Талейсник   Семен

                               

«…И сколько бы лет на земле не прошло, 
Сколько бы зим на земле не мело, 
Сколько бы жизней не кануло в сон, 
В памяти жить будет тот патефон...»

(Татьяна Снежина, «Патефон», 2016 г.)

 

Маргарита Шигина.   «Старый дом».

  Это  грустная картина старого ветхого деревянного дома с заросшим не ограждённым палисадником, вынесенным столом под белой скатертью, на котором стоит старый патефон. А это девочка, сидящая  на одном из венских стульев, облокотившись руками и грудью о стол, полностью охвачена мелодией пластинки и замерла в звучании музыки.                                                                                                    

      У меня долго не было патефона, так как он  относился к роскоши, был редкостью и дорогим послевоенным предметом.  А нам всем хотелось слушать музыку и танцевать. Ведь в юности  это были нормальные желания.

   И вот у меня, наконец, совершенно неожиданно появился долгожданный патефон. Случилось это в 1947 или 1948 году в Ленинграде, когда я был студентом первого курса кораблестроительного института - «Корабелки» в просторечии. Туда меня занесла романтика юности и мечта о море и форме моряка с кортиком у бедра…

   Мне  дядя, родной брат мамы, кстати, мой тёзка, живший в Ленинграде и опекавший меня – провинциала, учитель математики, прошедший  всю войну и демобилизованный после её окончания, подарил мне деньги ко дню рождения на красивую сорочку. Но я без колебаний решил купить патефон, на что, как оказалось, денег хватило… Уже  сейчас  и не вспомню, сказал ли  дяде об этом поступке, но был очень доволен его подарком….

   Я как бы прислушался к совету Иосифа Бродского, который в стихотворении «Русский романс» посоветовал, заглянув в мою душу:

«…Купи на эти деньги патефон

И где-нибудь на свете потанцуй,

(В затылке нарастает перезвон),

Ах, ручку патефона поцелуй…».

    Сдал с трудом экзамены за первый курс, уехал в Винницу и ничтоже сумняшеся поменял «Корабелку» на медицинский институт, что, как показала жизнь, оказалось верным решением. Правда,  вернулся  без кортика, но с патефоном, с фонендоскопом на белом халате и со скальпелем в руке …

    Нет, не у всех были тогда патефоны, лучшее средство домашнего прослушивания грампластинок с записями любимых песен и мелодий. Таким завидовали, хотели с ними общаться и даже дружить. Ведь  теперь

«Я живу в озвученной квартире:
Есть у нас рояль и саксофон,
Громкоговорителей четыре
И за каждой стенкой патефон.

У меня есть тоже патефончик
Только я его не завожу,
Потому что он меня прикончит –
Я с ума от музыки схожу!»

(«Джаз-болельщик». Из

репертуара Леонида Утёсова.

Музыка неизвестного автора.
Слова В. Лебедева-Кумача).

    О магнитофонах я тогда  вообще ничего не знал.  Но зато мог уже слушать музыку независимо от радио! Что хочу такую пластинку из имеющихся, естественно,  и ставлю и играю, слушаю, гляжу на вращающийся диск, меняю диск и подкручиваю ручку патефона, если пружина ослабевает.

     Главной проблемой стали граммофонные  пластинки или, как их стали позже называть, диски с разным числом оборотов (33, 45 и 78) в минуту. Они были разной толщины, качества и материала изготовления. Выпускались и гибкие тонкие пластиковые пластинки.  Изготавливались из  шеллака, полихлорвинила,  синтетических смол и пластмасс фабричного изготовления, очень чувствительные к окружающим воздействиям (температуре, влажности, механическим повреждениям, сроку изнашиваемости), вплоть  до кустарного  использования  отработанной рентгеновской плёнки,  называемой «Джазом на костях».  В обиходе они  назывались «рёбрами» или «записями на рёбрах». Они, конечно, появились значительно позже по времени и  в  связи с возникшим через много лет дефицитом грампластинок, особенно зарубежных групп (The Beatles, Pink Floyd  и т.п.). А привозимые из-за рубежа красиво оформленные пластинки  приобретались, буквально, расхватывались, у фарцовщиков и на «чёрном рынке» за немалые деньги и валюту. Вот тогда и настала пора эрзац - пластинок с использованием рентгеновских плёнок.

     Не могу пройти мимо одного отступления и заметить, что материализованный в моей памяти и сознании, вспоминаемый в настоящее время патефон,  представляется  чётче и яснее даже многих лиц из моего окружения. Если лица школьных товарищей, друзей по двору уже стёрлись в памяти либо с трудом вспоминаются, то, напротив, хорошо  помнятся детали патефона. Его форму и размеры, серо-зеленоватый цвет обивки ящика, в который  был вставлен его механизм. Эта ткань чем-то была сродни коленкору твёрдой обложки некоторых книг. Она долго держалась без видимых изъянов и только в конце своего использования стала лопаться на углах и вокруг замка-защёлки. Да и ручка со временем пообтрепалась.                                                                                                                                        

     Но вернёмся к патефону. Я ставлю его куда хочу: хоть на стол, на стул, на тумбу, на постель. Выношу на крылечко,  во двор и ставлю на скамейку в палисаднике  у дома или в скверике напротив. И тотчас вокруг собираются знакомые и незнакомые любители музыки, слушают, пересматривают пластинки в коробке, выбирая по вкусу и желанию, прося её поставить следующей.

    Либо иду с патефоном в руке, как с небольшим дорожным чемоданом к знакомым или друзьям на вечер танцев под патефон. Обслуживает его кто-то из не танцующих или стеснительных, меняет стёршиеся иглы, дающие о себе знать нарушением частоты звука, характерным трением или «хрипом»… 

      Чаще мы собирались в небольшой двухкомнатной квартире в одноэтажном доме с низкими потолками, где жила семья невысоких ростом, добрых и симпатичных людей с дочкой на выданье без скорой перспективы. Вот они и предоставляли нам свой «танцкласс», где собиралась наша компания танцевать под патефон. Прощай танцевальная площадка в парках и скверах с толкотнёй незнакомых и не всегда приятных внешностью, манерами, запахами и поведением людей.

    Юра Дубинский, высокий нескладный и неуклюжий, застенчивый и быстро краснеющий парень был отличным фотографом и «заводилой» патефона. Никому не уступал накручивание ручки  пружины патефона, отлынивая, таким образом, от танцев, которые ему оказались недоступными, хотя его и пытались учить. Но как только любая из наших девиц оказывалась с ним в паре, это выглядело карикатурно из-за его роста и угловатой фигуры, что сразу вызывало сдерживаемую улыбку кого-нибудь из присутствовавших. Но  он её немедленно ухватывал и, покраснев до корней волос, убегал к ручке патефона, хватаясь за неё, как за свой оберег или спасательный круг…

    Особым удовольствием   для меня и моих спутников  было катание на вёсельной лодке-плоскодонке по Южному Бугу с патефоном, устанавливаемым на одной из скамеек.   

     Река Южный Буг дугой протекала по центру города, затем её русло выпрямлялось и продолжалось в обоих направлениях – по и против течения -  меж лесов и полей, сёл, хуторов и городков, вдоль крутых или пологих берегов, иногда меняющихся местами с выступающими порой каменистыми отрогами серого гранита. Один из таких плоских утёсов считался у нас «Камнем Коцюбинского» по имени известного украинского писателя, музей которого был в центре города, а его имя было присвоено улице, скверику и кинотеатру. Хотя я далеко не уверен, что именно он на том камне бывал…

   Когда лодка благополучно отчаливала от пирса станции проката, все занимали свои места, удобно расположившись, и начинала звучать протяжная и нежная мелодия первой части молдавской или румынской «Дойны». А потом - «Рассвет на Москве - реке» (увертюра или вступление к опере   М.П. Мусоргского «Хованщина»).

Эти волшебные звуки  растекались по глади воды, охватывали берега, наполняли воздух и обволакивали нас своим прекрасным звучанием подстать плавному движению лодки, носимой течением,  контролируемым ленивыми движениями  вёсел…

     Патефон, не зависящий от электричества или батареек, а только от раскручивавшейся пружины, вращавшей диск, пришёлся весьма кстати, и я им пользовался не только в описанной компании, но и для романтических прогулок тет-а-тет со своей  девушкой, а менявшиеся мелодии дисков создавали или дополняли атмосферу чувств, слов и мыслей… 

     Однажды мы так заслушались, плывя по течению, что забыли о времени и о солнце, и моя подруга получила ожог второй степени на верхней части спины, плечах, и лопнувшие пузыри долго сходили шелушащейся кожей, вызывая у меня чувство вины и сожаления…

    Хорошо ещё, что в те далёкие времена не вошли в моду мини-бикини (хотя и обидно с точки зрения мужчин), тогда бы ожог мог распространиться и на большую часть её юного и нежного тела. А то, что ноги и бёдра не попали в зону ожога, причина была ясна – это направление движения лодки, когда солнышко грело спину и плечи, а лицо, грудь и бёдра оказались в тени обжигавшегося тела…

     Мы тогда ещё были в переходном периоде от школяров к студентам-медикам, только начав учиться, и, конечно, её мама, увидев красную кожу, поступила неверно, намазав места ожогов простоквашей. А не спиртом во избежание появления пузырей… (Помогла бы в тех обстоятельствах и моча, но кто мог об этом знать и даже заикнуться…).  А до дома, либо до больницы надо было ещё доплыть, тем более что солнечный ожог не сразу себя проявил. Остались на память по утверждениям бывшей напарницы мелкие малозаметные следы … 

На стёрлось из памяти катание на лодке со своим тогдашним другом, Михаилом Кацем, и двумя хористками из гастролировавшей тогда в Виннице Одесской оперетты. Одну звали Калерия, а имя другой очаровательной актрисы я не вспомнил. Очевидно, та, другая, была не моей, а моего друга. Весьма приятными остались эти воспоминания. Даже следы от поцелуев на нежной шейке хористки, не давшей возможности ей без шарфика участвовать в ближайших представлениях…

Невольно вспомнились,  в связи с этим, слова народной  песни в исполнении Валентины Толкуновой:

«Мы на лодочке катались,
Золотистой, золотой.
Не гребли, а целовались,
Не качай, брат, головой...» 

   Естественно, что на остановках патефон на траве или на граните звучал не хуже, и можно было отдыхать в тени прибрежных деревьев под его мелодии. 

  Патефон честно отслужил отведенное ему рабочее время и постепенно становился ненужным, отдавая своё заслуженное положение и место более современным музыкальным приспособлениям и устройствам с записями музыки НОН - СТОП (граммофоныэлектропроигрыватели и электрофоны и пр.). Эти носители становились всё более вместительными для мелодий и всё меньшими,  но более  удобными по размерам.

    И патефоны ушли в прошлое.  Наш патефон, выпотрошенный от его рабочего содержимого, ещё послужил ящиком для хозяйских целей…

   Заканчивая своё весело-грустное воспоминание, не могу не процитировать первую часть стихотворения Александра Городницкого - «Старый патефон»,  как бы подводящую итог написанному:

«Для чего храню на антресолях

Патефон с затупленной иглою

И пластинок довоенных пачку?

Всё равно я слушать их не буду.

Все они, согласно этикеткам,

Сделаны Апрелевским заводом.

Тот завод давно уже закрылся,

Но своим мне памятен названьем,

Так же, как и Баковский, наверно.

Я пытался как-то на досуге

Оживить его стальную душу

И крутил весьма усердно ручку,

Чтобы завести его. Когда-то

Заводили так автомобили.

Но пружина, видимо, ослабла,

А чинить никто и не берётся.

Впрочем, мне достаточно названий

Песенок на выцветших конвертах…»

 

                        ***

 


Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться
  • Спасибо вам за этот ретро-рассказ, уважаемый Семён! Считайте, что вы им только что ущипнули меня за сердце. И сладко после прочтения, и... больно. Я тоже помню эти патефоны. У нас в доме, правда, патефона не было (мама не могла себе позволить столь дорогую для неё роскошь), но кто-то из наших знакомых друзей-евреев его изредка к нам приносил, и песни из него лились исключительно еврейские: "Мамэ, шлог мих ныт", Ба мир бис ду шейн", "Иче из хасэнэ гигат" и т. д. Господи, какое это было голодное и, в то же время, счастливое время - время пятидесятых! Как давно это было! Помню, вычитал у Светлова: "Приходили ржавые евреи" - восхитился. Не только меткостью метафоры. Именно эта фразка живо напомнила мне этих приходивших к нам старых (ржавых) евреев и... патефон.
    Примите же моё уважение и поклон за этот рассказ.
    Искренне Ваш.

  • Уважаемый Ефим! В отличие от некоторых публикующихся у нас авторов, Вы проявили уважение и нашли время пройтись по последним текстам и оставили своё мнение о них. Иные, могут ограничиться лишь благодарными ответами. Я всегда ощущаю неловкость, если не высказал своё мнение, особенно тем, которые не прошли мимо меня...
    "Патефон" оказался популярным напоминанием среди наших читателей и авторов. Я тоже не имел денег на патефон, как и мои родители в Виннице из совслужащих, но мой Ленигрпадский дядя имел возможность порадовать племянника и подарил денежки на сорочку, которые, как известно, превратились в желанный патефон. Все перечисленные Вами евреййские песни, конечно, прозучали на морём патефоне и доставили радость и молодым и "ржавым" (отличная метафора!) евреям незабываемых пятидесятах годов прошлого века.
    С благодарность за Ваш отклик, Семён. (Уже тоже подржавевший, но ещё проблескивающий изредка мемуарами).

    Комментарий последний раз редактировался в Понедельник, 5 Сен 2016 - 17:47:58 Талейсник Семен
  • Многое ушедшее под давлением тех. прогресса, тем не менее, продолжает греть душу. Вот уже и компакт-диски "на выданье", под давлением MP плейеров. Но вряд ли их будут вспоминать с такой же теплотой.
    Тем не менее любители все еще не перевелись, так же как и энтузиасты аналоговой фотографии. Вот мой зять тоже купил настоящий граммофон с огромной трубой.
    По поводу патефона и граммофона. Патефон - это компактная версия граммофона, т.е чисто механического звуко-возпроизводящего устройства.
    По имени французской фирмы Pathé. С обычным граммофоном на лодочке не покатаешся.

  • Спасибо, дорогой Борис, за отклик и существенную добавку. Да, уж, с грмаофоном мы ряд ли покатали девушек на лодке, да и носить его было не с руки. А при долгоиграющих пластинках накручивать пружину приходилось множенство раз и это было очень неудобно, как "коитус интеруптус" во время танца:)...

  • Борисову. С трубой действительно грамофон, но патефон его переносная версия. Однако спасибо за замечание.
    Талейснику. Вот хотел сделать вам приятное, оставляя свой коммент не смотря на нехватку времени, а вы не оценили. Ай, не хорошо быть таким обидчивым.

  • Прошу прощения, уважаемый Евсей, за потраченное на меня время, но я не столько обиделся, скоолько было обидно за Вас, ибо с Вашим остроумием и знаниями. Наверняка, у Вас или Ваших родителей, тоже был патефон. Вы могли написать комментраий по существу и пошутить при этом, а не только отшутиться. Тогда мне было бы приятно, а так я "огрызнулся", за что себя корю.

    Комментарий последний раз редактировался в Воскресенье, 21 Авг 2016 - 11:29:42 Талейсник Семен
  • Хорошая весть! На 100-летие СЛ в Виннице в его честь будет назван мост через реку Ю. Буг. Юбиляр будет приглашен на открытие мемориальной доски!
    В Америке патефонов много, а вот труб к ним сохранилось мало. Я однажды купил парочку на аукционе и продал на Ebay втри дорога. Вспомнил фильм, "Хозяин Чукотки", где чукчам давали одни патефонные раструбы в обмен на пушнину. Оказывается, их не обманывали.

  • Вы ошибаетесь, с трубами -это граммофоны.

  • Вот и воскрес один из пропавших эпигонов и адептов образцовой критики и
    в назидание наших опусов, кажущихся Евсею Кацу почти всегда не достойными его запросам, его уровню и высоким требованиям к литературным произведениям любого масштаба... Честно говоря, я надеялся на остроумный коммент по поводу старых, приятных и лёгких, с попытками иронии,воспоминаний о одном из эпизодов прошедшй жизни и даже упомянул среди своих друзей однофамильца Каца, расчитывая, что это будет для него зацепкой сострить. Но и это не помогло. Макксимум остроумия у Каца вылетело в трубу от патефона, которую он и пытался обыграть в своём примитивном и вовсе не смешном комментарии... Ему не удалось также попытаться принизить и насмешливо предствить описанный сюжет, хотя он и старался. Ибо в неловконе положение он поставил себя, вспомнив о чукчах.
    Лучше бы покритиковали сам текст, неудачные фразы и предложения, аллогичность их построения, избранную тему, приложения... Посоветовали, что исправить, как надобно писать.
    Переименования моста по типу С/Петербургского на имя Кадырова или Мокворецкого на имя Немцова я не расчитываю, ибо ничем этого не заслужил ( с моста не прыгал, не спас никого тонущегго под мостом), но Золотой мост в Сан-Франциско может оказатться под Вашим именем к Вашему 100-летию за большой вклад в написании классических юморесок. И вообще предложение ваше не кажется мне смешным, хотя оно и является, по вашему, замыслу видом поздравления...
    Спасибо, Евсей, за отклик. Я тронут...

    Комментарий последний раз редактировался в Суббота, 20 Авг 2016 - 22:13:20 Талейсник Семен
  • Наивно-невинный вопрос.
    Полар и Кац не крякнулись случаем??????? (((((
    Предупреждать надо о таких событиях!
    А то теряемся в догадках...
    Всех вопросами терзаю.
    Ради Семёна даже ИЗ КОМЫ могли бы выйти!!!
    И из небытия ВОСКРЕСНУТЬ!!!

    Комментарий последний раз редактировался в Пятница, 19 Авг 2016 - 16:49:37 Алекс Марина
  • Нет, Мариша, из-за меня, да ещё под звуки патефона ни Полар, ни Кац не появятся, коль завязали... Правда Евсей не обещал уходить, но, возможно, перегрелся на предыдущих комментах. А вот Эндрю замолк крепко... Неужто сдался? Или нужен рок, хэвиметалл или старый джах-бэнд? А не ржавый патефон...
    Не думаю, что ушли по-английски. Просто мы их не в состоянии развлечь, возбудить, пробудить и заинтересовать, не соглашаясь на переход в контркультуру... Подождём ещё. Ох, как хочется комментов от них!

    Комментарий последний раз редактировался в Пятница, 19 Авг 2016 - 19:47:10 Талейсник Семен
  • Дорогой Семён! Очень забавно, но сегодня мне в почтовый ящик кинули объявление. Куплю патефон, старинные монеты и т.д.
    Ради интереса зашла на сайты, где продают б/у вещи. Оказывается на старинные патефоны большой спрос. Сегодня скупщики предлагают за них 250 долларов. Это значит они стоят ещё дороже! Вот такой ценный старичок этот ПАТЕФОН. Оказывается, уважают его и ценят. И с каждым годом он становится всё значимей. Ушла эпоха, а патефоны остались и продолжают жить.

  • Потрясающая новость, Танюша! Я и не предполагал, что патефоны ещё в спросе, но вспомнив о любителях всякого ретро-коллекционерах, подумал, а почемы и не патефоны. Тем более, что пластинки ещё не все пошли на свалку. Спаибо за интересное сообщение. Но столько лет, что прошло со вемени событий, мною описанных, я бы его не смог сохранить даже в нерабочем состоянии...
    Спасибо, порадовала.

  • Дорогой Семён,
    извините, что на целые сутки опаздал с поздравлением!
    Так хотелось быть первым в праздничном хоре, но подвело зрение.
    Впрочем, Вы знаете, как я к Вам отношусь, как ценю Ваше творчество, Ваш опыт, профессиональные и проч.знания!
    Примите мои самые искренние и горячие поздравления!
    Ваш Ю.К.

  • Дорогой Юрий! Я не сомневался, что Вы откликнетесь и поэтому терпеливо ждал. Теперь могу поблагодарить Вас за отклик и поздравления и пожелать тоже сохранять возможность всё лучше видеть и печаптать свои воспоминания, как и комменты.
    Ваш, СТ

  • ДОРОГОЙ СЕМЁН ЛЬВОВИЧ, ОТ ВСЕГО СЕРДЦА - ПОЗДРАВЛЯЮ С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ!!! ВОТ ПРОМЕЛЬКНУЛ ЗА ГОРИЗОНТОМ ЕЩЁ ГОД ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ И ВАМ ЕСТЬ ЧЕМ ГОРДИТЬСЯ - ВЫ МНОГОЕ УСПЕЛИ СДЕЛАТЬ ПОДАРИВ НАМ, ВАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ ИНТЕРЕСНЫЕ ТРОГАТЕЛЬНЫЕ МЕМУАРЫ И ОЧЕРКИ О ЗНАМЕНИТЫХ ХУДОЖНИКАХ. ЖЕЛАЮ ВАМ, ЧТОБЫ ВДОХНОВЕНИЕ НЕ ПОКИДАЛО ВАС, А ЕСЛИ ОНО ОСЛАБНЕТ - ПОДКРУТИТЕ ЕГО РУЧКОЙ ПАТЕФОНА!!! ДА, ТАКАЯ РОСКОШЬ ДОЛГО НЕ ПОЯВЛЯЛАСЬ В НАШЕМ ДОМЕ, НО ВСЁ ЖЕ ПОЯВИЛСЯ НАМНОГО ПОЗЖЕ, ЧЕМ У ВАС. А ВОТ РИЖСКИЙ ПРОИГРЫВАТЕЛЬ С КУЧЕЙ САМЫХ РАЗНООБРАЗНЫХ ПЛАСТИНОК СТОИТ В НАШЕМ ДОМЕ ДО СИХ ПОР И ПРЕТЕНДУЕТ УЖЕ НА АНТИКВАРИАТ... ЕСТЬ ДАЖЕ ПЛАСТИНКА АННЫ АХМАТОВОЙ ЧИТАЮЩЕЙ СВОИ СТИХИ.
    СЧАСТЬЯ ВАМ И ЗДОРОВЬЯ!!! С ОБОЖАНИЕМ - АРИША. ТАК ВЫ ПРОСЛУШАЛИ МОЮ ПЕСНЮ "НЕ ПЛАЧЬ ПОДРУГА МАША"? ВОТ ОНА И НАПОМНИЛА НАМ О НАШЕЙ БУРНОЙ МОЛОДОСТИ И О БЛИЗОСТИ ФИНАЛА...

  • Дорогая Ариша! Стоит мне что-нибудь вспомнить и описать, и я заранее уверен, что и Вы тут-же вспомните из своей жизни аналогичные события и расскажете нам об этом. Вот и сейчас нашлось созвучие патефону в виде его следующей градации - проигрывателя без ручки и пружины, но в с электровключателем и проигрыванием тех же старых или новых пластинок-дисков. Такой антиквариат, как стихи в исполнении такого автора, как Анна Ахматова следует сохранять, но сейчас уже можно всё перевести на диски. Так сделал мой сын, собирающий старые мелодии.
    Спасибо за тёплые и дружеские поздравления и пожелания. Вам - здоровья, а Мише привет.Скорейшего выздоровления сыну. Ваш, СЛ.

  • Уважаемый Семен!
    Поздравляю с Днём рождения!
    Желаю сибирского здоровья, кавказского долголетия и арабской везучести! (раньше говорили- цыганской!, но теперь арабы всех превзошли по проходимости)!!!
    Статья Ваша заставила нырнуть в интернет, где нашла, что
    "Патефо́н (фр. Pathéphone) — переносная версия граммофона, механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок. В отличие от граммофона, у патефона рупор маленький и встроен в корпус, сам аппарат скомпонован в виде чемоданчика, переносится в застёгнутом виде за специальную ручку."
    Оказалось, что "название устройства — «патефон», происходящее от названия фирмы-производителя: «Патэ», которая первой начала поставки таких устройств в Россию", да ещё при царе!
    Но моё поколение танцевало под магнитофоны, сначала это были круглые бабины с заедающей магнитной лентой. А потом пошли кассетные магнитофоны, портативные, удобные.
    В последние годы вся музыка перешла фактически на лэптопы или портативные компьютеры, так что теперь не нужны ни кассеты, ни компактные диски- нашел нужные музыкальные произведения в сети и слушай себе любимую песню, оперу или арию.
    Но задумайтесь, какие изменения произошли всего за 50- 60 лет от допотопного патефона до лэптопа! Первый компактный комп был сделан (взято из сети) в 1982 г. по заказу NASA , разработчик- Вильям Могридж, компания Grid Systems.
    Так был создан первый в мире ноутбук Grid Compass с оперативной памятью на ЦМД объёмом 340 КБ, процессор Intel 8086 с тактовой частотой 8 МГц, люминесцентный экран. Данный ноутбук использовался в программе Space Shuttle.
    Как уж отметили в комментах, поколение наших родителей больше общалось, ходили друг к другу в гости, а наши дети более разобщенные, общаются больше виртуально, по скайпу. Детей будут зарождать, наверное, в пробирках, выращивать в инкубаторах- ясельках, так что институт "СЕМЬИ" к сожалению, начинает деградировать!
    И всё-таки с надеждой на лучшее будущее,
    Стася

  • Уважаемая Стася! Я Вам весьма благодарен за приведенные данные о происхождении термина и самого патефона в историческом аспекте. Если бы я писал не лёгкое лирическое и ностальгическое воспоминание, то, наверное, тоже бы нарыл не мало интересного.
    Хорошо, что Вы сделали это за меня и с пользой для дела и внесли своим комментом много интересных деталей и расширили наш кругозор. Примите мою признательность и благодарность за такой неординарный отзыв.
    А то, что на смену патефонам и даже сегодняшним новшествам записи и воспроизведения музыки, завтра появятся ещё более усовершенствованные и портативные, нет сомнений. Но то, что с пользой приходит с ними и вред разобщения людей, остающихся тет-а-тет с очередной музыкальной игрушкой, зацикливаясь и погружаясь в одиночество и сужение кругозора общения и знаний, сомневаться не приходится... Увы. Жаль патефона. Он объединял людей...

    Комментарий последний раз редактировался в Четверг, 18 Авг 2016 - 20:59:09 Талейсник Семен
  • П

    Комментарий последний раз редактировался в Суббота, 20 Авг 2016 - 14:54:22 Берлин Адольф
  • Семену Талейснику

    Эта публикация Семёна отличается темой, не связанной с привычной для читателей медициной (хотя автор не смог удержаться от изложения рецептов лечения солнечных ожогов, вплоть до необычных и очень народных).

    Благодаря этой публикации было так здорово окунуться в тот ставший почти нереальным (даже более чем виртуальная реальность нашего века) мир нашего детства и юности. Тогда патефон значил гораздо больше, чем теперь самый продвинутый плеер: он открывал владельцу возможности быть приглашённым в многочисленные компании, куда не всякого звали.

    Мне кажется, в выражении “убегал к ручке патефона, хватаясь за неё, как за свой оберег или спасательный круг”, не очень обосновано использовать слово “оберег” даже в качестве почти синонима “спасательного круга”. Всё же оберег, скорее, предмет, оберегающий от бед и нечистой силы.

    Текст публикации заставил задуматься над тем, как кардинально изменился мир окружающих нас устройств, например, для воспроизведения звука. Для их названия даже не нашлось слова в русском языке: привычно выручил английский, дав взаймы термин “девайс”. На мой взгляд, использовать термин “гаджет” менее предпочтительно: это скорее не самостоятельно функционирующее устройство, каковым является патефон или любой плеер, а технологичное дополнение к нему, как джойстик в компьютерной видеоигре.

    Комментарий последний раз редактировался в Суббота, 20 Авг 2016 - 14:56:04 Берлин Адольф
  • Замечания Адольфа по поводу термина "гаджеты"? как не инженер и "чайник", принимаю. Напишу "устройства". Что касется слова "оберег", то оставлю, как "предмет, оберегающий от бед и нечистой силы", где принуждение к танцу Юры вызывали у него нечто подобное... Отнесём к попыткам юмора... Как и очень эффективный метод лечения ожога в полевых условиях. Особенно на пальцах рук или ног, когда не трудно применить такое народное лечение...
    Всё остальное в комментарии соответствует моему ожиданию вызвыать у читателей аналогичные воспоминания о нашем первом после шарманки переносимом музыкальном ящике. Что и подтвердилось, и я с благодарностью приветствую этот отзыв.

    Комментарий последний раз редактировался в Четверг, 18 Авг 2016 - 20:29:52 Талейсник Семен
  • C Днём Рождения Вас! Здоровья, благополучия во всём, оставаться таким же мудрым, замечательным человеком, молодым в душе!
    И спасибо за рассказ - интересно и познавательно для меня, другая эпоха по сути, годы вашей молодости..Хотя и я помню как хвостиком ходила за старшей сестрой, мы покупали пластинки "Modern talking", а для папы на его день рождения - В. Высоцкого, перевязав синим бантиком красивую упаковку с фотографией поэта.
    Картина "Старый дом" очень узнаваема, столько подмеченных деталей..тот же почтовый ящик, и даже стол, и стулья как из далекого детства.
    С уважением, Мария.

  • Конечно, Вы правы. Было бы забавно, если бы "Modern talking" проигрывался на патефоне:), и к сожалению, я не видела этот предмет вживую /только в музее. Но вот пластинки ещё живы, и в памяти, и в шкафу - рука не поднимается выбросить..

  • Уважаемая Мария! Мне очень приятно подчеркнуть, что Вы единственная из комментаоров, заметили и прониклись ностальгическим чувством к картине "Старый дом", которую я случайно нашёл в интернете, разыскивая всё о патефоне... Вы даже обратили внимание на почтовый ящик, который я не заметил. А на венские стулья обратил вниманние. Вот только мне кажется, что в то время, какоене я описываю, ещё не было ни группы "Modern talking", ни Владимира Высоцкого. Они появились вместе со своими пластинками позже, когда патефоны уже начали уступать место электропроигрывателмя различного вида. Пластинки на много лет пережили механические патефоны.
    Между прочим, когда я писал это эссе, мой сын тоже мне делал существенные замечания в хрогологических помарках и инекоторой путаннице во времено появления музыкальных групп, за что я ему бланггодарен. Это естественно.
    Спасибо Вам за небезразличный отклик.

  • Дорогой Семён!
    Вот смотришь на эту старую патефонную коробочку и не ощущаешь, что вещь старая, молчаливая, запыленная! Какая-то особенная энергетика была в этих патефонах. Танцы, молодость, романтика. Вот, кажется, поставь пластинку – и всё начнется сначала, весь мир станет наивно-светлым, ярким, подвижным, как раньше. Читаю Ваши воспоминания и будто смотрю в замочную скважину, настолько всё зримо и очаровательно. Столько мельчайших милых подробностей Вы вспомнили, столько мелодий разбудили в памяти читателей. Безусловно, жизнь прежней молодёжи была более насыщенной, интересной, эмоциональной.

  • Конечно, Танюша, жизнь молодёжи была более насыщенной и потому что чаще собирались вместе. чтобы пообщаться, поговорить, попеть или даже потанцевать под патефонную пластинку. А ведь сегодня молодёж увлечена индивидуальными беседами и общениями через смартфоны, айфоны, планшеты и со стороны выглядят, как говорящие с собой, и их эмоции при взгляде со стороны не понятны окружающим. Они чаще наблюдают танцы , чес танцуют сами, слушают музыку индивидуально и не обсуждают с рядом сидящим в зале, ибо они на вместе, а раздельны...Не дай Бог Эйнштейн окажется правым, что будущее поколение будет неполноценным. Я с ужасом смотрю на свою внучку, которая общается не со мной, а с кем-то там в стеклянной коробочке и смеётся, говоря с кем-то... Со мной всё меньше времени, впроочем как и с родителями... Им не нужны ни патефоны, ни магнитофоны. Ведь даже Выфсоцкого онии слушают индивимдуально. А как же обсуждаь, если каждый слушает своё...
    Вот какие грустные мысли вызывал мой рассказ у тебя, да и у меня, ибо я с тобой согласен.
    Спасибо за отклик и совпадение взглядов с сожалепнием об ушедшем в прошлое патефонов...

  • Какая тема! Сколько воспоминаний связано с полузабытым нынче Патефоном, но никогда не забываемым волшебником и другом нашего поколения и родителей наших! Для меня Патефон – символ ушедшей эпохи.

    Вечер в доме ветеранов войны

    Раздолье осенью дождям...
    Здесь, в зале, скрипка и баян.
    В ответ бубнит им контрабас.
    И вальс-бостон звучит для нас.
    Нам кажется – играет он,
    наш незабвенный патефон.

    К нему большой был интерес:
    свершалось множество чудес.
    Нам титул кавалеров дан.
    На танец приглашали дам.
    Мы находились в их плену,
    не понимая почему.

    Ушедшая пора из грез
    и ревность глупая до слез,
    и наши старые дворы,
    и лампа в нимбе мошкары.
    Бывало, снились нам они
    в окопах посреди войны.

    Уютно в зале – все свои.
    Наши шершавые шаги
    и грациозны и смешны.
    Как прежде – кавалеры мы.
    Поэтому и потому
    вверяют дамы нам судьбу.

    Раздолье осенью дождям...
    Здесь, в зале, скрипка и баян,
    и вместе с ними контрабас
    играют танго, польку, вальс…
    Нам кажется, что это он,
    наш незабвенный патефон.

    Дорогой Семён, поздравляя с днём рождения, восхищаюсь Вашими литературными успехами. Поражает Ваше юношеское устремление к поиску в сочетании с весомой и блистательной реализацией его. Желаю и в дальнейшем интересно жить. И пребывать в добром здравии, преуспевая в этом наиважнейшем деле. Обнимаю. Давид.

  • Дорогой Давид! Как много чувств, ностальгии и воспоминаний вместилось в Вашем комменте со стихотворением на тему, связанную патефонной мелодией, звучавшей и тогда, и позже, и в воспоминаниях. Её отзвук - это наше прошлое и с ним нам жить до конца. Хорошо, что память позволят раскапывать золотые залежи нашей молодости.
    Спасибо Вам за поздравления, тёплые и душквные добрые пожелания и вообще за написанный комметарий.
    репко жму руку и обнимаю, Семён.

  • Нет ничего нужнее, чем нужная пластинка, особенно если она долгоиграющая. Пластинка нашей жизни зависит от того, какие пластинки мы ставим и на каких местах эти пластинки заедает. Когда смотришь на разорванную магнитофонную ленту или на разбитую граммофонную пластинку, щемит душу и возникает ностальгия. Намагниченная лента намагничивает душу. Трогателен даже шелест магнитных лент. Магнитофонная лента ассоциируется у меня с лентой судьбы. Теперь все пластинки старые, новых пластинок больше нет, все пластинки много раз переслушанные и все дорожки у пластинок - заезженные. Пластинка хрипит у нас в душе и, как говорил Джеймс Браун, "любую проблему на свете можно решить танцуя." Танцуя под патефон, грамофон, электрофон, магнитофон, мп3-плеер и так далее.
    С уважением, Юрий Тубольцев

  • Спасибо за душевное, чувствительное и ностальгическое восприятие моей зарисовки о старом патефоне. Всё Вы выразили красиво и верно. А у меня такой отклик всегда вызывает чувство удовлетворения, что не зря рассказал откровенно о дорогом эпизоде из памяти моей жизни.
    С уважением, СТ.

  • Вас по-читая. каждый скажет:
    Когда на Острове Семён,
    Пластинка скучная не ляжет
    На сайта старый патефон!!!

    Дорогой Семён!
    Прими мои поздравления с днём рождения и с этим очаровательным эссе.

    Женя.
    С. и Ф. тоже поздравляют и низко кланяются.

  • Эссе не каждый по - читает
    И выскажется просто так,
    Пластинку только поменяет
    На патефоне Е. Кругляк…
    ***
    Я благодарю за поздравленье,
    Поклон от С. и тяф от Ф-и,
    Мой день рожденья - не варенье,
    - Окрошка, что ни говори!

    Ваш Семён.

  • Здравствуйте Дорогой Семен. С Днем Рождения Вас! Спасибо за воспоминания. Патефон у нас был. Отец привез его из Киевской командировки в 63 или 65 году. Что интересно, привез ведро груш и патефон...Пиджака однако ж при нем не оказалось...)))

  • Дорогой Владимир! Рад, что появились. Хотел уже писать запрос, куда делся...
    Вот и свой патефон Вы вспомнили, а заодно и командировку отца, возможно пожертвовашим пиджаком в обмен на патефон и ведро груш...
    Спасибо за поздравлениею Не исчезайте и пишите без пауз НОН-СТОП.

  • Спасибо, Семен. У нас патефона не было, был проигрыватель. Но мне было лет восемь-девять, когда родители купили магнитофон. Он тогда еще был в дефиците. Я себе купила магнитофон после второго курса института на собранную стипендию. А пластинки у мамы есть до сих пор. Они ретро. Но проигрывать их уже не на чем. А патефон - это история. Спасибо! И с днем рождения!!!

    Комментарий последний раз редактировался в Среда, 17 Авг 2016 - 21:55:43 Некрасовская Людмила
  • Дорогая Людмила! Вот и Вам напомнил о патефоне. Значит не зря написал. Ретроистории в нашей жизни с годами становятся всё интереснее, ценнее и стимулируют творчество не только для себя, но и для причитавших. Вот и Ваша мама с трудом должна будет рсстаться с ретропластинками., ибо они пережили себя и вместе с патефонами канули в вечность...
    Спрасибо за поздравление.

  • Дорогой Семён!
    С большим удовольствием прочла Ваши ностальгические воспоминания о милом допотопном патефоне! (перенесла его в соответствующую рубрику- Мемуары).
    И поздравляю Вас с ДНЁМ РОЖДЕНИЯ! Желаю доброго здоровья, семейного счастья и новых творческих успехов с воплощением в рассказы, эссе и воспоминания!
    Перефразируя приведенную Вами песенку Утёсова, "У меня есть тоже патефончик",
    позвольте добавить-

    Сдан в архив на полку патефончик,
    Мы его не станем заводить,
    Но зато на сайте наш Семёнчик
    Нам не даст скучать или грустить!

    Простите за фривольность в обращении- для рифмы (раз уж пошло "хулиганство" и шалости!)
    С наилучшими пожеланиями,
    Валерия

  • Дорогая Валерия! Очень рад Вашему комменту и особенно дополнительному куплету к песенке о патефончике, зарифмованной моим именем , звучавшем в дни рождения более 80 лет тому назад... Когда шалить и хулиганить было обыденно. Но и сейчас иной раз, при сложившихся (форсмажорных?) обстоятельствах эти поступки помогают исправить ситуацию. И спасибо за поздравления и добрые пожелания. Ваш, СТ.

  • Уважаемый Семен, ИСКРЕННЕ поздравляю Вас, во-первых, с Вашим праздником и мне всегджа приятно общение с Вами, потому что Вы молоды душой. Вот и оставайтесь таким долгие-долгие годы. Еще раз с днем рождения!
    О рассказе.
    Во-вторых, Поражаюсь, с какой теплотой Вы написали о старом предмете! Сейчас полез на чердак и достал две пластинки "на ребрах" (я их не выкинул). Это две песни сестёр Бэри: "Тумбалалайка" и "Очи чёрные", столь популярные в шестидесятых.
    В-третьих, вы сейчас получите от меня e-mail, если Вам пригодится то, что я написал, буду только этому рад.
    С уважением, ГНГ
    :)

  • Уважаемый Николай! Огромное спасибо за Ваши замечания по синтиаксису и меньше по стилю. Запятые - это проблема, но я всё исправил по Вашим рекомендациям. Даже НОН-СТОП написал с больших букв...

  • Уважаемый Николай! Спасибо за поздравления и добрые слова. Получился рассказ лучше, нежекели я сам ожидал, когда стал писать, воспоминания перегоняли друг дружку и наслаивались, а стихи просто прибавляли тепло и подстёгивали слова и фразы. Действительно, наша память - это кадезь, сокровищница всего прожитого и пережитого. Только вычерпывай из неё и у всех, прочитавших, найдётся отклик... Вот и Вы нашли "музыку на рёбрах" . Рад, что у Вас пробукдились добрые воспоминания...

  • Дорогой Семен! В первую очередь, еще раз поздравляю с днем рождения!
    В день рождения Ваш рассказ с ностальгическими воспоминаниями очень кстати. Приятно было вместе с Вами окунуться в прошлое и вспомнить как патефонную музыку. Кстати, у меня дома до сих пор лежат старые пластинки. Проигрыватель давно выбросил, а пластинки жалко. :)
    Одну небольшую ошибку заметил. "Юра Дубинский, высокий нескладный и неуклюжий, застенчивый и быстро краснеющий парень был отличным фотографом и «заводилой» магнитофона." Крнечно, патефона! С уважением, Александр.

  • Спасибо, Саша, уже исправил. И очень рад, что напомнил о патефоне с его музыкой и старыми пластинками, которые и у нас долго храниолисьт, ибо не подннималась рука выбросить, но современные удобные, портативные и объёмные носители всё же победили. Нашли упорного приверженца патефонов, электрофонов и пластинок, который с благодарностью принял этиот подарок...

  • ДОРОГОЙ СЕМЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁН!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
    ПОЗДРАВЛЯЮ ВСЕХ НАС С ТЕМ, ЧТО ВЫ ТАКОЙ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ!!!
    И В ДЕНЬ СЕГОДНЯШНЕГО РОЖДЕНИЯ И ВСЕГДА!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
    Обожаю Ваши публикации!
    Лирично-ностальгичные, тонкие, душевные, самоироничные!!!!!!!!!!!!!!!!
    Люблю их перечитывать, открывая новые смыслы...
    В честь ДНЯ РОЖДЕНИЯ целую и обнимаю!!!
    А ЛЮБЛЮ - ВСЕГДА!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

    Комментарий последний раз редактировался в Среда, 17 Авг 2016 - 16:20:32 Алекс Марина
  • Семён!!!!!!!!!!!!!!!!!!
    Я спасаю репутацию МОДЕРАТОРОВ!
    Они спохватятся и исправятся!
    А хулиганить - весело и безопасно! )))))))))))))))
    Ну что с нами сделают? Не выпорют и даже в угол не поставят!!!!!!!!!!!!!!!!
    А в ДР положено ХУЛИГАНИТЬ НАПРОПАЛУЮ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

    Комментарий последний раз редактировался в Среда, 17 Авг 2016 - 17:00:13 Алекс Марина
  • Ну, дорогая Мариша, партизанка и затейница, нарушительница скучных правил. Чует моя приверженность всяческим правилам, что мы делаем что-то не то, но хотя бы появилось движение, чувства у коллег, пожелавших поздравить именинника. А то все молчали и стеснялись... Спасибо всем!
    А "Патефон", приготовленная зарисорвка ко дню рождения, как у нас принято на Островве, но, очевидно, не для всех...

  • :D

Последние поступления

Кто сейчас на сайте?

Андерс Валерия   Буторин   Николай   Шашков Андрей  

Посетители

  • Пользователей на сайте: 3
  • Пользователей не на сайте: 2,320
  • Гостей: 272