Вместе с тем, имеются данные средневековых хроник, свидетельствующие, что воины и полководцы - евреи сражались и на стороне христианских королей, воевавших с маврами. Это относится, прежде всего, к династии кастильских монархов Альфонсов. При короле Кастилии Альфонсе Шестом, евреи были уравнены в правах с христианами (невиданный случай в мировой истории того времени!) и могли служить в королевской армии. Могли, собственно, и не служить, но, по призыву своих религиозных руководителей, все, кто мог держать оружие, встали под знамена своего высокочтимого монарха. Из этих евреев был сформирован особый корпус, насчитывавший около 17 тысяч человек. Его командующим был еврей Файзель бен-Давид, вторым полководцем - Ханина бен-Эфраим. Еврейские воины отличались от остальных королевских солдат черножелтыми тюрбанами. Кастильский хронист сообщает, что в сражении с войсками мавританского полководца Юсуфа ибн-Тешуфина еврейский корпус дрался с большим героизмом и самоотвержением, и поле боя было буквально усеяно телами павших воинов в черно-желтых тюрбанах. Хронист далее пишет, что у короля Альфонса Восьмого Кастильского (1166-1214 гг.) в его армии было: \"...много сеньоров из Толедо, богатых и грамотных евреев, которые доблестно, как рыцари, сражались с маврами...\" Король Альфонс Десятый, еще будучи наследным принцем, командовал кастильской армией и санкционировал включение в ее состав двух полков, полностью укомплектованных евреями. При взятии Севильи в 1298 г. эти полки отличились своей стойкостью и в награду за верную службу и мужество в бою этот король, прозванный \"Мудрым\", даровал их воинам большой участок плодородной земли для учреждения еврейской колонии. Он также передал иудеям Севильи три мечети, для превращения их в синагоги, взамен сожженных маврами.
    Летописи и хроники тех времен донесли до нас немногочисленные, правда, факты об отдельных воинах-евреях, чем-либо особенно отличившихся. Все они, как правило, были военачальниками или офицерами. Многие переходили на службу к исламским правителям. Так поступил и изгнанный из Испании Фердинандом и Изабеллой и переселившийся в северо-африканский эмират Фец еврей Самуил бен-Аваленси. Он возглавлял многотысячные полки кавалерии эмира и в 1536 году разгромил крупное восстание марокканских негров-рабов, несмотря на то, что их 30-тысячное войско втрое превышало его собственное. Из документов того времени стало известно, что такие еврейские воины-профессионалы, как Самуил бен-Аваленси, изгнанные из Испании, научили арабов и турок пользоваться современным огнестрельным оружием, пушками и мушкетами, тактическими приемами и оперативными маневрами на полях тогдашних сражений, что во многом способствовало впоследствии их победам над христианами. Весьма знаменательна карьера одного из таких беглецов дона Иосефа Мендеса (Наси), который в начале второй половины 16 века вынужден был, бросив свое огромное состояние, эмигрировать в Турцию из Испании. С помощью султана, принявшего его на службу, ему, однако, удалось выручить и перевезти в Турцию почти все свое имущество. В силу присущей дону Иосефу мудрости и предусмотрительности, он обрел огромное влияние при султанском дворе, где ни одно важное решение не принималось без совета и санкции этого министра.
    В 1564 году султан Сулейман Второй за заслуги, в том числе и военные, даровал дону Иосефу Тиверию с окрестностями. Через два года он возводит его в герцогское достоинство и дарует остров Наксос с близлежащими островами. В 1570 году дон Иосеф был главным сторонником войны с Венецией и именно благодаря ему этот город-государство был сокрушен. За разгром венецианских войск султан назначает герцога (Наси) Иосефа правителем Кипра и всей Валахии (нынешняя юго-западная Румыния).
    Необходимо хотя бы кратко остановиться на роли маранов в завоевании и освоении Америки. Экспедиция Колумба была осуществлена в значительной мере благодаря испанским евреям. Канцлер короля Фердинанда маран Луи де Сантанел пожертвовал на оснащение ее кораблей 1 миллион 400 тыс. мараведи. Почти столько же внесли казначей Арагона Габриель Санчес и королевский камергер Хуан Кабреро, принадлежавшие к маранской общине. Именно они, как спонсоры, достигли соглашения с Колумбом, по которому на каждом их трех кораблей его эскадры находилось не менее трех маранов. А на самом деле, их было в два раза больше. Известны имена некоторых из них: судовой врач Бернал, хирург эскадры Марко. Но более всего имеется сведений о переводчике экспедиции маране Луи де-Торрес. По данным судового журнала флагманской бригантины, именно он первым ступил на берег Нового Света. И впоследствии остался там, навсегда поселившись в Америке. Насильственно обращенные в христианство евреи приняли самое активное участие в \"конкисте\". Отдаленность земель Нового Света от щупалец инквизиции поначалу не сулили этим евреям вполне реальную перспективу разоблачения и наказания за скрываемый иудаизм. Это и подтолкнуло многих из них к участию в завоевательных походах.
    Выдающимся конкистадором был Алонсо де Авилла. Скрытый иудей, он участвовал почти во всех экспедициях Кортеса, воевал вполне профессионально и за свои заслуги был назначен первым губернатором построенного испанцами города Веракрус. Однако спустя несколько лет агенты инквизиции узнали, что губернатор свято соблюдает иудейские обряды, презирая христианские. Последовал донос и Алонсо де Авилла был казнен.
    По данным бразильского историка Аниты Новински, в Х VII веке евреи составляли до 2% процентов населения Рио-де-Жанейро и в не меньшей пропорции служили они в военных формированиях этого региона. А в Суринаме евреи составляли почти половину местного населения и не менее 50 процентов их входили в вооруженную стражу и в состав корабельных команд. Даниил Леви де-Барриос был сыном знатного испанского еврея, которого принудили под страхом смерти перейти в христианство. Но когда в Брюгге он служил в войсках испанского короля, то открыто объявил себя иудеем. Однако командование, учитывая его выдающиеся военные заслуги, сочло возможным оставить де-Барриоса на королевской службе. Этот \"железный еврей\", как прозвали полковника рейтаров, славился неукротимой отвагой, сочетавшейся с дерзостью и расчетом, что неизменно приносило его всадникам успех в боях.
    Не так сложилась судьба другого офицера - еврея, капитана конной гвардии португальского короля, марана Мануэля да-Вилла Реаль Фернандеца. Он доблестно и честно служил, не раз отличался в битвах, пользовался неограниченным доверием самого монарха, который назначил его португальским консулом в Париже. Однако, оставаясь в душе иудеем, он втайне соблюдал обычаи своей веры. Это было замечено, и когда он вернулся в 1652 году в Лиссабон, инквизиция схватила Мануэля и после зверских истязаний его сожгли на костре.
    Первым известным нам евреем-военным деятелем высокого ранга в России был португальский маран во втором поколении, как его звали в России - Антон Мануйлович Дивьер, нанятый Петром Первым на службу в Голландии в 1697 году. Служа честно и с великой доблестью, он уже вскоре произведен был в звание генерал-адъютанта, а после провозглашения Санкт-Петербурга столицей империи был назначен первым его генерал-полицмейстером. В 1726 году возведен в графское достоинство и назначен сенатором. По воспоминаниям современников, он вместе с другим евреем вице-канцлером Петром Шафировым, был замечен самим Императором во время пасхального седера, который они справляли тайно. Но Петр Первый, отругав и даже поколотив своих приближенных, заинтересовался этим обрядом и присоединился к выпивке, в результате - ее участники упились до бесчувствия. Против воли всесильного фаворита Петра, светлейшего князя Меньшикова, Дивьер женился на родной его сестре. После смерти Петра, Меньшиков сослал Дивьера в Якутск, где, впрочем, тот стал генерал-губернатором. Однако в 1743 году Дивьер с почетом возвращен был в столицу императрицей Елизаветой и восстановлен во всех своих должностях и владениях, возведен в чин генерал-аншефа.
    Известным исследователем истории Одессы Оскаром Судаковым раскрыта подлинная биография основателя этого города, адмирала Иосифа Михайловича де Рибаса. По происхождению он еврей, точнее - испанский маран. Предков де Рибаса в свое время пригласил на службу король обеих Сицилии, назначивший Мигеля де Рибаса, отца Иосифа, военным министром. Иосиф де Рибас родился в Сицилии в 1750 году, имя его - Хосе. В Россию он попал по приглашению графа Алексея Орлова в Ливорно, где помог ему вывезти в Петербург пресловутую княжну Тараканову. Молодой испанский еврей весьма понравился императрице Екатерине и какое-то время состоял у нее в любовниках. Впоследствии она женила его на своей фрейлине Соколовой. Имя ему сменили, и стал он Иосифом Михайловичем. Был де Рибас направлен в Тавриду, участвовал в русско-турецких войнах, под командованием Суворова штурмовал Измаил. В 1794-1797 годах он руководил сооружением порта в Хаджибее, а затем и возведением нового города - Одессы. За военные заслуги произведен в чин адмирала и таким образом Иосиф де Рибас является первым евреем, который стал российским адмиралом. Он был кавалером многих высших российских орденов, в том числе 2-х орденов Александра Невского, Георгия Победоносца, князя Владимира. Скончался адмирал Иосиф де Рибас 1 декабря 1800 года.

  • Гость - Кладницкий Давид

    Уважаемая Валерия! Относительно иллюстраций Вы совершенно правы: они необходимы. Но несколько иллюстраций в данном случае проблему не решают. И Семен это понимал.
    Почти за каждым стихотворением стоит конкретная картина художника. Нельзя же столько давать иллюстраций. В то же время, чем меньше читатель знаком с творчеством Марка Шагала, которое в значительной степени посвящено местечковому Витебску и нищете его обитателей, тем он более склонен обвинять в \"кичливости\", \"местечковости\" и прочих грехах, вплоть до национализма. Вот название некоторых картин художника: \"Ворота еврейского кладбища\", \"Витебский раввин\", \"Парикмахерская (Дядя Зусман)\", \"Красный еврей\", \"Еврей за молитвой\", \"Еврейская свадьба\", \"Старый еврей\" и т. д. Гений становится наднациональным, когда он в национальном искусстве достигает таких высот, что, благодаря высшей творческой способности, становится близким и понятным всем.
    Что касается картин Марка Шагала - их легко можно найти в Google, если произвести поиск \"Марк Шагал, все картины\" и на стр.1 кликнуть \"Марк Шагал. Все картины\", \"Марк Шагал\" и \"Марк Шагал, история мировой славы комиссара искусств местечкового Витебска\". Картин там очень много.
    Вы правы, Валерия, если ввести иллюстрации содержание станет более привлекательным для многих читателей. Желательно все-таки, чтобы они были в достаточном количестве. А это, мне кажется, можно сделать, если ввести в текст иллюстрации небольшого размера.
    Я очень Вам благодарен.
    Давид.

  • Гость - Лейшгольд Ирина

    Вы - умничка, Андрей, совсем как Лем, но не в шутку, а всерьез.

  • Гость - Хаустов Андрей

    Цитата: \" БАЛАНС необходим, чтобы не раскачать и не угробить самих себя, а ведь к этому идёт...Садовник только направляет, а Природу в Парке надо поддерживать а не уничтожать. И не меряться силой, преимуществами, гордыней (кичливостью), а жить в гармонии. Для иных это трудно. Но надо...\"

    Подписываюсь полностью, и другими тезисами в последнем высказывании Семёна,
    тов. Хаустов.

  • Гость - Андерс Валерия

    я вновь пытаюсь призвать вернуться к обсуждению Вашей работы, т.к. конфликт на Ближнем Востоке решить трудно, хотя не безнадежно. Кто-то из наших коллег писал, что его дано могли бы погасить, и даже решить вопрос о создании независимого государства Палестины, чтобы не было повода для террора, НО кому-то ВЫШЕ выгодно поддерживать напряжение в этом регионе, превращая его в полигон для сравнения вооружений.
    Уважаемый Давид,
    публикация Ваших стихов , как мне кажется, была немного поспешной, т.к. Семён, выставляя их, поторопился поставить текст, но не поставил хотя бы несколько работ М.Шагала, для иллюстрации содержания стихотворений, собранных в Поэму. От этого воздействие на читателей только усилилось бы.
    Для сравнения загляните на последнюю статью И.Борисова, \"Черная тень на тускнеющем зеркале (ИСКУССТВО)\", которая без иллюстраций намного обеднела бы. Впрочем, это и сейчас не поздно сделать под Вашей Поэмой, а под заглавием можно написать –Обновлено (для привлечения внимания читателей).
    Пока на нашем сайте я нашла один витраж М.Шагала во Франции по линку :
    http://www.andersval.nl/index.php?option=com_content&task=view&id=63
    Эта статья –на моей странице от 04.05.2005 г.
    С наилучшими пожеланиями,
    Валерия

  • Гость - Талейсник Семен

    Спасибо, Андрей, за правильное понимание проблемы арабо-израильского конфликта... Нет во главе нашей страны сейчас человека, который смог бы поставить жёсткую точку. А политика мягкотелости с \"ореолом великодушия и благородства\", идя на уступки\"осуществляется потому, что у двух евреев - три мнения...И тут не до \"кичливости\".
    Мне импонирует твоя точка зрения и подход к общей проблеме взаимоотношений между людьми и народами.
    Нагорная проповедь прежде всего соотносится с заповедями Моисея. Христианское вероучение и мораль по своему самосознанию является как бы высшим уровнем библейского, собственно – иудейского, миропонимания. Не вдаваясь в разночтения и несовпадения Заповедей Моисея и проповеди Христа - и тот и другой призывали народы к миру и сосуществованию, ибо места на нашей круглой планете не так уже много...Т.е БАЛАНС необходим, чтобы не раскачать и не угробить самих себя, а ведь к этому идёт...Садовник только направляет, а Природу в Парке надо поддерживать а не уничтожать. И не меряться силой, преимуществами, гордыней (кичливостью), а жить в гармонии. Для иных это трудно. Но надо...

  • Гость - Хаустов Андрей

    Проблема арабо-израильского конфликта, вероятно, кроется в том, что \"отцы\" государства Израиль по неизветным причинам ведут не жёсткую политику по отношению к нынешним врагам-соседям. Они ведут несколько мягкотелую, так сказать, политику с \"ореолом великодушия и благородства\", идя на уступки.
    А когда начинаешь жалеть уже поверженного в драке хулигана, увидев, что он упал, и проявлять к нему что-то наподобие благородства, то он, этот хулиган, воспринимает это ЗА СЛАБОСТЬ, а не за великодушие, и начинает вести себя как тупая, неблагодарная скотина.
    И тогда конфликту не видно конца.
    Но если ХОТЬ РАЗ поступить не так, то тебя зауважают.
    А потом остаётся лишь самая \"малость\" - не впасть в Гордость победителя....... Хватит ли сил на это Израилю, если он таковым подедителем выйдет?
    вопрос открытый.

    Я сегодня смотрел фильм с интервью Михаэля Лайтмана, кабаллиста и борца за мир.
    Он говорит доступным языком о нравственности безотносительно к вере или национальности. Он иудей, а проповедует практически всё то же самое, что было и Нагорной Проповеди Христа.

    Лайтман говорит о етественном БАЛАНСЕ людей и их культур друг с другом, о внутреннем Балансе с САМОЙ ПРИРОДОЙ - тем Парком, в котором мы живём.
    И садовник в этом парке Бог, но его очень сложно найти за работой, поскольку ПАРК и есть он сам.
    (это, правда уже не он говорил, но говорил очень похоже).

    Как я думаю, сама наша планета, и космос - это наш Дом, и, может быть, и сам Бог, и, чтобы всем комфортно в нём жилось, нужно просто малость - жить в гармонии друг с другом, каждой клетоке с другой клеточкой в единстве с целым Организмом...

    Хаустов.

  • Гость - Хаустов Андрей

    Валерия, а что, сегодня прадник Троицы? (в католической конфессии?).

    Теперь коротко про национальную гордость.

    Семён, я не еврей и не иудей, я не принадлежу к этому народу, а посему меня не особо должны в принципе волновать вопросы антисемитизма.
    Однако, осознавая в себе свои национальные славянские корни, а также ощущая в себе дух Гражданина Мира, я не могу ответить взаимностью относительно высказываний г-на Смирнова и последовавшей реакции от Вас и от Ирины.

    Лично я не воспринимаю того, что евреи \"кичатся\" тем, их народ породил великое множество умнейших, талантливейших и даже гениальных представителей Человечества. Равно как и народ российский породил огромное множество выдающихся личностей, изменивших, как ход самой Истории, так и изменивших сам МИР к ЛУЧШЕМУ, а также ускороивших Прогресс.
    Нет, никто не должен этим кичится. Ни евреи, ни русские, ни другие народы.
    Если я, мой народ, начнём только вспоминать о прошлом и жить тем, какие мы были когда-то хорошими, что родились мы с великим предназаначением, что мы \"родина слонов\" (а я как учёный в прошлом Вам докажу, это РФ - \"родина слонов\" и это так и есть),
    то боюсь, такой народ стремительно начнёт деградировать: сидеть сложа руки в алкогольном забытье, но националистически орать на каждом шагу, что мы такие-сякие, потомки Гениев, потомки Великой Империи, а до этого были потомки Араиев или каких-нибудь атлантов, живших в Сибири много десятков тыс. лет назад, обладавших дославянской письменостью и высокой культурой, ТО МЫ по просто деградируем, исчезнем.
    Нам надо в большей степени не вспоминать что было, и какими мы были, а РАБОТАТЬ сегодня для ЭТОГО.
    И попробуйте тут не согласиться.
    Знаете, все попытки т.н, нацболов, шовинистов, ура-патриотов вспомнить какими мы были великими напоминают полупьяный разговор на лавочке женщины-москвички, спившейся, но с гоооордым видом рассказывающей соседу-гастрабайтеру, какая у неё была ранше красивая квартира в центре столици, и какие известные на всю стану с ней рядом жили люди...

    С ув.
    Хаустов.

  • Гость - Андерс Валерия

    Уважаемые дамы и господа!
    Как пишет Семён, \"Каждый народ гордится своими корнями и героями.\" Да, это так. Но где грань, когда от гордости мы переходим к восхвалению и тем самым порождаем почву для национализма?
    Мы смеялись шуткам «Россия –родина индийского слона», так не будем же уподобляться таким шовинистическим перегибам, и не будем осуждать, нападать, а просто закроем нац-вопрос.
    Сегодня вся Европа отмечает Pinksterdag или Троицу, над Голландией светит солнце, небо голубое, тихий майский день и такая благость и покой , что начинаешь верить, что в этот день Святой Дух спустился на Землю. Чтобы спасти души верующих. Так не будем портить этот праздник выяснением нац-вопросов, они только осложняют положение в напряженном мире. А без пропаганды жизнь течет легче.
    Мы же свободны, зачем вливаться в какие-то направления?
    С Праздником Троицы тех, кто его отмечает!
    Валерия.

  • Гость - 'Гость'

    Люди! среди русских тоже есть хорошие люди. Мне сказал знакомый грузин.

  • Гость - Лейшгольд Ирина

    Я согласна была бы подписаться, Андрюша, под Вашим комментом, но когда на маленький городок в течение семи лет ежеедневно падает до несколько десятков касамыов ( в день) и дети привыкли к вою сирены как к школьному звонку, и это без провокаций с другой стороны, просто так, то все видится несколько по-другому. Но в принципе Вы правы, шовинизм и стремление к превосходству в любых проявлениях отвратительны. Ирина

  • Гость - Талейсник Семен

    В Вашем, пропитанном духом интернационализма, комменте, с которым я, как сказал бы Ваш друг Миша, согласен на 73,43%, Вы ни слова не сказали об плохом душке в комменте В. Смирнова и привели весьма большую выдержку из высказываний Вашего друга - араба, подчеркнувшего неприглядные стороны евреев, но почему-то забыли в противовес ему, привести несколько контраргументов противоположного толка, и, в частности, о явной ненависти тех арабов к евреям, которые не признают право последних на свой дом, своё государство, желая завершить окончательное решение еврейского вопроса по Гитлеру, Ахмадинджаду, Хание и Насралле....Надо \"всем сестрам по серьгам\" уважаемый Андрей.
    Приписывать евреям \"кичливость\",ак порождение местечковости и подчёркивать, что их \"непременно распирает сверх гордость и самостийность, вспоминаются их еврейские корни\" - это явный антисемитский выпад, мимо которого пройти невозможно, чтобы не ответить. Ирина и я ответили, а Ваша позиция не вполне ясна . Вы что согласны с профессором Смирновым? Каждый народ гордится своими корнями и героями. И не надо подменять эти чувства обидными словами...тем более, что речь шла о произведении нашего автора о художнике Марке Шагале, а не о том, что позволил себе г-н В. Смирнов.

  • Гость - Хаустов Андрей

    Лично я против всяческого РАЗДЕЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ, будь то, разделение по достигнутым успехам и достижениям народов, по принадлежности к тем или иным конфессиям, по менталитету, по мировоззеению, по самосознанию и т.д....
    Всё это я к тому говорю, что основа ЛЮБОЙ Дискриминации, любого шовинизма, ЛЮБОГО НЕПРИЯТИЯ - это желание одной группы людей возвыситься над другой группой людей. Или просто МЕСТЬ, или, просто, СТРАХ...

    И я считаю, что мир на Земле если и будет когда-нибудь достигнут, то благодаря тому, что люди, НАРОДЫ, все народы, и в том числе еврейский, ИСКОРЕНЯТ Полностью В СЕБЕ эти понятия, разделяющие ЛЮДЕЙ....

    Я не антисемит, но как-то однажды, мой друг из Москвы (родившийся в Москве, а по крови, практически, араб, с которым мы всегда находили близкий язык, как то сказал мне в кафе, под кружечку чёрного Гёссер, что и среди евреев есть самые настоящие шовинисты, ненавидящие \"скрыто\" всех остальных людей... Что среди евреев находятся люди, разъединяющие мир, что есть люди, которым в самом отвлечённом и, глобальном виде, важен КОНФЛИКТ.
    Проблема молодого еврейского государства в том, что его \"ОТЦЫ\" не желают мира ни себе, ни своим \"соседям\" мусульманам; что конфликт, м.б, лежит на уровне предрассудков исторического масштаба; что мир, хотя бы в Израиле невозможен до тех пор, пока, один из народов не искоренит в себе этот (пусть и завуалированный) дух шовинизма. Извините, если не смог подобрать иные слова, в силу ограниченности словарного запаса.

    И что он, и мир, в котором живут, например, палестинцы и израильтяне, изначально Исторически был запрограммирован, \"теневым образом\" политиками (минимум, с 20 века) на уничтожение в будущем, что и приведёт, не дай Бог, к \"сценарию\" библейского Апокалипсиса...

    Я хочу СКАЗАТЬ, что ни один из народов не должен принимать на себя роль некоей \"мессии\" (вспомните фашистский режим в Германии или тоталитарный режим первых десятилетий СССР); что ВСЕ народы должны жить в политическом и нравственно-культурном БАЛАНСЕ со своими соседями; что ЛЮБАЯ ПОПЫТКА ВОЗВЫСИТСЯ, обернётся катастрофой...
    И таких примеров в Истории много, а сейчас, мы это наблюдаем, например, и в Штатах (о Российской империи, СССР и РФ, я лучше, вообще промолчу).
    Созданию государства Израиль обязан, наверное, тов. Сталин. Скрытой подоплёки мало кто знает, но если это государство было создано, то, наверное, неспроста.
    И даже неспроста \"свыше\", но это уже эзотерика...

    И stat-менеджерам государства Израилево, хочется сказать, цените свой новый обретённый вновь Дом, и не ругайтесь с соседями, не убивайте друг друга и самих себя (\"косвенно\"). Иначе, на мой взгляд, начнётся \"цепная реакция\", которая может охватить весь мир и привести его в конечном итоге, к разрушению.
    И тогда ДОМА ни у кого не будет...


    тов. Х@устов.

  • Гость - Хаустов Андрей

    Давид, Вы очень интеллигентный, тактичный и проницательный человек!
    И талантливый.

    Приходите на Остров почаще.


    Кэп.

  • Гость - Талейсник Семен

    Относить Марка Шагала к местечковым примитивистам - и есть примитивизм. Давайте изберём Вашу вторую его ипостась - наднациональный выдающийся художник, как предложил А.Андреевский, а ещё правильнее - великий художник ХХ столетия еврейского происхождения, выходец из России. И Нильс Бор родился в семье профессора физиологии Копенгагенского университета Кристиана Бора и Эллен Адлер, происходящей из влиятельного и весьма состоятельного еврейского рода датских банкиров и парламентариев. И им гордятся Датчане. И великим учёным Ферми, итальянцем, гордится Италия. Мне не нравится Ваша фраза, что, мол, коль говорят об Эйнштейне и Шагале \"то непременно распирает сверх гордость и самостийность, вспоминаются их еврейские корни\". Меня она просто удивила из под Вашего пера, профессор. Такое позволяют себе националисты.
    И не надо говорить о \"кичливости\", которая некоторым кажется признаком еврейского народа. Из бедных местечек не могла возникнут эта пресловутая кичливость. Она больше присуща аристократам, в том числе и русским помещикам с не очень высоким уровнем образования. Она достаточно показана и в произведениях русских классиков. Кичливые люди встречаются у разных народов и является эта черта не национальной, а присущей мало образованным, недостаточно культурным,но мнящим из себя важных персон индивидам. У кичливых людей много амбиции и мало амуниции, как говоря. Я думаю, г-н Смирнов, что Вы зря провели такую параллель.
    Семён Т.

  • Гость - Лейшгольд Ирина

    \"Кичливость\" - неудачное слово.Это не кичливость Просто народ, который веками был игоем, унетенным и презираемым, и только сейчас построид свой дом, гордится своими великими и тем, что он подарил их миру. Ирина Лейшгольд

  • Гость - 'Гость'

    И я согласен с А.Андреевский ,что \"гений – наднационален\". Как таблица Менделеева.
    Я заметил, когда пишут о Ферми или Н.Боре, то никто не упоминает национальности. А когда об Эйнштейне или Шагале, то непременно распирает сверх гордость и самостийность, вспоминаются их еврейские корни.
    Не в этой ли кичливости основа \"местечковости\"
    ?
    Тогда лучше определиться, к какому классу отнести М.Шагала (французского художника , выходца из России) - к местечковым примитивистам или к наднациональным выдающимся художникам?
    Владимир С.

  • Гость - 'Гость'

    Уважаемый Давид!
    Спасибо за ответ. Конечно, Вы правы, и всё о чём Вы написали, сыграло важную роль в формировании человека и художника. Но тысячи других, имеющих тот же опыт, не стали великим Шагалом. Так, что гений - наднационален. И именно поэтому (наряду с национальным колоритом, конечно), искусство гения - понятно и любимо во всём мире.
    Надеюсь, что я дополнил Ваш ответ. :))
    С благодарностью за Шагала
    и самыми добрыми пожеланиями,
    А.Андреевский

  • Гость - Кладницкий Давид

    Уважаемый Александр, рад тому, что Вы откликнулись на мою публикацию. Спасибо за добрые пожелания.
    \"Еврей ли, русский? Важно ли все это?\" - спросили Вы. Ответ один: нет, конечно. Но нельзя не заметить, что его творчество тесно связано с миром еврейских местечек, с истоками, заложеннымию, в основном, с детства.
    Марк Шагал родился на окраине Витебска, в маленьком домике у дороги, расположенном позади тюрьмы, по соседству с сумасшедшим домом.
    «Как же я здесь ухитрился родиться?» - потом удивлялся он.
    Что видел вокруг себя мальчик? Заборы, лавки, синагоги, дома, церкви, молодых и старых евреев –снующих, суетящихся бедняков и степенно вышагивающих богачей.
    «Знали бы вы,- вспоминал впоследствии Марк Шагал, - как я млел от восторга, стоя в синагоге рядом с дедом у окна с раскрытым молитвенником в руках. Я любовался видом местечка в субботний день. Синева неба под молитвенный гул казалась гуще. Дома мирно парили в пространстве». Это его истоки…
    «Пасха! Ни маца, ни пасхальный хрен – ничто не волнует меня так, как строки и картинки Агады, да еще полные бокалы красного вина.
    В них отблеск темной королевской лилии, мрак гетто – удел еврейского народа и жар Аравийской пустыни, которую прошел он ценою стольких мук».
    «Сноп звездных искр серебром по синему бархату неба – ударяет мне в глаза, проникает в сердце».
    И это тоже его истоки…
    «Праздник священного Судного дня!
    Сияющие, стройные свечи – свечи мольбы и покаяния. Они, словно пламенеющие гиацинты. Рядом с ними лица, белые фигуры теснятся стоя, сидя и склонившись.
    Потолок стал прозрачным. И вместе с запахами поля и хлева проникают синие тучи и голубые звезды. Голова моя отделяется и плавно порхает над всеми».
    «С ранней юности я был очарован Библией. Мне всегда казалось и кажется сейчас, что она является самым большим источником поэзии всех времен. Библия подобна природе, и эту тайну я пытаюсь передать».
    Вот они – его истоки…
    «Я вижу тебя, мама. Ты тихонечко идешь ко мне. Так медленно, что хочется тебе помочь. И улыбаешься совсем как я. Она – моя, эта улыбка.
    Где ты теперь? На небе? На земле? Ах, мама! Смогу ли дотянуться до тебя словами и обласкать их тихой нежностью?»
    Погост, ее могила – место вечного упокоения. И здесь – его душа. И здесь – его картины. И здесь – его истоки.
    Когда ему было 3 года, прошла первая волна страшных погромов – в течение двух лет грабили, избивали и убивали евреев. В 12-14 лет он был снова свидетелем этой трагедии, а когда ему стало 22 года, прокатились погромы 1905-1906 годов – ужаснее их в истории евреев, живущих в России, никогда не было. А дальше – страшные годы революции и Гражданской войны.
    Ничего этого Марк Шагал не отразил в своих картинах, потому что жестокость не впускал в свою душу. Он умел находить в жизни хорошее и быть счастливым.
    В истоках его творчества – детское восприятие мира и непреходящее удивление и молитвы, которые он слышал дома и в синагоге.
    Надеюсь, что я ответил на Ваш вопрос.
    С уважением, Давид.

  • Гость - Кладницкий Давид

    Благодарю Вас за отзыв. Спасибо за стихи, в которых Вы отметили еще одну грань творчества Марка Шагала.
    С уважением, Давид.

  • Гость - Кладницкий Давид

    Андрей, спасибо за исренний и эмоциональный отзыв.
    С уважением, Давид.

  • Гость - Кладницкий Давид

    Ирина, спасибо за поздравление, внимание и доброе отношение ко мне.
    С уважением, Давид.

  • Гость - Кладницкий Давид

    Семен, Вы даже не представляете, как я Вам благодарен. Вы проявили удивительную проницательность и знание творчества Марка Шагала. Более того - Вы ощущаете и чувствуете то, что возможно только при созвучии душ.
    Успехов Вам и творческих достижений.
    С уважением, Давид.

  • Гость - Кладницкий Давид

    Уважаемый Алексей, Ваш коммент ни с каким не перепутаешь и по форме и по содержанию. Спасибо за добрые слова.
    Давид.

  • Гость - Кладницкий Давид

    Уважаемый Иегуда, большое спасибо за Ваш коммент.
    Давид.

  • Гость - 'Гость'

    Еврей ли, русский? – Важно ли всё это?! –
    Коль гением рождён он свету… :))
    ***
    С благодарностью за Шагала
    и самыми добрыми пожеланиями,
    А.Андреевский

  • Гость - 'Гость'

    Присоединяюсь к Андерю Хаустову...

    Парим мы в небесах и водах,
    Покорные его крылАм,
    Шагала детская свобода
    С его картин приходит к нам.

  • Гость - Хаустов Андрей

    Весьма неплохо!........................................., БЛИН!!!!........
    (конечно же, здорово, насколько я, вообще, как говорят, \"в теме\", и насколько я имею представление об искусстве поэзии.........)


    ЗАЧОТ!
    Кладницкий не перестаёт удивлять!

    с уважением,
    Хаустов

  • Гость - Лейшгольд Ирина

    Давид, поздравляю Вас с новой поэмой на сайте. Как хорошо Вы показали самую суть Шагала, который \"сжигал среди своих холстов и плоть свою, и кровь\". Семену Талейснику мешает разнообразие стихотворных размеров поэмы, но мне как раз это нравится, поскольку создает динамичную ритмику стиха. Это довольно распространенный прием. Очень интересно! С уважением, Ира.

  • Гость - Талейсник Семен

    Вы смогли в коротеньких стихах показать нам жизнь великого и неординарного художника, его основные картины и сюжеты этих картин, взятые из жизни родного Витебска и еврейских местечек, показать поэзию замысла и вымысла, неуёмной фантазии и доброго юмора. Поклонник великих французских мастеров кисти, он уехал в Париж, чтоб стать свободным и рисовать то, что хотел, к чему рвалась его душа, но всегда вспоминал родные места и сюжеты оставались те же, но более глобальные, космические. Не зря же они в здании ООН и в израильском парламенте украшают интерьеры. И не зря их вспоминают и присовокупляют к своим произведениям, даже не к художественным, а литературным не мало авторов и поклонников.
    Давид выразил своё отношение, свою любовь к Марку Шагалу в стихах. Пусть их форма такая же местами не гармоничная, как и картины
    Шагала ( я имею в виду их разный размер, что заставляет при чтении применяться снова и снова к иному), но они искренни, правдивы, реально отражают мастерство автора и понимание его замыслов. Это оригинальная поэма, как и оригинален был сам Марк Шагал с его музыкантами на крыше, летающими влюблёнными, сидящим задом наперёд в телеге и прочее и тому подобное, вернее бесподобное. Потому что второго такого художника я не знаю. И такой поэмы о Марке Шагале ещё никто не написал.
    Спасибо первопроходцу.
    Семён.

  • Гость - 'Гость'

    Здорово!!!!!!!!!!!!!!!!!! Завидую, Давид, Вам, всем, умеющим писать стихи. С искренным уважением!
    За сим Аксёнов.

  • Гость - Мендельсон Иегуда

    Легко пишете.
    Легко читается.
    И главное - по делу все же.

    *В моих картинах –
    повеление души.
    И, возвышаясь,
    покидал я гетто.
    Как только отделялся
    от земли,
    я становился сразу же
    поэтом.

Последние поступления

Календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Кто сейчас на сайте?

Андерс Валерия   Шашков Андрей  

Посетители

  • Пользователей на сайте: 2
  • Пользователей не на сайте: 2,324
  • Гостей: 789